Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:56, реферат
Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по
разным вопросам.
В работе рассматриваются проблемы оптимизации выпуска монополией,
сравниваются рыночные модели монополии и конкуренции, раскрываются причины
существования монополии.
Основное внимание уделено исследованию естественных монополий, которые
существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания. В
большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в
государственной собственности и управляются государством с целью помешать им,
воспользоваться монопольной властью.
Введение
стр. 1
1. Общая характеристика монополии стр. 3
2. монополии и конкуренция
стр. 11
3. естественная монополия и её регулирование стр. 14
4. ценовая дискриминация и доминантные фирмы стр. 18
5. опыт регулирования монополий в сша стр. 21
6. закон рф о регулировании естественных монополий стр. 25
6.1.сущность закона
6.2.пример по россии
заключение
стр. 28
список использованных источников стр. 29
В состав нормативно-правовой основы естественных монополий входят законы и иные нормативные акты, принимаемые не только федеральными органами государственной власти, но и субъектами Российской федерации по вопросам, которые находятся в их исключительном ведении или в совместном ведении с
Российской Федерацией. Это право субъектов Российской Федерации зафиксировано в ст. 76 Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов
Федерации.
Нормативно-правовая основа
естественных монополий также тесно
связана с нормативно-правовой основой
конкуренции и
Естественные монополии
окружает конкурентная рыночная среда,
но сами они могут осуществлять монополистическую
деятельность, и в начале экономических
реформ высказывалось мнение, что
нет необходимости создавать
специальную нормативно-
Законодательство о
Естественные монополии в России.
Электроэнергетика.
В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения буквально одних и тех же услуг и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам. Сомнительная выгода от экономии на издержках производства электроэнергии за счет конкуренции между владельцами сетей не идет ни в какое сравнение с бездумными затратами на строительство передающих сетей.
Но сейчас принимаются
энергичные меры для развития конкуренции
между производителями
. вводится, совершенно новый
рыночный механизм определения
цены электрической энергии
. предполагается завершение
формирования нормативно-
. намечается переход к конкуренции электростанций на оптовом рынке по полным затратам с выводом из эксплуатации неэкономичных мощностей;
. расширение состава крупных потребителей, выведенных на оптовый рынок.
Основной целью образования РАО "ЕЭС России" в форме акционерного общества (когда в ноябре 1992г. были объединены мощности свыше 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой энергосистемы) было формирование оптового рынка электроэнергии. В федеральное владение РАО "ЕЭС России" поступили около 50 новейших электростанций (это более половины общих мощностей), выведенных из состава территориальных АО-энерго.
В структуре капитала РАО "ЕЭС России" государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО "ЕЭС России" контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них РАО имеет 50 и более процентов акций, в остальных - менее 50%. Основные фонды компании оцениваются в 400 млрд. долл., рыночная капитализация холдинга составляет около 13 млрд. долл. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО
"ЕЭС России" является собственником всей сети линий электропередач страны.
Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходится 13% общего производства электроэнергии в РФ.
Толчком к регионализации,
дроблению единого рынка
Главная проблема российской электроэнергетики - неплатежи. В силу специфики производимой продукции применение санкций в отношении неплательщиков чрезвычайно затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно улучшить путем реализации значительного экспортного потенциала РАО. По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной на избыточных мощностях, позволил бы получать ежегодно до 16 млрд. долл.
Однако для передачи больших объемов электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуется модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений. Пока в страны дальнего зарубежья экспортируется всего около 10 млрд. кВтч электроэнергии.
По мнению доктора экономических
наук А. Городецкого и кандидата
экономических наук Ю. Павленко - «необходимо
полнее использовать преимущества единой
централизованной энергосистемы как
более устойчивой формы организации
энергетического хозяйства. Организация
производства электрической энергии,
при которой в одних руках
сосредоточены генерирующие мощности,
передающие и распределительные
сети, предоставляет больше возможностей
для экспансии на внешние рынки.
Не случайно подобная схема успешно
работает во Франции - одном из крупнейших
в мире экспортеров электроэнергии»[4]
Газовая промышленность.
Путем преобразования Государственного газового концерна в феврале
1993г. создано РАО "Газпром",
в 1999 г. оно преобразовано в
ОАО "Газпром" в соответствии
с требованиями
"Газпром" - крупнейший
кредитор российской экономики.
Уникальность ресурсной
базы и наличие развитой системы
газопроводов определяет устойчивость
позиций "Газпрома" на мировом
рынке. В создании единой системы
газоснабжения Россия опередила
страны Западной Европы, где подобная
система только начинает формироваться.
Так, в Германии "Газпром" имеет
мощную систему газопроводов, позволяющую
выйти непосредственно на потребителя
и тем самым существенно
"Газпром" создал
ряд альянсов с крупнейшими
западными корпорациями, позволивших
объединить технологический,
10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.
Входящие в систему "Газпрома"
как крупные, так и менее значимые
предприятия фактически остаются его
производственными
Железнодорожный транспорт.
На долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны и 45% пассажирооборота, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.
Основная продукция отрасли
(перевозки) создается, как правило,
несколькими предприятиями - железными
дорогами, то есть на уровне всей отрасли.
Отсюда необходимость
В России показатели производительности российских железных дорог, оцениваемых по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках в 2,5 - 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии н Китае.
При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок. В Западной Европе железные дороги нерентабельны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными дотациями. В России же убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового, а железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах).
Методы регулирования деятельности естественных монополий.
Назначение государственно-
Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает недопустимым их дробление, но с другой стороны их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред, поэтому государство не может воздерживаться от регулирования естественных монополий.
Суть любого регулирования состоит в упорядочении деятельности участников социального общения, прежде всего в установлении для них определенных правил поведения, в данном случае - в рыночных отношениях.
Регулирование является основной формой воздействия государства на естественные монополии, и его специфика проявляется в его методах, которыми
Федеральные антимонопольные органы не наделены.
Специально образованные
федеральные органы исполнительной
власти по регулированию естественных
монополий по своим структуре
и функциям, а также полномочиям
и порядку их осуществления они
имеют много сходного с федеральными
антимонопольными органами. Они устанавливают
цены на продукцию монополии и
определяют состав потребителей продукции,
которым монополия обязана
Во всех узаконенных сферах деятельности естественных монополий образуются органы регулирования естественных монополий. Один федеральный орган исполнительной власти может регулировать сразу несколько сфер деятельности естественных монополий и совсем необязательно в каждой сфере иметь отдельный орган. Для осуществления своих полномочий они вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. Территориальные органы создаются с разрешения
Правительства РФ и образуют
вместе с соответствующим федеральным
органом единую систему регулирования
в соответствующей сфере
Первой Указом Президента УФ от 19 ноября 1995 г. №1194 была образована
Федеральная энергетическая
комиссия Российской федерации (ФЭК
РФ) как федеральный орган
Последней по счету была образована Федеральная служба Российской
Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ
России). Она имела статус федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий в следующих сферах: железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов.
Согласно Указу Президента
РФ от 22 сентября 1998г. №1142 "О структуре
федеральных органов
России по регулированию естественных монополий на транспорте упразднены. Их функции переданы вновь образованному Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. К этому министерству перешли и функции упраздненных Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, а также Государственного антимонопольного комитета РФ.