Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 07:09, курсовая работа
Целью данной работы является изучение денежно-кредитных методов государственного регулирования экономики.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- определить сущность денежно-кредитной политики;
- рассмотреть теории денежно-кредитной политики;
- рассмотреть практические аспекты денежно-кредитной политики РФ;
- охарактеризовать основные методы денежно-кредитной политики;
- раскрыть основные проблемы денежно-кредитной политики РФ;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. Теоретические концепции денежно-кредитной политики государства………………………………………………………………………...5
Сущность денежно-кредитной политики государства: понятие, виды, направления, цели…………………………………………………………….......5
Теории денежно-кредитной политики…………………………………..11
1.2.1. Кейнсианская теория денег……………………………………………..12
1.2.2. Монетаристский подход………………………………………………...13
1.2.3. Теории меркантилизма…………………………………………………..18
ГЛАВА 2. Практические аспекты денежно-кредитной политики государства…………………………………………………………………..….20
2.1. Основные методы денежно-кредитной политики……………………….20
2.2. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальное производство РФ ………………………………………………………………30
ГЛАВА 3. Проблемы, способы и методы решения и направления совершенствования денежно-кредитной политики в РФ……………..………36
3.1. Базель 2………………………………………………………………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...……47
Камаев В.Д. отмечает:
«абсолютно эффективной экономической
политики не существует. Она всегда
есть синтез различных средств, связывающих
стихийные и сознательно осущес
Любые меры экономической
политики, в том числе в денежно-
Здесь фактор времени
следует рассматривать как
В целом денежно-кредитная политика сталкивается с рядом ограничений и проблем:
1) избыточные резервы, появляющиеся в результате политики «дешевых денег», могут не использоваться банками для расширения предложения денежных ресурсов;
2) вызванное денежно-кредитной политикой изменение денежного предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег;
3) воздействие денежно-кредитной политики ослабится, если кривая спроса на деньги станет пологой, а кривая спроса на инвестиции – крутой; к тому же кривая спроса на инвестиции может сместиться, нейтрализовав денежно-кредитную политику.
В результате
руководящие органы банковской
системы сталкиваются с
На практике правительство
и Центральные банки
Далее, в параграфе 1.2. более подробно рассмотрим теории денежно-кредитной политики.
В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег (монетаристская теория), изучающая процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом.
Долгие годы среди экономистов ведутся дискуссии, обусловленные двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теорией, с одной стороны, и современной количественной теорией денег (монетаризмом) – с другой.
И современные кейнсианцы и монетаристы признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный объем ВНП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам механизм. С точки зрения кейнсианцев, в основе денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов – само предложение денег. В учебники экономики «кейнсианский» подход к денежно-кредитной политике вошел в виде модели IS-LM, разработанной Дж. Хиксом и напрямую относящейся уже к неоклассическому синтезу.
Основные положения, отстаиваемые кейнсианцами в области теории денег, следующие:
ВНП = C + G + I + NX, (1.1)
Где C – потребительские расходы, G – государственные расходы на покупку товаров и услуг, I – частные плановые инвестиции, NX – чистый экспорт.
В целом, в 70-х годах прошлого столетия наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической науке преобладающим стало неоклассическое направление, в том числе его современная форма – монетаризм.
Неоклассическое направление выдвинуло в XX в. немало видных ученых. Среди них – основатель направления английский экономист А. Маршалл, американцы Э. Чемберлин, Л. Мизес, Ф. Хайек, М. Фридмен.
Главный теоретик современного
монетаризма – известный
Поскольку произведение P*Q – это фактически номинальный ВНП, то уравнение можно представить как: M = ВНП/V.
следовательно, денежное предложение — это решающий фактор, который влияет на изменения ВНП [1, с. 254].
6. Причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным ВНП осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. Тем самым известны как бы «входные и выходные данные» влияния предложения денег на, ВНП, сам же механизм влияния скрыт. М. Фридмен попытался объяснить этот механизм, введя промежуточную категорию — «портфель активов», т. е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум.
М. Фридмен отмечал, что каждый человек привыкает к определенной структуре активов: соотношению денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают покупать любые реальные и финансовые активы (а не только облигации, как представляют кейнсианцы). Совокупный спрос возрастает и, в конечном счете, приводит к росту номинального ВНП.
