Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 11:05, курсовая работа
На начальном этапе развития экономической мысли экономический рост связывали с богатством. При этом важным было не только само определение богатства, но и поиск его источника. Так, в эпоху меркантилистских воззрений богатство ассоциировалось с деньгами, а источник богатства находился в сфере внешней торговли. Под богатством понималось количество драгоценного металла в стране (на стадии раннего меркантилизма), и достижением этой цели служила система «полицейских» мер, направленных на приток в страну полновесной иностранной монеты и недопущение вывоза ее из страны. На этапе позднего меркантилизма приоритеты меняются, главным становится обеспечение положительного торгового баланса, чему должны способствовать протекционистская политика государства, поддержка экспортно-ориентированных отраслей, законодательные меры в области ограничения заработной платы, что должно было обеспечить преимущества в ценовой конкуренции на мировых рынках.
Введение
1. Докейнсианский период в развитии теорий экономического роста …………... 1
1.1. Экономический рост в произведениях меркантилистов и
классической школы ………………………………………………………………… 2
1.2. Инновационная теория роста Й. Шумпетера ……………………………. 5
1.3. Учение о магистралях экономического развития Дж. фон Неймана .......7
2. Кейнсианская и неокейнсианская теории экономического роста ………………9
2.1. Кейнсианская теория экономического роста ……………………………..9
2.2. Неокейнсианство. Модель Харрода-Домара …………………………….11
2.3. Экономический рост в концепции Э. Хансена ………………………….15
3. Неоклассическая модель экономического роста Солоу ……………………….17
3.1. Допущения в модели Солоу ……………………………………………..17
3.2. Описание модели Солоу ………………………………………………....19
4. Институциональные и эволюционные теории экономического роста ………..28
4.1. Институциональные аспекты экономического роста …………………...28
4.2. Эволюционная теория экономического роста …………………………..29
5. Особенности экономического роста в переходной экономического ………….33
Заключение
Список использованной литературы
Четвертая черта - особый характер противоречий в переходной экономике. Это противоречия не функционирования, а развития, т.е. нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми и другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, на которые направлена переходная эпоха, в экономическом аспекте всегда носят революционный характер: речь идет о смене экономических систем. Но и в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются столь резким обострением противоречий, что связаны с революциями и социально-политическими. Переходностъ эпохи (ее неустойчивость, неопределенность), очевидное обострение социальных противоречий получают неоднозначное отражение в экономической науке. Не всегда в эту эпоху удавалось разглядеть действительные перспективы развития. К примеру, физиократ В. Мирабо позитивный выход из противоречий своей эпохи видел в возврате к прошлому, кажущимся ему идеальными феодальным отношениям. Критикуя пороки утверждающегося капитализма, призывал вернуться назад, к мелкотоварному производству С. Сисмонди.
Пятая черта - историчность
переходной экономики. Эта историчность
связана с двумя
Во-первых, с историческим характером условий переходной экономики. Одно дело, когда общество переходит от традиционной к индустриальной экономике, другое - современные переходные процессы. В этих случаях различны и исходные состояния, и конечные результаты, и противоречия в обществе, поскольку различны и его экономический строй, и его структура.
Во-вторых, историчность переходной экономики зависит от конкретного региона и от страны. К примеру, неодинаково переходные процессы протекают в условиях восточной и западной цивилизаций, зависят они и от конкретного уровня развития каждой страны. Все это означает, что даже известные, общие для переходной экономики закономерности, должны получать разные формы проявления в разных условиях, что даже специальный анализ переходной экономики не дает конкретных моделей, которые можно было бы применить при любых обстоятельствах .
Существование тесной причинно-следственной связи между инвестициями и экономическим ростом общепризнанно. Тем не менее, существуют различные точки зрения на то, каков механизм воздействия инвестиций на экономику и каковы должны быть направления государственного регулирования инвестиционного процесса. Одна точка зрения состоит в том, что инвестиции – главный “мотор” экономического роста: чем больше страна накопляет, тем выше темпы роста её экономики. Согласно другой точки зрения, цепочка причинно- следственных связей направлена как раз в обратную сторону: высокий спрос ведёт к росту производства, что заставляет фирмы делать инвестиции; чем выше доходы, тем больше страна сберегает, и, следовательно, может инвестировать. Эти два подхода диаметрально расходятся в рекомендациях относительно того, как государство может способствовать накоплению капитала экономики. Сторонники первого подхода утверждают, что следует всячески поощрять сбережения и ограничивать потребление, сторонники второго, напротив, говорят о том, что надо всячески способствовать увеличению спроса, в том числе потребительского, который и “вытянет” за собой экономику, и следовательно, инвестиции.
