Денежно-кредитная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение кредитной политики как сущности, а также ее проведение в Республике Беларусь. Разработкой кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития.
Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся кредитной политики: сущность, цели, методы, инструменты, а также типы денежно-кредитной политики;
- раскрыть сущность кейсианской теории денег и изучить монетаристский подход;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1. Сущность, цели и инструменты денежно кредитной политики…………..6
1.1.Сущность и цели денежно-кредитной политики…………………………6
1.2. Методы и инструменты денежно-кредитной политики…………………9
1.3. Типы денежно-кредитной политики……………………………………...14
2. Модели денежно-кредитной политики в современной экономике………17
2.1. Кейсианская теория денег…………………………………………………17
2.2. Монетаристский подход…………………………………………………...18
3. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь………………………23
3.1. Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь……23
3.2. Перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь…………………………………………………………………………..26
3.3. Предложения по развитию денежно-кредитной политики
Республики Беларусь……………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

текст.docx

— 85.21 Кб (Скачать файл)

Если Р − средняя цена единицы произведенной продукции, то

M * V = P * Y,                                                                                           (2.3)

где Р*Y − объем производства в денежном выражении, или

        номинальный объем ВНП;

     Y − тогда можно рассматривать как реальный объем ВНП;

      P − как дефлятор ВНП. Отсюда Y − номинальный объем ВНП.

Сторонники количественной теории денег полагают, что вполне корректно сделать допущение  о постоянстве скорости обращения  денег. Такое допущение является абстракцией, поскольку показатель Y, конечно, меняется, но очень незначительно, а существенные изменения могут быть обусловлены качественными преобразованиями в организации денежного обращения, что происходит не часто и вполне предсказуемо (например, широкое внедрение «пластиковых» денег, расширение сети банкоматов и тому подобное). Кредитные карточки рассматриваются многими экономистами не как новый вид денег, а как новый момент в организации денежного обращения. Кредитная карточка – это документ, облегчающий, по сути, заем для владельца. Что означает покупка товара по кредитной карточке? Она означает, что вы дали распоряжение банка о переводе кредита в магазин. Позже банк пошлет деньги в магазин (в форме перевода денег на счет магазина или в форме чека). Именно этот перевод будет означать, что покупка реально оплачена.

Если величина V постоянна, ее можно заменить определенным коэффициентом K, тогда уравнение количественной теории денег примет вид:

K * M = P * Y                                                                                            (2.4)

В такой записи это уравнение  выражает зависимость номинального объема ВНП от денежного предложения, т.е. изменение количества денег  в обращении должно вызывать пропорциональное изменение объема номинального ВНП, или, иначе, объем производства в  денежном выражении определяется количеством  денег в обращении при допущении  постоянной скорости их обращения. Вспомним, что такое реальный объем производства. Реальный объем производства определяется имеющимися на данный момент в экономике  факторами производства (заданная величина). Следовательно, изменение номинального объема ВНП обусловлено только изменением цен. Таким образом, в соответствии с количественной теорией денег  уровень цен пропорционален количеству денег в обращении. Но если это  так, то изменение уровня цен будет  находиться также в определенной зависимости от изменения денежного  предложения.

 В свою очередь,  изменение уровня цен - это  показатель темпа инфляции. Следовательно,  прирост денежной массы будет  определять, согласно количественной  теории денег, темп инфляции.

 Причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным объемом ВНП осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. Тем самым известны как бы «входные и выходные данные» влияния предложения денег на ВНП, сам же механизм влияния денег скрыт. М. Фридман попытался объяснить этот механизм, введя промежуточную категорию - «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум. М. Фридман отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и, в конечном счете, это приводит к росту ВНП.

Исходя из этого, М. Фридман  выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а  именно: государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого  прироста определяется уравнением М. Фридмана:

DM=DP+DY,                                                                                             (2.5)

где DM - среднегодовой темп приращения денег, % за длительный                  

                период;

    

       DY - среднегодовой темп прироста ВНП, % за длительный период;

      DP - среднегодовой темп ожидаемой инфляции, % (при подсчете

                среднегодового темпа ожидаемой инфляции и общего уровня

                инфляции вычитается инфляция, вызванная государством,

                профсоюзами и т.п.).

Монетарное правило М. Фридмана предполагает строгое контролируемое увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3- 5% в год. Именно такой  прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание  инфляции, а если темп вливании в  экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать.

Денежное правило М. Фридмана легло в основу денежно-кредитной  политики в США и Великобритании (рейганомика и тетчеризм) с конца 70-х годов 20 века. Так называемая политика таргетирования, т.е. ежегодного ввода определенных ограничений  на увеличение денежной массы в обращении, привела к зримым результатам: на фоне сокращения уровня инфляции с 10% до 5% в год был, достигнут темп роста  ВНП на уровне 3- 5% в год [5, с. 273-275].

Основным объектом анализа  монетаристов выступают деньги и  количество денег в обращении. Исходным является утверждение, что существует стабильный спрос на деньги, но нестабильное предложение денег, которое зависит  от субъективных решений кредитных  институтов. Поэтому резкие изменения  величины денежной массы в обращении  могут явиться источником нестабильности. Превышение предложения денег над  спросом на них вызывает инфляцию. В случае если их количество меньше, чем потребность для нужд общества, возможен кризис.

Сдвиги в денежной сфере  также выступают основной причиной нарушения естественного хозяйственного развития. В долгосрочном периоде  нестабильность денег сопровождается нестабильностью экономического роста.

В связи с этим монетаристы  считают, что уровень экономической  активности в большей степени  зависит от денежно-кредитной политики. Только предложение денег является фактором, определяющим уровень производства, занятости и цен.