7. Исходя из этого, М. Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно: государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого прироста определяется уравнением М. Фридмена:
∆М = ∆P + ∆Y,
где ∆М — среднегодовой темп приращения денег, % за длительный период; ∆Y—среднегодовой темп прироста ВНП, % за длительный период, %; ∆P — среднегодовой темп ожидаемой инфляции, %.
Среднегодовой темп ожидаемой инфляции подсчитывается по так называемой «сент-луисской модели»; а именно — из совокупного уровня инфляции вычитается инфляция, вызванная государством, профсоюзами и т. п. Полученная разность — это величина так называемой ожидаемой инфляции.
Монетарное правило М. Фридмена активно стало применяться с 1975 г. в Англии и США (тэтчеризм и рейганомика), в так называемой политике таргетирования, т. е. ежегодного ввода определенных ограничений на увеличение денежной массы в обращении. Денежное правило М. Фридмена предполагает стабильный и умеренный рост денежной массы в пределах 3—5 % в год. В случае нарушения денежного правила, при темпе денежных вливаний в экономику свыше 3—5 % в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний будет ниже 3—5 %, то темп прироста ВНП будет падать [15, с. 44].
В заключение отметим, что
современные теоретические
Для теоретического анализа денежно-кредитной политики в условиях свободного движения капитала между странами уже традиционным стало применение модели Манделла—Флеминга, которая, по сути, представляет собой расширенную версию модели IS-LM для открытой экономики и содержится в большинстве учебников по макроэкономике. Практический вывод данной модели с точки зрения эффективности денежно-кредитной политики хорошо известен: она зависит от выбранного режима валютного курса (при этом рассматриваются две крайние формы — свободно плавающий и фиксированный валютные курсы).
Одной из ключевых предпосылок модели является предпосылка о малой открытой экономике, для которой внутренняя ставка процента совпадает с мировой. Фактически подразумевается совершенная мобильность капитала между странами. Трансграничные потоки капитала, реагирующие на изменение внутренней ставки процента, выступают фактором выравнивания внутренней и мировой ставок процента.
При выполнении указанных предпосылок из модели делается известный вывод, при режиме плавающего валютного курса национальная денежно-кредитная политика эффективна (в части воздействия на реальный национальный доход), в отличие от бюджетно-налоговой или внешнеторговой политики. При фиксированном валютном курсе ситуация обратная: денежно-кредитная политика полностью неэффективна, а на уровень дохода влияют только бюджетно-налоговая и внешнеторговая политика. При этом механизм воздействия денежно- кредитной политики на экономику основан на ее влиянии, прежде всего на валютный курс, так как влияние на ставку процента становится невозможным (она уже не определяется внутри страны).
Денежно-кредитная политика при режиме фиксированного валютного курса в этой модели может воздействовать на уровень выпуска лишь при проведении девальвации или ревальвации. Однако этот эффект будет временным, так как впоследствии приведет к выравниванию уровней цен между странами. В свою очередь, частый пересмотр значения фиксированного курса снизит доверие к политике денежных властей.
Очевидным исключением из модели Манделла—Флеминга является случай большой открытой экономики, которая может оказывать влияние на мировую ставку процента. Однако число подобных экономик крайне ограничено.
В современных исследованиях денежно-кредитной политики часто используются так называемые новые модели открытой экономики, где, в частности, принимается во внимание монополистическое ценообразование. Рассматривая вопрос о возможностях денежно-кредитной политики при различных режимах валютного курса в рамках этого направления, М. Девере и Ч. Энгел пришли к довольно неожиданным выводам. На основе работы М. Обстфельда и К. Рогоффа они разработали стохастическую модель общего равновесия с двумя странами и негибкими ценами. Критерием оптимальности денежно-кредитной политики было благосостояние потребителей. Результат в модели зависит от того, в какой валюте устанавливаются цены. С одной стороны, рассматривается вариант установления цен в валюте производителя. Но авторы отдают предпочтение другому варианту, при котором цены устанавливаются в валюте потребителей, считая, что он в большей степени соответствует эмпирическим данным. Общий вывод следующий: в случае установления цен в валюте потребителя оптимальная денежно-кредитная политика в ответ на реальные шоки вполне согласуется с режимом фиксированного валютного курса. Этот тезис весьма любопытен, поскольку фактически опровергает выводы модели Манделла—Флеминга.
Информация о работе Денежно-кредитные методы воздействия на экономику