Денежно-кредитные методы воздействия на экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 07:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение денежно-кредитных методов государственного регулирования экономики.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- определить сущность денежно-кредитной политики;
- рассмотреть теории денежно-кредитной политики;
- рассмотреть практические аспекты денежно-кредитной политики РФ;
- охарактеризовать основные методы денежно-кредитной политики;
- раскрыть основные проблемы денежно-кредитной политики РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. Теоретические концепции денежно-кредитной политики государства………………………………………………………………………...5
Сущность денежно-кредитной политики государства: понятие, виды, направления, цели…………………………………………………………….......5
Теории денежно-кредитной политики…………………………………..11
1.2.1. Кейнсианская теория денег……………………………………………..12
1.2.2. Монетаристский подход………………………………………………...13
1.2.3. Теории меркантилизма…………………………………………………..18
ГЛАВА 2. Практические аспекты денежно-кредитной политики государства…………………………………………………………………..….20
2.1. Основные методы денежно-кредитной политики……………………….20
2.2. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальное производство РФ ………………………………………………………………30
ГЛАВА 3. Проблемы, способы и методы решения и направления совершенствования денежно-кредитной политики в РФ……………..………36
3.1. Базель 2………………………………………………………………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...……47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

Рефинансирование банков.

Банк России осуществляет кредитование банков на рыночных принципах. Банк России предоставляет кредиты банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

В течение 2000-2002 гг. Банк России для поддержания ликвидности, повышения финансовой устойчивости, проведения мероприятий по финансовому оздоровлению принимал решения о предоставлении кредитов банкам регионов России, а также отдельным социально значимым банкам. Процедура рефинансирования была восстановлена. Центробанк России осуществляет предоставление кредитов «овернайт», ломбардных кредитов под залог государственных облигаций. Кроме того, возобновлены операции РЕПО с государственными облигациями.

Часть кредитного риска  в любом случае ляжет на банк, если только он не прибегает к более надежным способам вложения средств, чем кредитование. Одним из таких способов является вложение в валюту. Оппоненты снижения ставки рефинансирования утверждают, что на полученные от Центрального банка РФ средства банки будут приобретать валюту в ожидании девальвации. Действительно, ситуация в постсоветской России нередкая, последний такой случай наблюдался осенью 2008-го - зимой 2009 г. Тогда ажиотажный спрос на инвалюту был вызван ухудшением состояния платежного баланса и валютной политикой Центрального банка, который объявил о плавной девальвации. Этот спрос никак не был связан с пониженной ставкой рефинансирования - его вызывала высокая рентабельность валютных операций.

Иначе говоря, не снижение ставки обусловливает повышенный спрос на валюту (который приводит к девальвации), а наличие оснований для ожидания грядущей девальвации в сочетании с определенной валютной политиков денежных властей приводит к девальвации независимо от уровня ставки рефинансирования. Можно вспомнить, что за 2007 г. рост денежной массы составил 47,5%, и все же шел процесс дедолларизации и укрепления рубля [16, с. 73].

Процентная политика по операциям Банка России. Среди методов регулирования денежно-кредитного рынка, применяемых Центральным банком, особое место принадлежит учетной ставке (ставке рефинансирования). Исходя из учетной ставки, определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по ссудам, предоставляемым клиентам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам. Повышение учетного процента, с целью снижения инфляции проведение, так называемой политики «дорогих денег», затрудняет для коммерческих банков возможность получить ссуду в Центральном банке и одновременно повышает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате стимулируется сокращение кредитных вложений в экономику, и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Снижение учётной ставки, т. е. политика «дешевых денег», наоборот, стимулирует расширение кредитных операций и ускорение темпов экономического развития.

Минимальные, или обязательные, резервные требования Центрального банка — важный инструмент регулирования  макроэкономических пропорций путем  воздействия на объем свободных  ресурсов банков.

Проблема резервирования средств всегда была одной из самых острых в дискуссиях на финансовые темы. Банки резко протестовали против того, чтобы значительная часть привлекаемых ими денег оседала в ЦБ, приводя следующие аргументы: высокие нормативы обязательных резервов снижают доходы кредитных учреждений, а значит и их ликвидность.

