Денежно-кредитные методы воздействия на экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 07:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение денежно-кредитных методов государственного регулирования экономики.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- определить сущность денежно-кредитной политики;
- рассмотреть теории денежно-кредитной политики;
- рассмотреть практические аспекты денежно-кредитной политики РФ;
- охарактеризовать основные методы денежно-кредитной политики;
- раскрыть основные проблемы денежно-кредитной политики РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. Теоретические концепции денежно-кредитной политики государства………………………………………………………………………...5
Сущность денежно-кредитной политики государства: понятие, виды, направления, цели…………………………………………………………….......5
Теории денежно-кредитной политики…………………………………..11
1.2.1. Кейнсианская теория денег……………………………………………..12
1.2.2. Монетаристский подход………………………………………………...13
1.2.3. Теории меркантилизма…………………………………………………..18
ГЛАВА 2. Практические аспекты денежно-кредитной политики государства…………………………………………………………………..….20
2.1. Основные методы денежно-кредитной политики……………………….20
2.2. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальное производство РФ ………………………………………………………………30
ГЛАВА 3. Проблемы, способы и методы решения и направления совершенствования денежно-кредитной политики в РФ……………..………36
3.1. Базель 2………………………………………………………………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...……47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

Особого внимания заслуживает  подход к анализу денежно- кредитной политики с позиций посткейнсианства. Сделав значительный вклад в разработку концепции эндогенных денег, представители посткейнсианства до начала 2000-х годов уделяли относительно мало внимания разработке теоретических вопросов проведения денежно- кредитной политики. Однако появление концепции инфляционного таргетирования и внешняя схожесть некоторых ее тезисов с положениями посткейнсианской теории заставили представителей последней высказаться более подробно по этому вопросу. В рамках данной теории денежная масса определяется в ходе взаимодействия спроса на кредиты и предложения депозитов и не может эффективно регулироваться центральным банком. Но последний в состоянии, регулируя краткосрочную ставку процента, влиять на инвестиционные решения фирм, принимаемые исходя из ставки по кредитам, которая в посткейнсианской модели, в свою очередь, определяется с учетом «надбавки» банками некоторой величины к ставке центрального банка. Таким образом, наблюдается близость подходов к выбору ключевого инструмента и цели денежно-кредитной политики, хотя далеко не все посткейнсианцы являются сторонниками инфляционного таргетирования.

 

      1. Теории меркантилизма

В период первоначального  накопления капитала представители  школы меркантилизма обосновывали необходимость  активной государственной экономической политики. По большому счету, предлагавшийся ими комплекс мер существенно способствовал становлению рыночной капиталистической системы.

Характерное для меркантилистов отождествление богатства с деньгами привело их к выводу, что и государство тем богаче, чем больше денег оно имеет. Накопление же денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти. Теория раннего меркантилизма (в числе ее сторонников были англичанин У. Стаффорд, итальянец Г. Скаруффи) предлагала государствам осуществить систему мер, направленных на удержание денег в стране. Среди этих мер – запрещение вывоза денег за границу, введение государственной монополии на торговлю валютой; создание «складочных мест» для торговли иностранными товарами.

Со второй половины XVI в. развивается и достигает расцвета в XVII в. Так называемый поздний (или мануфактурный) меркантилизм (Т. Мен – Англия, А. Серра – Италия, А. Монкретьен – Франция и др.).  Это было время «пожинания плодов» великих географических открытий, завершения формирования абсолютистских монархий, возрастания экономической мощи торговой буржуазии. Сфера государственной экономической политики перемещается в область торговли, важнейшей задачей становится создание системы активного торгового баланса.

Идеи меркантилизма  стали теоретической базой государственной  политики, получившей название протекционизма, направленной на поощрение отечественной  экономики, ее защиту от иностранных  конкурентов, на расширение внешних  рынков.

 В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем государство не отказывается в краткосрочном периоде и от воздействия на процент в целях быстрого экономического маневрирования.

    В главе  2 рассмотрим практические аспекты денежно-кредитной политики. В параграфе 2.1. рассмотрим основные методы денежно-кредитной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА  2.     Практические аспекты денежно-кредитной политики государства

2.1.  Основные методы  денежно-кредитной политики

 

 Методы денежно-кредитной политики делят на две группы: общие (влияют на рынок ссудных капиталов в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.) [4, с. 478].

   Охарактеризуем общие методы денежно-кредитной политики.

   Учетная (дисконтная) политика является старейшим методом кредитного регулирования: она активно применяется с середины XIX в. Возникновение этого метода было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, ставку дисконта, ставку рефинансирования), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и в конечном итоге к сокращению кредитных операций.

   Следовательно,  учетная (дисконтная) политика –  это условия, на которых центральный банк покупает векселя у коммерческих банков.  Учетная ставка – это процент или дисконт, по которому Центральный банк учитывает (покупает) банковские векселя, что равнозначно кредитованию коммерческих банков. В России эта процентная ставка называется ставкой рефинансирования коммерческих банков. Кроме того, используется ломбардная ставка, представляющая собой процентную ставку, по которой Центральный банк кредитует коммерческие банки под залог их собственных долговых обязательств. Механизм регулирования учетных ставок достаточно надежно функционировал еще в начале XX века, но затем его применение стало наталкиваться на противодействие сформировавшихся в промышленно-развитых странах банков-гигантов, которые устанавливали процентные ставки по сговору, а не в условиях жесткой конкуренции. Глобализация хозяйственной жизни также отрицательно повлияла на эффективность учетно-процентной ставки. Если в современных условиях снижать учетную ставку, то это ведет к отливу капиталов из страны, что серьезно ослабляет  влияние денежно-кредитной политики на экономическую конъюнктуру. В то же время повышение учетных ставок часто вызывается не внутриэкономической, а международной ситуацией.

