Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 07:09, курсовая работа
Целью данной работы является изучение денежно-кредитных методов государственного регулирования экономики.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- определить сущность денежно-кредитной политики;
- рассмотреть теории денежно-кредитной политики;
- рассмотреть практические аспекты денежно-кредитной политики РФ;
- охарактеризовать основные методы денежно-кредитной политики;
- раскрыть основные проблемы денежно-кредитной политики РФ;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. Теоретические концепции денежно-кредитной политики государства………………………………………………………………………...5
Сущность денежно-кредитной политики государства: понятие, виды, направления, цели…………………………………………………………….......5
Теории денежно-кредитной политики…………………………………..11
1.2.1. Кейнсианская теория денег……………………………………………..12
1.2.2. Монетаристский подход………………………………………………...13
1.2.3. Теории меркантилизма…………………………………………………..18
ГЛАВА 2. Практические аспекты денежно-кредитной политики государства…………………………………………………………………..….20
2.1. Основные методы денежно-кредитной политики……………………….20
2.2. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальное производство РФ ………………………………………………………………30
ГЛАВА 3. Проблемы, способы и методы решения и направления совершенствования денежно-кредитной политики в РФ……………..………36
3.1. Базель 2………………………………………………………………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...……47
Установление норм обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой – эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменения норм обязательных резервов – метод прямого воздействия на величину банковских резервов.
Архипов А.И. и Большаков А.К. определяют обязательные резервы следующим образом: «обязательные резервы — часть кредитных ресурсов банков и кредитных учреждений, содержащаяся по требованию центрального банка на открытом в нем, как правило, беспроцентном счете» [6, с. 280]. Повышая или снижая коммерческим банкам норму хранимых у себя обязательных резервов, центральный банк ограничивает или расширяет возможности банков и кредитных учреждений осуществлять кредитование и депозитную эмиссию.
Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. В современных условиях обязательные резервы не столько выполняют функцию страхования вкладов (эта роль закреплена за специализированными финансовыми институтами, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций центрального банка, а также для межбанковских расчетов [1, с. 359].
Чем выше устанавливает центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, центральный банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.
Этот инструмент позволяет гибко и оперативно влиять на финансовую ситуацию и проводить необходимую кредитно-денежную политику. Норма банковского резервирования устанавливается Центральным банком и может колебаться от 3% до 20% в зависимости от экономической конъюнктуры [2, с. 461].
В основе действия этого
инструмента денежно-кредитной
а) если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликативному уменьшению денежного предложения;
б) при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение предложения денег.
Этот инструмент (метод) денежно-кредитной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее долгим по времени, но достаточно сильнодействующим, поскольку он, в отличие от операций на открытом рынке и учетной политики, затрагивает основы банковской системы и движения денежной массы. Самое незначительное изменение нормы обязательных резервов вызывает сильные изменения в объеме банковских депозитов и всей денежной политики.
В современных условиях обязательные резервы выполняют обычно функцию страхования банковских депозитов и всей системы расширения банковского капитала. Банки хранят не только обязательные, но и избыточные резервы для целей поддержания необходимого уровня ликвидности. С помощью резервных требований Центральный банк регулирует не только объем денежной массы, но и процесс осуществления межбанковских расчетов. Норму обязательного резервирования следует рассматривать как инструмент наиболее долговременного действия. Их влияние на ситуацию на денежном рынке обычно дополняет рост ставки рефинансирования. Под влиянием роста процентной ставки снижается уровень избыточных резервов. Сама эта мера, норма обязательного резервирования, поскольку действует долговременно, используется довольно редко.
Обязательные резервы представляют собой в значительной мере административный рычаг. В ряде стран они были либо полностью отменены, либо их размер был существенно снижен. В некоторых странах во избежание злоупотреблений максимальный размер таких резервов фиксируется в законе.
Камаев В. Д. отмечает: «три классических инструмента денежно-кредитной политики дополняются действием других инструментов» [1, с. 360]. Существуют инструменты, связанные с прямой формой государственного регулирования денежного обращения. Это, например, лимиты кредитования, устанавливаемые Центральным банком. Смысл таких ограничений двоякий: воздействие на решения банков с точки зрения поддержания ликвидности; кроме того, нормирование кредитной экспансии банков сдерживает нежелательный рост денежной массы.
В США методы денежно-кредитного регулирования опираются на использование трех инструментов, которые оказывают сильное влияние на общее состояние кредитно-денежной сферы, а через нее – и на состояние экономической активности [10, с. 193]. К ним относятся:
- изменение нормы
обязательных резервов для
- изменение учетной ставки кредитования ФРС;
- операции ФРС на открытом рынке.
Эти инструменты дают
значительный экономический эффект,
поэтому их применение считается
главным содержанием кредитно-
К селективным методам денежно-кредитной политики относятся следующие.
Контроль по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рассрочку, ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить их в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса.
