Денежно-кредитная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение кредитной политики как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь. Разработкой кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития.
Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся кредитной политики: сущность, цели, методы, инструменты, а также типы денежно-кредитной политики;
- раскрыть сущность кейсианской теории денег и изучить монетаристский подход;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1. Сущность, цели и инструменты денежно кредитной политики…………..6
1.1.Сущность и цели денежно-кредитной политики…………………………6
1.2. Методы и инструменты денежно-кредитной политики…………………9
1.3. Типы денежно-кредитной политики……………………………………...14
2. Модели денежно-кредитной политики в современной экономике………17
2.1. Кейсианская теория денег…………………………………………………17
2.2. Монетаристский подход…………………………………………………...18
3. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь………………………23
3.1. Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь……23
3.2. Перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь…………………………………………………………………………..26
3.3. Предложения по развитию денежно-кредитной политики
Республики Беларусь……………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

текст.docx

— 85.21 Кб (Скачать файл)

Рассмотренные инструменты  политики используются центральным  банком обычно в комплексе в соответствии с целью денежно-кредитной политики. Оптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политики зависит  от стадии развития и структуры финансовых рынков, роли центрального банка в  экономике страны. Например, политика учетных ставок (ставок рефинансирования), занимая второе место по значению после политики центрального банка  на открытом рынке, проводится обычно в сочетании с операциями центрального банка на открытом рынке. Так, при  продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях  уменьшения денежного предложения  центральный банк устанавливает  высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс  продажи коммерческими банками  государственных ценных бумаг, поскольку  им становится невыгодно восполнять резервы займами у центрального банка, и повышает эффективность  операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке он резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг. Расширительная политика центрального банка становится более эффективной.

Кроме рассмотренных выше традиционных денежно-кредитных инструментов, в рамках денежно-кредитной политики может использоваться и установление ориентиров роста денежной массы, а также валютное регулирование.

Управление наличной денежной массой представляет собой регулирование  обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия  из обращения, осуществляемые центральным  банком.

 Под валютным регулированием  понимается управление валютными  потокам и внешними платежами,  формирование валютного курса  национальной денежной единицы.  На валютный курс оказывает  влияние множество факторов: состояние  платежного баланса, экспорта  и импорта, доля внешней торговли  в валовом внутреннем продукте, дефицит бюджета и источников  его покрытия, экономическая и  политическая ситуация и другое. Реальный в конкретных условиях валютный курс может быть определен в результате свободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли и продажи иностранной валюты. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продает иностранную валюту, для снижения этого курса скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Центральный банк проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности и в тоже время найти компромисс между интересами национальной валюты заинтересованы фирмы-экспортеры, они обеспечивают основную часть поступающей валютной выручки.

Таким образом, современные  государства обладают целой системой методов регулирования экономики, причем составляющие ее инструменты  отличаются не только по силе воздействия  на кредитный рынок, но и по сферам их применения, что при правильной оценке ситуации позволяет найти  оптимальное решение, выводящее  страну из вероятного кризиса [4, с. 289-292].

 

1.3. Типы денежно-кредитной политики

 

Изменение центральным банком учетной ставки, ее увеличение или  уменьшение в теории и практике рыночной экономики называется политикой  «дорогих» и «дешевых» денег.

Политика «дешевых денег» проводится в периоды спада производства для стимулирования деловой активности. Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги; снижает  резервную норму и процентную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

Для увеличения денежного  предложения центральные банки  могут предпринять в определенной комбинации следующие действия: покупка  государственных ценных бумаг на открытом рынке у банков и населения, понижение резервной нормы или  снижение учетной ставки. В результате увеличиваются избыточные резервы  коммерческих банков, а предложение  денег в стране возрастает. Увеличение денежного предложения понижает процентную ставку, активизирует инвестиционную деятельность, что в конечном итоге  приводит к росту валового внутреннего  продукта. Величина, на которую возрастет  валовой внутренний продукт, зависит от степени роста инвестиций и размера мультипликатора денежных доходов.

Политика «дорогих денег» проводится в условиях инфляции. Она  направлена на ужесточение условий  и ограничение объема кредитных  операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный  банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает  норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются  недостаточно эффективными, центральный  банк использует административные ограничения: ограничивает максимальную величину предоставляемых  кредитов, лимитирует депозиты, сокращает  объем потребительского кредита  и т.д.

Уменьшение денежного  предложения приводит к повышению  процентной ставки, сокращению инвестиций, снижению совокупных расходов, что  в конечном итоге ограничит инфляцию спроса.

Денежно-кредитная политика как экспансионистского, так и  рестрикционного типа может иметь  тотальный либо селективный характер. При тотальной монетарной политике мероприятия центрального банка  распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной  на отдельные кредитные институты  либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности. Селективная  денежно-кредитная политика позволяет  центральному банку оказывать выборочное воздействие в определенном направлении.

При ее проведении практикуется использование следующих инструментов или их разнообразных сочетаний: лимитирование отдельных видов  операций банков (или их групп, например по регионам), установление размеров вознаграждения коммерческих банков при проведении различных финансово-кредитных операций, регламентация условий выдачи отдельных  видов ссуд различным категориям заемщиков, установление кредитных потолков.

Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной  политики исходя из состояния экономики  страны. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной  политики утверждаются законодательным  органом. При этом нужно учитывать, что между проведением того или  иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время, а также тот  факт, что денежно-кредитное регулирование  способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности [7, c. 147-148].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Модели денежно-кредитной  политики в современной экономике

 

2.1. Кейсианская теория денег

 

Длительное время среди  экономистов ведутся дискуссии  по данной проблеме, обусловленные  двумя различными подходами к  теории денег: модернизированной кейнсианской теории, с одной стороны, и современной  количественной теории денег (монетаризм) - с другой. Современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что изменение  денежного предложения влияет на номинальный объем валового национального  продуктв (ВНП), но оценивают по-разному  и значение этого влияния, и сам  механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень  процентной ставки, а с точки зрения монетаристов – само предложение  денег.

Рассмотрим основные положения, отстаиваемые кейнсианцами в области теории денег.

Рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему со многими  внутренними «пороками». Поэтому  государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования  экономики, в том числе денежно-кредитные.

Цепочка причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП такова: изменение денежного  предложения является причиной изменения  уровня процентной ставки, что, в свою очередь, приводит к изменению в  инвестиционном спросе и через мультипликативный  эффект - к изменению номинальном  ВНП. Основное теоретическое уравнение, на котором базируется кейнсианство:

Y = C + G + I + NX,                                                                                  (2.1)

где Y − номинальный объем ВНП;

      С − потребительские расходы;

       G − государственные расходы на покупку товаров и услуг;

       I – частные плановые инвестиции;

       NX – чистый экспорт.

Кейнсианцы отмечают, что  цель причинно-следственных связей между  предложением денег и номинальным  ВНП достаточно велика, а центральный банк при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и, соответственно, как изменится величина ВНП). Наращивание денежного предложения при неизменном спросе может завести экономику, помимо прочего, в так называемую «ликвидную ловушку»: процентная ставка может снизиться до критического уровня, что будет означать исключительно высокое предпочтение ликвидности.

Если при этом предложение  денег продолжает увеличиваться, то процентная ставка может уже не реагировать  на это, так как ниже определенного  уровня она не может опуститься. Если же ставка процента не реагирует на изменение денежного предложения, то рвется цепь причинно-следственных связей между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП.

 Первоначально, Дж. М. Кейнс, считая процент важнейшим параметром, отдает предпочтение денежно-кредитному регулированию. Он полагает, что с помощью государственного вмешательства на денежном рынке можно регулировать ставку процента в долговременной перспективе и тем самым влиять на совокупный спрос.

Для этого Кейнс предлагает проводить политику дешевых денег. Увеличение количества денег дает возможность  более полно удовлетворять потребность  в ликвидных резервах. Когда их количество становится избыточным, склонность к ликвидности и норма процента понижаются. Избыточные резервы (сбережения) частично используются для покупки  потребительских товаров, чем повышают потребительский спрос, и частично – для приобретения ценных бумаг, что расширяет инвестиционный спрос. В результате растет совокупный спрос, а национальный доход и занятость  достигают равновесия на более высоком  уровне. Рост доходов в свою очередь  означает увеличение сбережений и инвестиций вследствие снижения нормы процента.

Однако практика показала, что в условиях глубокого спада, когда инвестиции слабо или почти  не реагируют на понижение ставки процента, денежно-кредитное регулирование  является малоэффективным методом, стимулирующим приток инвестиций.                                     

В связи с вышеизложенным, кейнсианцы считают монетарную политику не столь эффективным средством  стабилизации экономики, как, например, фискальная или бюджетно-налоговая  политика, в соответствии с которой  величина расходов и норма налогообложения  подчиняются потребностям регулирования  совокупного спроса, уровень которого обеспечивает полное использование  капитала и трудовых ресурсов при  сохранении стабильности цен [5, с. 270-272].

 

2.2. Монетаристский подход

 

В целом, в 70-х годах прошлого столетия наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической науке  преобладающим стало неоклассическое  направление, в том числе его  современная форма - монетаризм.

Главный теоретик современного монетаризма – известный американский экономист, лауреат Нобелевской  премии М. Фридман.

Рассмотрим  основные положения современного монетаризма.

Монетаризм базируется на убеждении, что рыночная экономика - внутренне устойчивая система. Все  негативные моменты - результат некомпетентного  вмешательства государства в  экономику, которое надо свести к  минимуму.

Корреляция между денежным фактором (массой денег в обращении) и номинальным объемом ВНП  обнаруживается более тесная, чем  между инвестициями и ВНП. Динамика ВНП следует непосредственно  за динамикой денег. Монетаристы  отмечают, что существует определенная взаимосвязь между количеством  денег в обращении и общим  объемом проданных товаров и  услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или, иначе, уравнением количественной теории денег:

М * Y = P * Q,                                                                                         (2.2)

где М − количество денег в обращении;

      V − скорость обращения денег;

      Р − средняя цена товаров и услуг;

       Q − количество товаров и услуг, произведенных в рамках           

              национальной экономики в течение определенного периода

    времени (обычно за год).

Произведение P*Q равно совокупному объему денежных средств, обернувшихся в течение года. Количество проданных товаров и услуг за определенное время (Q) примерно равно объему производства за тот же период (Yt). Тождества здесь нет, так как за период t могут перепродаваться товары, которые были созданы ранее, скажем, за период (t-1). Эти товары войдут в показатель Qt, но не войдут в показатель текущего объема производства Yt. Поскольку доля таких товаров в общем, кругообороте достаточно мала, экономисты допускают равенство Qt = Yt.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь