Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 07:09, курсовая работа
Целью данной работы является изучение денежно-кредитных методов государственного регулирования экономики.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- определить сущность денежно-кредитной политики;
- рассмотреть теории денежно-кредитной политики;
- рассмотреть практические аспекты денежно-кредитной политики РФ;
- охарактеризовать основные методы денежно-кредитной политики;
- раскрыть основные проблемы денежно-кредитной политики РФ;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. Теоретические концепции денежно-кредитной политики государства………………………………………………………………………...5
Сущность денежно-кредитной политики государства: понятие, виды, направления, цели…………………………………………………………….......5
Теории денежно-кредитной политики…………………………………..11
1.2.1. Кейнсианская теория денег……………………………………………..12
1.2.2. Монетаристский подход………………………………………………...13
1.2.3. Теории меркантилизма…………………………………………………..18
ГЛАВА 2. Практические аспекты денежно-кредитной политики государства…………………………………………………………………..….20
2.1. Основные методы денежно-кредитной политики……………………….20
2.2. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальное производство РФ ………………………………………………………………30
ГЛАВА 3. Проблемы, способы и методы решения и направления совершенствования денежно-кредитной политики в РФ……………..………36
3.1. Базель 2………………………………………………………………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...……47
Основными приемами
денежно-кредитного
Булатов А.С. отмечает: «принципиальное отличие техники денежно-кредитного контроля на основе монетаристского подхода состоит во введении количественных ориентиров регулирования, изменение которых обусловливает изменение направления денежно-кредитной политики. Выбор того или иного показателя в качестве ориентира денежно-кредитной политики во многом определяет и главные объекты, и саму технику денежно-кредитного контроля. Такими показателями могут быть как совокупная денежная масса, так и ее отдельные агрегаты» [4, с. 488].
Особо следует
подчеркнуть, что
3.1. Базель 2
Базель 2 – документ, соглашение «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы» Базельского комитета по банковскому надзору.
Главной целью соглашения Базель 2 является повышение качества управления рисками в банковском деле, что, в свою очередь, должно укрепить стабильность финансовой системы в целом.
По сравнению с Базель 1, нововведения сводятся к следующему:
- создание более чувствительной к рискам системы взвешенного расчета регулятивного капитала, основанной по возможности на количественных оценках рисков, проведенных самими банками;
- более широкое признание
инструментов снижения
- новые требования к капиталу под операционный риск;
- расширение роли органов надзора;
- всесторонне раскрытие
информации и методологии
Структурно Базель 2 разделен на три части – три компонента:
1. Расчет минимальных требований к капиталу – представляет расчет общих минимальных требований к капиталу под кредитные, рыночные и операционные риски. Отношение капитала к активам исчисляется с использованием определения регулятивного капитала и взвешенных по риску активов. Отношение совокупного капитала к активам не должно быть ниже 8%. Капитал второго уровня не должен превышать 100% капитала первого уровня.
Первый компонент посвящен
непосредственно методам
1. Стандартизированный подход основан на взвешивании величины кредитных требований на коэффициент, присваиваемый тому или иному заемщику в зависимости от внешнего кредитного рейтинга, то есть рейтинга, определенного тем или иным международным рейтинговым агентством. По сравнению с Базелем 1 нововведением является ориентация при оценке риска на внешние рейтинги, как один из наиболее объективных показателей деятельности того или иного банка (предприятия). Также новой является более гибкая система учета обеспечения при расчете кредитного риска.
2. Подход Intemal Rated Based Approach – IRB Approach. С точки зрения измерения кредитного риска подход IRB представляет собой математическую модель, учитывающую четыре фактора: вероятность дефолта контрагента; удельный вес потерь при дефолте контрагента; абсолютную величину потерь при дефолте и остаточный срок кредита или обращения долговой ценной бумаги. С применением этих показателей определяются так называемые ожидаемые и неожидаемые потери, величина которых включается в расчет достаточности капитала.
2. Второй компонент – надзорный процесс. В этом разделе рассматриваются основные принципы надзорного процесса, управления рисками, а также прозрачности отчетности перед органами банковского надзора, разработанные Комитетом в применении к банковским рискам, включая предложения, касающиеся, среди прочего, трактовки процентного риска в банковском портфеле, кредитного риска (стресс-тестирование, определение дефолта, остаточный риск и риск концентрации кредитов), операционного риска, роста трансграничных связей и взаимодействия, а также секьюритизации.