Учетная политика относится  к прямым методам регулирования  и представляет собой вариант регулирования качественного параметра рынка, а именно стоимости банковских кредитов.

Камаев В.Д. справедливо  отмечает, что «Центральный банк предоставляет  этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но терпит временные трудности» [1, с. 358].

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит. При этом увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы не выгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.    

   В тех случаях,  когда предприниматель расплачивается  с поставщиком не сразу после  отгрузки товаров, а через определенный  срок, например через 3 мес., для  подтверждения отсрочки платежа  они обычно выставляют вексель.  Поставщик товара может использовать  этот вексель следующим образом: либо ожидать поступления срока его оплаты, либо оплатить им свои денежные обязательства, либо реализовать его коммерческому банку. Покупая вексель, осуществляя тем самым его учет, коммерческий банк оплачивает не всю сумму, а лишь ее часть, удерживая определенный процент (комиссию). Коммерческий банк в случае необходимости может переучесть полученный вексель в центральном банке. При этом последний также удерживает в свою пользу определенный процент – учетную ставку. Устанавливая единую учетную ставку, центральный банк тем самым определяет ее низшую границу для коммерческих банков. Комиссионный процент коммерческих банков превышает ставку центрального банка, как правило, на 0,5-2%.

Среди инструментов (методов) денежно-кредитной политики – политика учетных ставок (дисконтная политика) занимает второе место по значению после политики Центрального банка на открытом рынке, а в некоторых случаях является инструментом управления предложением денег. Она проводится обычно в сочетании с деятельностью Центрального банка на открытом рынке.

Так, при продаже государственных  ценных бумаг на открытом рынке в  целях уменьшения денежного предложения  Центральный банк устанавливает  высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками правительственных ценных бумаг населению, так как им становится невыгодно восполнять резервы займами у Центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке Центральный банк резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у Центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг у населения, которое заинтересовано в их продаже. Расширительная политика Центрального банка становится более эффективной.

   Операции на открытом рынке заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков ценных бумаг (преимущественно обязательств казначейских и государственных корпораций, а также облигаций промышленных компаний и банков, коммерческих векселей, учитываемых центральным банком). Они имели широкое распространение на протяжении всего послевоенного периода, что соответствовало общей тенденции перехода центральных банков к косвенным формам регулирования.

Плотницкий М.И. отмечает: «операции на открытом рынке представляют собой способ контроля за денежной массой» [5, с. 301]. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования.

Когда центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка. Соответственно в банковскую систему поступают дополнительные деньги. Если центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, центральный банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются в форме соглашения об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае центральный банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Процентом за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа.

 «Посредством проведения центральным банком операций на открытом рынке увеличивается (при покупке ценных бумаг) или уменьшается (при их продаже) объем собственных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги» [4, с. 480].

   В России под  операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Центральным банком РФ государственных ценных бумаг, которые вплоть до финансового кризиса, разразившегося в августе 1998 г., обладали высокой степенью ликвидности и доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующие воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

   Операции на  открытом рынке различаются в  зависимости от:

- условий сделки – купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей – так называемые обратные операции (операции РЕПО);

- объектов сделок – операции с государственными или частными бумагами;

- срочности сделки – краткосрочные (до 3 мес.) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;

- сферы проведения операций – охватывают только банковский сектор или включают небанковский сектор рынка ценных бумаг;

- способа установления ставок – определяемые центральным банком или рынком.

Камаев В.Д. отмечает: «операции  на открытом рынке проводятся Центральным  банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений» [1, с. 356].

Схема проведения этих операций такова.

  1. Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении и Центральный банк ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка. В этом случае Центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке  банкам и иным хозяйственным субъектам, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, и, соответственно, возрастает их «привлекательность» для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит к сокращению банковских резервов. Сокращение банковских резервов, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору.
  2. Предположим теперь, что на денежном рынке недостаток денежных средств в обращении. В этом случае Центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно: Центральный банк начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения. Тем самым Центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликативного эффекта) к увеличению денежного предложения.

Следует отметить, что  в настоящее время в мировой  экономической практике операции на открытом рынке являются основным инструментом (методом) денежно-кредитной политики и важнейшим направлением кредитно-денежной политики Центрального банка во многих странах с рыночной экономикой.

Как справедливо отмечают Чепурин М.Н. и Киселева Е.А. «Центральные банки могут с наибольшей эффективностью проводить операции на открытом рынке в тех странах, где существует емкий рынок государственных ценных бумаг (США, Великобритания, Канада)» [2, с. 460].

Информация о работе Денежно-кредитные методы воздействия на экономику