Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:56, реферат
Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по
разным вопросам.
В работе рассматриваются проблемы оптимизации выпуска монополией,
сравниваются рыночные модели монополии и конкуренции, раскрываются причины
существования монополии.
Основное внимание уделено исследованию естественных монополий, которые
существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания. В
большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в
государственной собственности и управляются государством с целью помешать им,
воспользоваться монопольной властью.
Введение
стр. 1
1. Общая характеристика монополии стр. 3
2. монополии и конкуренция
стр. 11
3. естественная монополия и её регулирование стр. 14
4. ценовая дискриминация и доминантные фирмы стр. 18
5. опыт регулирования монополий в сша стр. 21
6. закон рф о регулировании естественных монополий стр. 25
6.1.сущность закона
6.2.пример по россии
заключение
стр. 28
список использованных источников стр. 29
Реализация контрольных полномочий открывает для органов регулирования естественных монополий большие возможности вносить плодотворный вклад в реформирование экономики, повышение эффективности функционирования естественных монополий.
Органы регулирования естественных монополий имеют право:
- направлять субъектам
естественных монополий
- направлять органам
- принимать решения о наложении штрафа на субъект естественной монополии;
- привлекать к административной
ответственности в виде
- обращаться в суд с
иском, а также участвовать
в рассмотрении в суде дел,
связанных с применением или
с нарушением Федерального
- осуществлять иные полномочия,
установленные федеральными
Основаниями для рассмотрения
дел, связанных с подконтрольными
органам регулирования
Для органов регулирования
естественных монополий установлены
определенные гарантии исполнения возложенных
на них функций. Органы исполнительной
власти по регулированию естественных
могут быть ликвидированы лишь в
случае появления возможности для
развития конкуренции на соответствующем
товарном рынке и (или) в случае изменения
характера спроса на товар субъектов
естественных монополий. Сообщения
о ликвидации органов регулирования
естественных монополий и об основаниях
для принятия такого решения публикуются
в средствах массовой информации.
Работники органов
Работа органов регулирования деятельности естественных монополий строится на демократических началах, в обстановке широкой гласности. О принятых ими решениях о введении, об изменении или о прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также о включении и реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него, о применяемых методах регулирования деятельности субъектов естественных монополий и о конкретных показателях и требованиях, предъявляемых к ним органами регулирования естественных монополий в обязательном порядке сообщается через средства массовой информации. Органы регулирования естественных монополий ежегодно публикуют доклад о своей деятельности. Также через средства массовой информации обязательно сообщается обо всех случаях применения ответственности за нарушения федерального закона "О естественных монополиях", а решения по делам, связанным с нарушениями этого Федерального закона, подлежат опубликованию в средствах массовой информации в полном объеме не позднее месяца со дня их принятия.
Чрезвычайно важным является
то, чтобы и финансовый отчет, и
концепция развития отрасли, включающая
целевую норму прибыли
Юридическая ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях.
За нарушение Федерального закона "О естественных монополиях" виновные несут гражданско-правовую и административную ответственность, т.к. нормы
Закона относятся к гражданскому и административному праву.
1. Гражданско-правовая
Если действиями (бездействием), нарушающими Федеральный закон "О естественных монополиях", причинены убытки, в том числе от завышения цены
(тарифа), другому хозяйствующему
субъекту, эти убытки подлежат
возмещению субъектом
Органы регулирования естественных монополий также не освобождаются от гражданско-правовой ответственности в случае, если ими принято решение с нарушением Федерального закона "О естественных монополиях", в том числе об определении (установлении) цен (тарифов) без достаточного экономического обоснования, и в результате этого субъекту естественной монополии или иному хозяйствующему субъекту причинены убытки, они вправе требовать возмещения этих убытков в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
2. Административная
Привлечение к административной
ответственности в виде предупреждения
или штрафа руководителей субъектов
естественных монополий, должностных
лиц органов власти является наиболее
действенной санкцией, применяемой
органами регулирования естественных
монополий к нарушителям
На субъекты естественных монополий налагается штраф за следующие нарушения:
. завышение цен (тарифов),
установленных органом
. неисполнение решения
(предписания), выданного органом
регулирования естественной
. представление органу
регулирования естественной
. непредставление органу
регулирования естественной
. непредставление в срок
по требованию органа
Руководители субъектов естественных монополий, должностные лица органов исполнительной власти и органов местного самоуправления несут административную ответственность за:
. неисполнение в срок
решения (предписания)
. непредставление документов
или иной информации, затребованных
органом регулирования
Административная
Должностные лица органов регулирования естественных монополий за нарушение Федерального закона "О естественных монополиях" несут административную ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну (в виде штрафа в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда); за превышение сроков рассмотрения ходатайств субъектов естественных монополий о даче согласия на совершение определенных сделок
(предварительный контроль);
за несоблюдение процедур
По общеустановленному правилу решения (предписания) органов регулирования естественных монополий исполняются субъектами естественных монополий (их руководителями), органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (их должностными лицами) в срок, предусмотренный решениями (предписаниями), но не позднее 30 дней со дня их получения. Если же лица, которым направлены решения (предписания), сами добровольно их не исполняют, то в действие вступает принудительный механизм исполнения через суд.
Конкретные процедуры принуждения зависят от характера неисполненного решения (предписания), то есть от того, по поводу какого нарушения
Федерального закона "О естественных монополиях" оно принято:
А. В случае неисполнения
органами исполнительной власти или
органами местного самоуправления решений
(предписаний) об отмене или об изменении
незаконных актов, либо о восстановлении
первоначального положения
B. В случае неисполнения субъектом естественной монополии предписания о заключении договора или о внесении изменений в заключенный договор орган регулирования естественной монополии вправе предъявить в суд иск о понуждении субъекта естественной монополии заключить договор или о внесении изменения в заключенный договор.
C. При неисполнении субъектами естественных монополии предписаний о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения Федерального закона "О естественных монополиях", органы регулирования естественных монополий вправе предъявить в суд иск о изыскании необоснованно полученной прибыли.
D. В случае уклонения субъектов естественных монополии, руководителей субъектов естественных монополий или должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления от уплаты штрафа либо при уплате штрафа в размере меньшем, чем указано в решениях (предписаниях), органы регулирования естественных монополий вправе предъявить и суд иск о взыскании штрафа. Исковые заявления о взыскании штрафов с руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления направляются в суды общей юрисдикции, а все остальные — в арбитражные суды, поскольку их ответчики — предприниматели.
В судебном же порядке обжалуются решения (предписания) и самих органов регулирования естественных монополий. Субъекты естественных монополий (их руководители), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (их должностные лица), потребители, общественные организации потребителей, их ассоциации и союзы, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными, полностью или частично, решений
(предписаний) органов
регулирования естественных
Реформирование структуры Российских естественных монополий
В России в рамках единой
корпорации часто объединяется как
производство естественно-монопольных
благ, так и производство таких
благ, которые эффективней
Реформирование структуры естественных монополий может принести определенную пользу. Основные положения структурной реформы в сферах естественных монополий одобрены Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 г.