3. Третий компонент – рыночная дисциплина. Цель третьего компонента – «Рыночная дисциплина» - дополняет минимальные требования к капиталу (Компонент 1) и надзорный процесс (Компонент 2). Комитет стремится стимулировать рыночную дисциплину путем разработки комплекса требований о раскрытии информации, позволят участникам рынка оценить основные данные о сфере применения, капитале, подверженности риску, процессах оценки риска и, следовательно, о достаточности капитала учреждения. Комитет полагает, что такое раскрытие информации имеет особую актуальность в свете Соглашения, в соответствии с которым опора на внутрибанковские методологии дает банкам более широкую свободу действий при оценке потребностей в капитале.
В принципе, раскрытие информации банками должно согласовываться с тем, как высшее руководство и совет директоров оценивают риски банка и управляют ими. В соответствии с первым компонентом банки применяют конкретные подходы (методологии) измерения рисков, которым они подвержены, и вытекающих из этого требований к капиталу. Комитет считает, что раскрытие данных, основанное на этом общем подходе, является эффективным средством информирования рынка о банковских рисках и обеспечивает механизм последовательного и понятного раскрытия информации, позволяющий более эффективно сопоставлять различные инструменты.
Ожидалось, что введение в действие Базеля 2:
- окажет наиболее
существенное влияние на
- окажет наибольшее влияние на средние и мелкие финансовые организации на развитых рынках (включая большинство европейских банков), а также на большинство развивающихся рынков и развивающихся стран [википедия].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам данной работы можно сделать следующие выводы:
2. Важнейшими инструментами (методами) кредитно-денежной политики Центрального банка являются: операции на открытом рынке; учетно-процентная (дисконтная) политика; регулирование обязательной нормы банковского резервирования. Также выделяют селективные методы денежно-кредитной политики: контроль по отдельным видам кредитов; регулирование риска и ликвидности банковских операций; контроль за рынком капиталов; допуск к рынкам; валютные интервенции; таргетирование; нормы инвестирования в государственные ценные бумаги.
3. Различные комбинации указанных инструментов позволяют центральному банку проводить политику «дорогих» или «дешевых» денег в зависимости от экономической стратегии государства на данный период. Использование инструментов денежно-кредитной политики может быть эффективным только в условиях их увязки с бюджетной, налоговой политикой, законодательством.
4. Основная задача денежно-кредитной политики Банка России — удержание достигнутой внутренней и внешней стабильности рубля как необходимого условия для восстановления неинфляционного роста экономики.
5. Центральные банки стран с переходной экономикой в настоящее время проводят политику «дорогих» денег. В условиях инфляции она направлена на постепенное снижение темпов роста уровня цен; стабилизацию курса национальной валюты по отношению к доллару; активизацию инвестиционного процесса; обеспечение кредитной поддержки приоритетных направлений развития экономики стран.
6. Важнейшим инструментом совершенствования денежно-кредитной политики должно стать совершенствование системы рефинансирования коммерческих банков для стабилизации предложения денег экономике страны. Ограничение эмиссии краткосрочных обязательств Центрального Банка по мере расширения эмиссии государственных ценных бумаг правительства, позволит сэкономить государственные средства на цели регулирования денежного рынка. И последним шагом совершенствования должно явиться совершенствование систем резервных требований к коммерческим банкам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
11. Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. проф. Кушлина В.И. и проф. Волгина Н.А. – М.: ОАО «НПО» Экономика», 2005. – 735 с.
12. Никишин А. Проблемы регулирования деятельности небанковских кредитных организаций. // Финансовый бизнес. – 2004. – №10. – С. 31–33.
13. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год. // Деньги и кредит. – 2006. – №12. – С. 3–39.
14. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 823с.
15. Головнин М. Теоретические
подходы к проведению денежно-
16. Голанд Ю.Н. Об условиях снижения процентных ставок // ЭКО. – 2010. - №2. – с. 59-74.
17. – Катаранова М. Связь между обменным курсом и инфляцией в России // Вопросы экономики. – 2010. - №1. – с. 44-62. – Денежно-кредитная политика в России.
18. Смирнов С. И другие
Курсовая политика как фактор
изменения структуры
19. Андрюшин С., Кузнецова В. К оценке антикризисной политики Центрального Банка России // Экономист. – 2010. - №5. – с. 40-46.
20. – Ершов М. Новые риски посткризисного мира // Вопросы экономики. – 2010. - №12. – с. 4-16.
21. Андрюшин С., Кузнецова
В. Центральный банк как кредит
Информация о работе Денежно-кредитные методы воздействия на экономику