В свою очередь, Банк России неоднократно заявлял, что при высоком  уровне инфляции и других проявлениях нестабильности финансового рынка, когда деньги выгоднее использовать на спекулятивных операциях, резервные требования всегда будут высокими. И снизят их только при появлении предпосылок для кредитования предприятий реального сектора экономики. К общим методам денежно-кредитного регулирования, активно используемым в зарубежной банковской практике, относятся и операции Центрального банка на открытом рынке. Операции на открытом рынке являются одним из главных инструментов, используемых ФРС США в осуществлении национальной денежно- кредитной политики. В операциях на открытом рынке ФРС США широко используются перекупочные соглашения как метод гарантированного финансирования. Заключая с коммерческими банками перекупочные соглашения, ФРС обязуется купить у них ценные бумаги с условием, чтобы через определенное время они совершили обратную сделку, т. е. выкупили ценные бумаги с фиксированной или плавающей скидкой к цене.

Операции на открытом рынке еще не нашли широкого применения. Кроме того, в условиях, когда источником финансирования бюджетного дефицита являются кредиты Банка России и государственный долг не оформлен ценными бумагами, операции на открытом рынке неэффективны.

В главе 3 рассмотрим проблемы, способы и методы решения и  направления совершенствования  денежно-кредитной политики в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3.  Проблемы, способы и методы решения и направления совершенствования денежно-кредитной политики в РФ

 

Современные проблемы кредитно-денежного  обращения. В зависимости от состояния  экономики страны государство проводит политику «дорогих» или «дешевых»  денег. В период инфляции центральный  банк осуществляет политику «дорогих» денег (кредитной рестрикции). Она направлена на сокращение предложения денег (или уменьшение темпов роста денежной массы). Для этого центральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку.

Политика «дешевых»  денег (экспансионистская денежно-кредитная  политика) проводится в периоды спада  производства, когда необходимо стимулировать  деловую активность. Она заключается  в увеличении предложения денег: центральный банк покупает государственные ценные бумаги у коммерческих банков, населения; снижает резервную норму; понижает учетную ставку.

Плотницкий М.И. отмечает: «центральные банки стран с переходной экономикой в настоящее время  проводят политику «дорогих» денег. В условиях инфляции она направлена на постепенное снижение темпов роста уровня цен; стабилизацию курса национальной валюты по отношению к доллару; активизацию инвестиционного процесса; обеспечение кредитной поддержки приоритетных направлений развития экономики стран» [5, с. 304]. Для достижения этих целей предусмотрен ряд мероприятий:

- установление предельных  размеров кредитной эмиссии центрального  банка;

- переход к единому  курсу национальной валюты;

- постепенный переход  центрального банка от централизованного  распределения кредитов к рефинансированию коммерческих банков через кредитные аукционы и другие рыночные механизмы;

- сокращение кредитов  центрального банка правительству  под дефицит бюджета (не более  1—2% от ВВП);

- переход к финансированию  дефицита государственного бюджета путем выпуска облигаций;

- прекращение прямого  и скрытого дотирования малоэффективных  и убыточных предприятий за  счет средств государственного  бюджета и централизованных льготных  кредитов;

- периодическое установление  процентных ставок рефинансирования коммерческих банков с учетом инфляционных тенденций;

- льготное налогообложение  банков, у которых долгосрочные  кредиты составляют значительный  удельный вес.

Эти и другие меры позволят снизить уровень инфляции, стабилизировать  экономику в целом.

Сегодня поставлена задача расширения банковских кредитов хозяйству  при стабилизационной и ограничительной  политике в отношении ссуд бюджету. Свою же задачу Центральный банк РФ видит в ограничении факторов инфляции, зависящих от денежного  предложения. Для этого Банк России предлагает устанавливать целевые ориентиры темпов роста денежной массы в обращении, утверждать их на уровне парламента и использовать инструменты денежно-кредитной политики для соблюдения этих ориентиров, прежде всего – активизировать процентную политику как по пассивным, так и по активным операциям банка.

Главной целью денежно-кредитной  политики в рамках программы финансовой стабилизации является поддержание  низких текущих темпов инфляции и  создание условий для роста инвестиций, обеспечение благоприятной динамики курса национальной валюты, способствующей улучшению состояния платежного баланса.

Для достижения этой цели усилия органов денежно-кредитного регулирования должны быть сосредоточены  на решении следующих задач:

- ограничение денежной массы объемом, необходимым для осуществления экономической деятельности;

- оптимизация структуры денежной массы и ее распределения между секторами и субъектами экономики;

- предотвращение оттока капитала за рубеж;

- поддержание на заданном уровне валютных резервов.