В пользу гипотезы о ключевой роли инвестиций в экономическом ростеговорит опыт стран с рыночной экономикой, осуществивших в послевоенный период резкий скачок в экономическом развитии. При этом произошел переход из порочного круга “низкий уровень доходов - бедность - низкий уровень сбережений - низкий уровень инвестиций - низкий темп роста доходов” к равновесию высшего уровня, при котором высокий темп роста доходов населения обеспечивает высокие сбережения, инвестиции и тем самым создает предпосылки для дальнейшего роста. Подобная модель использовалась в Гонконге, Индонезии, Китае, Корее, Малайзии, Сингапуре, Тайване, Таиланде, Чили, В подавляющем большинстве этих стран (за исключением Гонконга и Чили) государство играло активную роль катализатора в процессе накопления человеческого и материального капитала. Это, однако, не означает того, что процветания можно добиться, вызвав инвестиционный бум. Инвестиции - составная часть ВВП, поэтому если быстро растет ВВП, то обнаруживается статистическая связь между инвестициями и ростом. Периоды экономического подъема сопровождаются инвестиционным бумом, но попытки вызвать подъем наращиванием накопления не гарантируют успеха.
Чтобы показатель валового
продукта мог служить действительно
объективным показателем
- экономический рост надо оценивать на основе изменения реального, а не номинального валового продукта. Это означает, что данные о том, как растет объем валового продукта, надо очищать от влияния инфляции (аналогично тому, как это делается при определении реальных доходов граждан);
- экономический рост лучше оценивать на основе изменения не общей, а удельной величины валового продукта на душу населения страны.
За счет каких именно факторов можно все-таки ускорить экономический рост? Таких факторов несколько:
1. Повышение капиталовооруженности труда.
Капиталовооруженность труда – средняя стоимость физического производственного капитала, приходящаяся на одного занятого в хозяйственной деятельности. Если в стране есть сбережения и если эти сбережения инвестируются в ее экономику, то можно добиться того, чтобы накопление физического производственного капитала (производственных сооружений и оборудования) происходило быстрее, чем рост численности занятых в хозяйственной деятельности. Этот процесс приводит в итоге к повышению капиталовооруженности труда.
Рост капиталовооруженности труда ведет, в свою очередь, к росту производительности труда, а, следовательно, к обгоняющему увеличению объема производимых благ по сравнению с числом занятых этим производством людей.
Но одно только повышение капиталовооруженности труда не могло бы обеспечить возможностей для устойчивого роста благосостояния граждан на основе экономического роста. Для этого необходимо, чтобы действовали и другие факторы;
2. Прогресс науки и техники.
Двадцатый век стал веком научно-технической революции. И не столько в силу лавинообразного роста научных знаний, сколько в силу их быстрого и массового использования для производства товаров и оказания услуг.
Это массовое использование
привело к принципиальному
3. Повышение образовательного уровня работников.
«Образованный работник – лучший работник». Эта истина стала особенно очевидной в ХХ веке, когда главным двигателем повышения производительности оказывается освоение достижений НТП.
Работа на новом, более
производительном оборудовании, а также
быстрое овладение навыками изготовления
новых видов продукции
Поэтому в ХХ веке в экономическую
науку вошло понятие
4. Улучшение методов
Страна не может быстро увеличить объем имеющихся в ее распоряжении ресурсов производства, таких, как численность квалифицированных работников, площадь пригодных для использования земель или природные богатства (порой это невозможно и в долгосрочной перспективе). Но использовать эти ограниченные ресурсы можно лучше или хуже.
Это зависит от применяемых в данной стране методов распределения таких ресурсов между различными отраслями и видами производств. Именно в организации подобного распределения состоит главная задача различных экономических механизмов. Поэтому совершенствование экономических механизмов играет очень большую роль в том, каких темпов экономического роста стране удается добиться.
Часто эта роль даже важнее богатства страны природными ресурсами. Например, СССР обладая огромными природными ресурсами, гигантской промышленностью и высококвалифицированными работниками самых различных профессий, так и не смог обеспечить высокий уровень благосостояния своих граждан. Стране не удалось решить даже самую простую задачу – накормить свое население за счет продукции собственного сельского хозяйства.
Информация о работе Докейнсианский период в развитии теорий экономического роста