Таким образом, современные  теоретические модели денежно-кредитной  политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором  учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде  в денежно-кредитной политике сегодня  преобладает монетаристский подход. Вместе с тем государство не отказывается в краткосрочном периоде от воздействия  непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.

Хотя знание теоретических  основ и концепций денежно-кредитной  политики еще не означает автоматической возможности ее эффективной разработки и достижения поставленных целей. Нельзя выбрать единую оптимальную для  всех стран одинакового уровня экономического развития денежно-кредитную политику. Она будет различаться в зависимости от размеров, уровня развития и структуры финансового рынка. На нее будут воздействовать определенные лаги и степень независимости центрального банка. Если некоторые решения в области денежно-кредитной политики одинаковы для большинства стран, это может только означать, что эти решения предпочтительнее других, но не всегда оптимальны для того или иного периода развития именно данной страны. Такой вывод вытекает из того, что трудно с достаточно высокой точностью предсказать последствия проводимой денежно-кредитной политики. Н нее влияют как эндогенные (поведение самих субъектов рынка, их предпочтения), так и экзогенные (специфика фазы экономического цикла, политические изменения в стране) факторы денежного рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь  

 

3.1. Особенности денежно-кредитной политики  Республики Беларусь

 

Прошедший год был сложным как для всей экономики Республики Беларусь, так и для банковского сектора. Активно стимулируя рост производства для решения первоочередных социально-экономических задач, не удалось своевременно адаптировать экономику к быстро изменяющейся ситуации на мировых рынках. Не в полной мере была решена задача повышения внешней конкурентоспособности белорусской экономики, в том числе за счет снижения ее зависимости от импорта энергоресурсов и других товаров.

Следствием этого стало нарастание макроэкономической несбалансированности. Рост отрицательного сальдо внешней торговли и ухудшение состояния платежного баланса, возникновение дефицита валюты на рынке в конечном итоге привели к значительному обесценению курса национальной валюты и развитию инфляционных процессов.

В 2011 г. многое было сделано  для исправления сложившихся макроэкономических дисбалансов. Среди наиболее значимых: выход на единый курс белорусского рубля, прекращение Национальным банком эмиссионного кредитования государственных проектов, повышение процентных ставок.

В результате удалось преломить  негативные процессы в экономике и заложить основу для развития позитивных тенденций.

Так, после выхода в октябре 2011 г. на единый обменный курс белорусского рубля произошло укрепление национальной денежной единицы.

Ежемесячное сальдо внешней торговли товарами и услугами складывается на уровне, близком к нулю. Поступления валютной выручки за экспорт превышают объемы списания валютных средств в оплату импорта.

В декабре 2011 г., впервые за несколько лет, субъекты хозяйствования стали чистыми продавцами иностранной валюты, тогда как ранее наблюдалась устойчивая тенденция чистой покупки. Население, в отличие от начала 2011 г., каждый месяц продает валюты больше, чем покупает.

В целом на валютном рынке предложение иностранной валюты превышает спрос на нее. В этой ситуации для недопущения резкого укрепления белорусского рубля Национальный банк вынужден приобретать иностранную валюту.

Международные резервные  активы Республики Беларусь на 1 января 2012 г. достигли исторического максимума — 7,9 млрд. долл. США, что соответствует почти двум месяцам импорта товаров и услуг.

Во втором полугодии 2011 г. возобновился приток срочных рублевых депозитов населения в банках. С сентября начал восстанавливаться объем срочных вкладов граждан в иностранной валюте.

Перечислять такие положительные  факты можно и дальше. В то же время остались нерешенными проблемы, несущие в себе дополнительные риски макроэкономической и финансовой стабильности.

Возобновление нормального  функционирования внутреннего валютного рынка и выход на единый курс, безусловно, являются важными условиями успешной работы экономики. Однако они не дают гарантии, что текущие тенденции сохранятся и в дальнейшем [6, с. 3].

В настоящее время показатели внешнеэкономической деятельности улучшились. Однако в первую очередь это произошло за счет повышения ценовой конкурентоспособности белорусской продукции из-за почти трехкратной девальвации белорусского рубля. Но по истечении определенного времени полученное преимущество исчезнет. Тогда, без принятия дополнительных мер, конкурентоспособность нашей экономики с ее показателями энерго- и импортоемкости вновь может оказаться под угрозой.

Отдельно следует остановиться на проблеме возврата внешней дебиторской задолженности реального сектора экономики. От успешности решения данной задачи во многом зависит устойчивость функционирования банковской системы. Речь здесь не только о дополнительном источнике наращивания ресурсного потенциала банков. В первую очередь, возврат данных средств будет способствовать поддержанию равновесия на внутреннем валютном рынке, накоплению необходимых стране резервов.

Как показал опыт работы с сентября 2011 г., когда Главой государства было дано поручение по сокращению внешней дебиторской задолженности, указанная задача может и должна успешно выполняться. Но для этого должны прилагать необходимые усилия и Правительство, и Национальный банк, и сами предприятия, и коммерческие банки должны задействовать все имеющиеся у них механизмы.

В 2011 г. совместными усилиями Правительства и Национального банка удалось существенно увеличить объем золотовалютных резервов. Однако объем обязательств, сформированный ранее и подлежащий исполнению в ближайшие годы, значителен. Это значит, что следует дополнительно проделать огромный объем работы для формирования реальной “подушки безопасности” государства.

Более глубокий анализ поведения  населения на наличном валютном и депозитном рынках показывает недостаточную устойчивость положительных тенденций. Объем продаваемой физическими лицами иностранной валюты существенно превышает объемы привлечения рублевых сбережений в банках, что свидетельствует о направлении полученных рублевых средств, в первую очередь на текущее потребление.

Большая часть в приросте срочных рублевых вкладов населения  приходится на начисленные проценты.

Информация о работе Денежно-кредитная политика Республики Беларусь