Решение этих задач требует  осуществления комплекса перечисленных  ниже мер. Чтобы добиться контроля за инфляцией и поддерживать динамическую стабильность курса национальной валюты необходимо ограничить темпы роста  денежной массы и колебания уровня процентных ставок по кредитам и депозитам экономике. Оперативное регулирование банковской ликвидности и ставок межбанковского рынка позволит обеспечить стабильность расчетов, уменьшит спекуляции на денежном рынке. Предельное ограничение роста курса национальной валюты в периоды инфляции, нельзя допускать прямого кредитования дефицита госбюджета, поэтапный перевод требований к правительству по внутреннему долгу в среднесрочные государственные ценные бумаги и с положительной реальной процентной ставкой, обеспечивающей их доходность на уровне государственных ценных бумаг.

   В качестве  приоритетных направлений государственной  поддержки могут быть выделены:

- стимулирование внешнеэкономической  деятельности;

- инвестиционные проекты  в развитие передовых технологий и отрасли промышленности, прежде всего в экспортное производство и импортозамещение;

- обеспечение реструктуризации  и повышения эффективности сельского  хозяйства;

-  кредитование жилищного  строительства (ипотека).

   Одновременно  в рамках предложений Банка России предусматривается определение структурных приоритетов промышленности и региональной политики, а также создание системы финансовых стимулов развития реального сектора, включая государственные гарантии по кредитам.

Краткосрочное кредитование кассового разрыва в доходах и расходах государственного бюджета посредством покупки государственных краткосрочных ценных бумаг позволит создать условия для оперативной поддержки госбюджета в рыночных формах, а также необходимо установление потолка роста денежной массы и чистых внутренних активов ЦБ с целью ограничения роста денежной массы – это гарантированное ограничение темпов инфляции и предсказуемость ее изменения.

Необходимо установить учетную ставку ЦБ РФ на уровне, не ниже норматива, действующего в сопредельных государствах это, в конце концов, должно привести к снижению уровня инфляции, рост инвестиционной активности, стабилизация производства.

Так же важнейшим инструментом совершенствования денежно-кредитной политики должно стать совершенствование системы рефинансирования коммерческих банков для стабилизации предложения денег экономике страны. Этого можно добиться при помощи следующих мер:

- Обеспечение создания коридора базовых ставок рефинансирования банков на основе аукционных и ломбардных кредитов, что позволит перейти от количественных к ценовым методам регулирования банковской ликвидности и снижение ставок по кредитам экономике.

- Совершенствование процедуры быстрого реагирования на изменение объемов банковской ликвидности и колебание ставок межбанковского рынка путем операций на открытом рынке обеспечит точную настройку уровня ставок межбанковского рынка в заданном коридоре базисных ставок рефинансирования.

- Упорядочивание процедур предоставления резервного кредита отдельным банкам, испытывающим кратковременный недостаток ликвидности, обеспечит стабильность банковской системы при кризисах ликвидности у крупных банков, которые оказывают влияние на экономику.   Ограничение эмиссии краткосрочных обязательств Центрального Банка по мере расширения эмиссии государственных ценных бумаг правительства, позволит сэкономить государственные средства на цели регулирования денежного рынка (300–400 млрд. руб. в год). И последним шагом совершенствования должно явиться совершенствование систем резервных требований к коммерческим банкам, это выражается в следующих этапах:

- Дифференциация систем обязательного резервирования депозитов банков, нацеленная на увеличение доли долгосрочных депозитов в качестве ресурса для повышения инвестиционной активности в стране обеспечит повышение банковской ликвидности, стимулирование роста долгосрочных депозитов и сокращения массы «горячих денег», рост инвестиций в экономику.

- Осуществление поэтапного пересмотра норм обязательного резервирования в сторону их снижения по мере сокращения темпов инфляции и роста спроса на кредитные ресурсы для долгосрочных инвестиций, следствием этого должно явиться сбалансированность деловой активности и денежного предложения в экономике, повышение мобильности предложения денег.

- Создание системы мониторинга конъюнктуры денежного рынка и рынка капиталов и на этой основе осуществление моделирования и прогнозирования финансовых потоков в увязке с процессами макроэкономического развития страны это способствует повышению эффективности государственного регулирования денежного рынка.

Информация о работе Денежно-кредитные методы воздействия на экономику