Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:56, реферат
Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по
разным вопросам.
В работе рассматриваются проблемы оптимизации выпуска монополией,
сравниваются рыночные модели монополии и конкуренции, раскрываются причины
существования монополии.
Основное внимание уделено исследованию естественных монополий, которые
существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания. В
большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в
государственной собственности и управляются государством с целью помешать им,
воспользоваться монопольной властью.
Введение
стр. 1
1. Общая характеристика монополии стр. 3
2. монополии и конкуренция
стр. 11
3. естественная монополия и её регулирование стр. 14
4. ценовая дискриминация и доминантные фирмы стр. 18
5. опыт регулирования монополий в сша стр. 21
6. закон рф о регулировании естественных монополий стр. 25
6.1.сущность закона
6.2.пример по россии
заключение
стр. 28
список использованных источников стр. 29
Концентрацией функций упраздненных
перечисленных федеральных
Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации не было осуществлено, и у нее сохранился статус самостоятельного федерального органа исполнительной власти.
Функции и полномочия органов регулирования естественных монополий.
Только органы регулирования естественных монополий наделены полномочиями принимать решение о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из реестра. Сформирование и ведение реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль, является первой исходной функцией органов регулирования естественных монополий.
Федеральный закон "О естественных
монополиях" ничего не говорит о
том, кто устанавливает порядок
ведения реестра субъектов
Ничего по этому поводу
не сказано и в положениях об отдельных
федеральных органах
Органы регулирования естественных монополий принимают обязательные для субъектов естественных монополий решения о введении регулирования, о применении к субъекту естественной монополии предусмотренных законодательством конкретных методов регулирования, в том число об установлении цен (тарифов). Определяющую роль при этом играет решение о применении методов регулирования, которое влечет включение субъекта естественной монополии в реестр и введение механизма контроля.
Федеральным законом "О естественных монополиях" установлены два специфических метода (применение иных методов не допускается):
1. Органы регулирования
естественных монополии могут
применять ценовое
(тарифов) или их предельного уровня.
Во многих странах цены
естественных монополий на первом этапе
либерализации прямо
Государство не вправе использовать
ценовое регулирование в
(реализуемые) субъектом естественной монополии.
Как правило, используются заранее
выбранные схемы установления цен:
а. Метод предельных издержек. Он заключается
в том, что государство требует
(и контролирует), чтобы устанавливаемая
монополистом цена равнялась его
предельным издержкам. Тем самым
обеспечивается эффективный с
Недостатки подобной практики заключаются в существенном ограничении потенциала развития и конкурентоспособности российской промышленности; в противоречии экономической логике (себестоимость продукта естественных монополий для крупных оптовых покупателей ниже, чем для индивидуальных потребителей); возложении на естественные монополии несвойственных им функций социальной политики.
Неудивительно, что социальная
эффективность этого
Однако не существует наилучшей
для всех условий схемы, которая
обеспечивала бы безотказную реализацию
целей общества, — производства
необходимого объема продукции с
минимальными издержками. Как правило,
эффективной оказывается
2. Определение потребителей,
подлежащих обязательному
(или) установление
Производимые в них товары нередко объективно ограничены по своим ресурсам, а то и вовсе исчерпаемы (полное использование разведанных месторождений, сокращение добычи и т. п.). Это обстоятельство позволяет субъектам естественных монополий выборочно, по своему усмотрению, продавать товары одним потребителям и лишать этих товаров других потребителей. Вмешательство государства призвано защитить интересы всех потребителей.
Также органы регулирования
естественных монополий принимают
решения об изменении или о
прекращении регулирования в
отношении конкретных субъектов
естественных монополий, если отпадают
установленные для этого
Вопросы, касающиеся введения,
изменения или прекращения
Решение принимается на основе анализа деятельности конкретного субъекта естественной монополии с учетом стимулирующей роли методов регулирования. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:
- издержки производства (реализации)
товаров, в том числе
- налоги и другие платежи;
- стоимость основных
- прогнозируемая прибыль
от возможной реализации
- удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;
- соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей;
- государственные дотации и другие меры государственной поддержки.
Орган регулирования естественной
монополии, при принятии решения
о применении методов регулирования
деятельности конкретного субъекта
естественной монополии, обязан рассматривать
информацию, предоставленную
Целесообразно при этом учитывать не только сложившуюся структуру и стоимость издержек производства, но и предусматривать их динамику в будущем, изменение цен на отдельные компоненты издержек (стоимость сырья и т. п.). Занижение издержек, а значит и цены, неизбежно сделает производство товаров убыточным.
Еще одна функция органов
регулирования естественных монополий
- внесение в установленном порядке
предложений по совершенствованию
законодательства о естественных монополиях.
Выработанные рекомендации по улучшению
действующего законодательства органы
регулирования естественных монополий
направляют Правительству РФ. Такую
же функцию, но только по вопросам совершенствования
антимонопольного законодательства, выполнял
прежний Государственный
Принятие решения о применении методов контроля и регулирования, а следовательно, и о включении в реестр есть результат большой подготовительной работы. Ошибки здесь должны быть полностью исключены, так как они неизбежно вызовут противозаконные ограничения деятельности хозяйствующего субъекта, вовсе не относящегося к естественным монополиям.
Во избежание ошибок и
их негативных последствий важно
соблюдение установленных процедур
рассмотрения вопросов введения, изменения
или прекращения регулирования
субъекта естественной монополии. Субъект
естественной монополии должен быть
уведомлен о дате рассмотрения заранее
соответствующим органом
Решения о введении, об изменении
или о прекращении
В пределах предоставленной компетенции органы регулирования естественных монополий осуществляют функцию контроля за соблюдением
Федерального закона "О
естественных монополиях". В остальной
части деятельность субъектов естественных
монополий подконтрольна
Если субъект естественной монополии имеет долю на рынке товара более
35%, то он, помимо реестра,
который ведет на него орган
регулирования естественных
Таким образом, субъект естественной
монополии может числиться
Федеральные антимонопольные органы самостоятельно принимают также решения о наложении штрафов и административных изысканий на субъектов естественных монополий за допущенные ими нарушения антимонопольного законодательства. Исключение составляет принятие решений о наложении штрафов и административных взысканий за нарушения установленного порядка ценообразования на товары естественных монополистов. В случае, если антимонопольные органы при проверке ценообразования на товары естественных монополий выявят применение необоснованных цен, не установленных федеральными и региональными органами по регулированию деятельности субъектов естественных монополий, они сообщают о них соответствующему органу регулирования естественных монополий. Органу регулирования естественных монополий, в свою очередь, целесообразно информировать федеральные антимонопольные органы о выявленных им или ставших ему известными нарушениях антимонопольного законодательства субъектами естественных монополий, реагирование на которые входит в компетенцию этих органов.