Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:56, реферат
Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по
разным вопросам.
В работе рассматриваются проблемы оптимизации выпуска монополией,
сравниваются рыночные модели монополии и конкуренции, раскрываются причины
существования монополии.
Основное внимание уделено исследованию естественных монополий, которые
существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания. В
большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в
государственной собственности и управляются государством с целью помешать им,
воспользоваться монопольной властью.
Введение
стр. 1
1. Общая характеристика монополии стр. 3
2. монополии и конкуренция
стр. 11
3. естественная монополия и её регулирование стр. 14
4. ценовая дискриминация и доминантные фирмы стр. 18
5. опыт регулирования монополий в сша стр. 21
6. закон рф о регулировании естественных монополий стр. 25
6.1.сущность закона
6.2.пример по россии
заключение
стр. 28
список использованных источников стр. 29
Структурная реформа наряду с другими важными моментами включает совершенствование нормативной базы регулирования естественных монополий. В частности, реформа направлена на:
- выведение из нынешних
сфер естественных монополии
видов хозяйственной
- выделение исходя из
экономической
- придание рынкам в
сфере деятельности
- формирование организационно-
Необходимость реформы вызвана
негативными последствиями
В настоящее время в России сложилось два альтернативных подхода к реформированию:
1. Сторонники первого считают
наличие конкуренции не только
главным условием, но и критерием
эффективности
2. Приверженцы второго
подхода не отрицают
Как показывает опыт, разукрупнение таких гигантов, как РАО «ЕЭС
России», ОАО «Газпром», МПС, чревато не оживлением конкуренции со всеми положительными для экономики последствиями, а образованием многочисленных посредников, как это произошло в угольной отрасли после разукрупнения организационно-управленческих структур и выделения шахт в самостоятельные юридические лица.
Главная цель реформирования энергосистемы - снижение затрат - принципиально недостижима без проведения продуманной инвестиционной политики, направленной на техническое перевооружение отрасли. РАО "ЕЭС
России" предлагает полезные, но недостаточные меры: организацию отдельного учета для энергосистем, упорядочение оплаты счетов населением, устранение посредников, передачу на баланс местных органов власти объектов соцкультбыта, реорганизацию работы энергосбытовых организаций.
Идея разукрупнения
"Газпром" способен
в обозримом будущем стать
мощным "локомотивом" экономики
России, но лишь в качестве
крупной компании (естественной
монополии). Его демонополизация
означала бы создание
"Газпрома", но и для страны в целом.
Реструктуризация "Газпрома" может подорвать позиции России на мировом газовом рынке. Нецелесообразность реструктуризации "Газпрома", в частности, выделения из его состава "Газэкспорта", подтверждается отечественным опытом. Так, в советский период, когда производство, транспортировка и экспортные операции были организационно разделены, Советский Союз выступал
"поставщиком до границы".
Как только "Газпром" стал
вертикально интегрированной
Существующая организационно-
(ремонтных, строительных,
машиностроительных и других
предприятий). Велики затраты на
содержание объектов
Существуют три концепции реформирования МПС: концепция, предложенная
Европейским банком реконструкции и развития; концепция Министерства транспорта РФ; концепция, разработанная самим МПС, так называемая
"правительственная".
Сущность последней состоит в том, что из железнодорожного транспорта в целом выделяется сектор перевозок. Он определен как конкурентоспособный и открыт для всех желающих начать здесь предпринимательскую деятельность.
Предполагается развивать
конкуренцию в этом секторе путем
приобретения производственными
- собственного подвижного
состава, создания грузовых и
пассажирских компаний. Все это
должно привести к
Реализация этой концепции включает три этапа:
Первый этап - до 2000 г. - предусматривает создание в системе МПС унитарных грузовых и пассажирских компаний. На этой же стадии из системы
МПС должна быть выведена часть заводов, предприятий строительства, сельского хозяйства, объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Второй этап - до 2005 г. - налаживание работы пассажирских и грузовых компаний.
Третий этап - после 2005 г. -
акционирование пассажирских и грузовых
компаний, перераспределение
Но предлагаемая концепция
противоречит существующему
Транспортно-экспедиционная
деятельность во всем мире является исключительно
прибыльной формой обслуживания клиентов.
Цель транспортной экспедиции - в привлечении
дополнительных объемов перевозок,
предоставлении дополнительных транспортных
услуг и ускорении доставки грузов
с освобождением
Естественным монополиям присущ высокий уровень концентрации капитала, который позволяет осуществлять крупномасштабную вертикальную интеграцию процесса производства и реализации товаров и услуг, что обусловливает существенное снижение трансакционных издержек. Поэтому современная российская антимонопольная политика переносит центр тяжести с борьбы с монополиями как хозяйственными организациями, достигшими высокой степени концентрации капитала, на борьбу с злоупотреблениями монопольным положением.
Проводя реформирование российских монополистов, следует иметь в виду и их позиции в международной конкурентной борьбе. В целом очевидно, что реформы структур, включающих естественно-монопольную сферу, должны осуществляться поэтапно, с большой осторожностью и анализом каждой стадии преобразований.
Заключение
Экономическая деятельность
естественных монополий должна рассматриваться
в контексте глобализации мировой
экономики и ужесточения
Газпром".
По своим экономическим, техническим и организационным характеристикам российские естественные монополии (РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром", МПС) находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходят. Эти хозяйственные структуры при разумном к ним отношении могут не только вытянуть нашу экономику из сегодняшнего прорыва, но и позволить ей занять в XXI в. одно из ведущих мест в мире. Естественные монополии следует рассматривать как наше национальное достояние, во многом не имеющее аналогов в мире.
Реформы естественных монополий не должны сводиться к примитивному их дроблению, а по сути - к разрушению и деградации. Ведь благодаря функционированию естественных монополий российская экономика пока держится
"на плаву".
Функционирование естественных монополий должно стать приоритетным направлением координирующей промышленной политики Министерства экономики
РФ, которую надо строить
на основе перспективных прогнозных
оценок потребностей в услугах и
продукции естественных монополий
на отечественном и мировом
Список литературы
1. Акулов В.Б., Рудаков М.Н.
Теория организации.
2. Албегова М.Н., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. Под общей ред. профессора, д.э.н. Сидоровича А.В. М., 1998.
3. Андреев А., Гордейчик С. Монополистические действия и ограничение конкуренции: вопросы квалификации // Российская юстиция. 1998. №7.
С. 13-14.
4. Городецкий А., Павленко
Ю. Реформирование
Вопросы экономики. 2000. № 1. С.137.
5. Государственная
6. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). М., 2000.
7. Кирюшкина Г., Михайлов
А. Антимонопольное
8. Микроэкономика: теория и российская практика. Под ред. А.Г.
Грязновой, А.Ю. Юданова. М., 1999.
9. Программа стабилизации экономики и финансов // Вопросы экономики.
1998. № 7. С. 4-26.
10. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: пер. с англ. М., 1993.
-----------------------
[1] Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. М., 1993.
С. 191
[2] Там же. С.203
[3] Федеральный Закон "О естественных монополиях" 17.08.1995г. №147-ФЗ
[4] Городецкий А., Павленко
Ю. Реформирование
Вопросы экономики. 2000. № 1. С.137.