Регулирование
риска и ликвидности
Поэтому во
многих странах при
Помимо этих основных инструментов, в мировой банковской практике давно известны, хорошо отработаны и широко используются другие инструменты денежно-кредитной политики центральных банков. Речь идет лишь о том, как лучше их применять в конкретных условиях той или иной страны с рыночной или переходной экономикой. Охарактеризуем их кратко.
Контроль за рынком капиталов — порядок выпуска и размещения акций и облигаций, установление пределов внешних заимствований и т. д.
Допуск к рынкам — регулирование открытия новых банков и кредитных учреждений, в том числе иностранных.
Валютные интервенции — купля-продажа значительных объемов валюты для воздействия на величину спроса и предложения (курса) денежной единицы.
Таргетирование — установление целевых ориентиров роста показанной денежной массы.
Нормы инвестирования в государственные ценные бумаги - устанавливаются для банков, кредитных учреждений в целях устойчиво ю размещения государственного долга и ограничения спекулятивных операций.
В условиях рыночной экономики путем использования перечисленных и некоторых других инструментов воздействия на экономику достигается повышение или понижение деловой активности Решающим при этом является воздействие на платежеспособность банков. Чем больше дешевых кредитов они могут предоставить предпринимателям, тем охотнее последние берутся за свое дело, расширяют или совершенствуют производство, ускоряют экономический рост.
Различные комбинации указанных
инструментов позволяют центральному
банку проводить политику «дорогих»
или «дешевых» денег в
Важно учитывать, что использование инструментов денежно-кредитной политики может быть эффективным только в условиях их увязки с бюджетной, налоговой политикой, законодательством.
Монетаристский подход предполагает прямую связь между денежным предложением и объемом национального производства. Функция контроля за денежным предложением возлагается на Центральный банк. Если Центральный банк успешно ее выполняет, то он имеет реальную возможность контролировать и темпы роста ВНП, и темпы инфляции в стране.
Камаев В.Д. отмечает: «сегодня трудно сказать, какая теоретическая концепция лежит в основе денежно-кредитной политики России» [1, с. 366].
В начале периода перехода к рынку несколько раз в нашей стране принималась программа преодоления кризисных явлений и формирования рыночной экономики, разработанная под руководством Е.Т. Гайдара, взгляды которого во многом совпадают с монетаристским подходом регулирования экономики. Основными целями «российских монетаристов» являлись снижение инфляции и создание рыночной экономики с минимальным вмешательством государства. Механизм решения этих проблем ориентирован на финансирование бюджета за счет неинфляционных источников, сокращение льгот, проведение платной приватизации, отказ от немедленного денежного союза с государствами СНГ. Но положения монетаристской концепции были реализованы лишь частично. И связано это все-таки со спецификой российской экономики в переходный к, рынку период (например, катастрофический рост неплатежей при ужесточении монетарной политики, отсутствие развитого финансового рынка). Однако в теории монетаризма, несомненно, есть положения, которые соответствуют некоторым явлениям, наблюдающимся в нашей экономике. Поэтому рецепты монетаристов являются для России полезными, как, впрочем, и отдельные положения кейнсианства (например, заложение в современном кейнсианстве основы социально ориентирной экономики или активная роль государства в регулировании национальной экономики).
Необходимо искать компромиссные решения, увязывать противоречивые тенденции, использовать любые разумные и эффективные меры для решения сложных для российской экономики проблем.
Макроэкономические цели денежно-кредитной политики.
В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основные направления современной единой денежно-кредитной политики России разрабатывает Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации.
В основе формирования денежно-кредитной политики России 90-х годов лежала задача достижения следующих макроэкономических целей:
- финансовая стабилизация и закрепление достигнутых результатов в этом направлении;
- снижение темпов инфляции;
- создание условий для адаптации экономических агентов к складывающейся ситуации в экономике;
- снижение реальных процентных ставок в экономике;
- укрепление курса национальной валюты;
- обеспечение устойчивости платежного баланса страны;
- достижение и закрепление тенденции неинфляционного экономического роста;
- отказ от использования механизма эмиссионной поддержки отдельных предприятий и отраслей.
Политика Банка России в области денежно-кредитного урегулирования.
Основная задача денежно-кредитной политики Банка России — удержание достигнутой внутренней и внешней стабильности рубля как необходимого условия для восстановления неинфляционного роста экономики.
Необходимыми условиями выполнения данной задачи являются:
- жесткий контроль за темпами денежной эмиссии и структурой денежной массы;
- проведение политики контроля за колебаниями валютного курса;
- дальнейшее развитие и совершенствование действия рыночных механизмов рефинансирования банков;
- активное использование таких инструментов денежно-кредитной политики, как процентные ставки по операциям Банка России и механизм формирования обязательных резервов кредитными организациями;
- реализация мер со стороны Банка России, направленных на повышение надежности российской банковской системы.
Первостепенным условием является контроль за темпами денежной экспансии, поскольку именно они в значительной степени определяют движение цен в среднесрочной перспективе.
Для выполнения поставленных задач Банк России использует традиционные рыночные методы денежно-кредитного регулирования.
Информация о работе Денежно-кредитные методы воздействия на экономику