Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:56, реферат
Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по
разным вопросам.
В работе рассматриваются проблемы оптимизации выпуска монополией,
сравниваются рыночные модели монополии и конкуренции, раскрываются причины
существования монополии.
Основное внимание уделено исследованию естественных монополий, которые
существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания. В
большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в
государственной собственности и управляются государством с целью помешать им,
воспользоваться монопольной властью.
Введение
стр. 1
1. Общая характеристика монополии стр. 3
2. монополии и конкуренция
стр. 11
3. естественная монополия и её регулирование стр. 14
4. ценовая дискриминация и доминантные фирмы стр. 18
5. опыт регулирования монополий в сша стр. 21
6. закон рф о регулировании естественных монополий стр. 25
6.1.сущность закона
6.2.пример по россии
заключение
стр. 28
список использованных источников стр. 29
областях, не связанных непосредственно с перевозочной деятельностью. При этом
первостепенное внимание уделяется доходности железных дорог за счет повышения
тарифов на перевозки. Вопросу же сокращения расходов уделяется недостаточное
внимание. Вместе с тем добиться снижения расходов предприятий отрасли в
рыночных условиях можно, лишь создав конкурентную среду на транспортном
рынке. Но в настоящее время состояние автомобильных дорог, речного и других
видов транспорта пока оставляет желать лучшего. Однако высокие тарифы на
железнодорожные перевозки могут заставить часть клиентов обратиться к услугам
других перевозчиков.
Следует отметить, что особая роль железнодорожного транспорта в сфере
транспортных услуг, отсутствие отработанной нормативно- правовой базы,
регулирующей взаимоотношения железных дорог с грузоотправителями и
предприятиями, в том числе
осуществляющими перевозки
транспорта, несовершенство правовой базы создают определенные предпосылки для
нарушения предприятиями железнодорожного транспорта антимонопольного
законодательства. И в первую очередь это проявляется в виде необоснованного
увеличения затрат и тарифов на перевозку грузов и оказание других услуг.
Как известно, в соответствии с Законом РФ “О конкуренции и ограничении
монопольной деятельности на товарных рынках” во многих районах страны созданы
территориальные антимонополистические органы (более 80), которые
подведомственны Государственному комитету РФ по антимонополистической
политике и поддержке новых экономических структур. Их силами и проводятся
различные проверки, в том числе периодически осуществляется контроль за
формированием и применением железнодорожных тарифов, расчетами провозных
платежей за перевозки грузов и другие услуги. Результаты проводимых проверок
свидетельствуют о том, что предприятиями железнодорожного транспорта
продолжаются нарушения антимонопольного законодательства, в том числе в части
ценообразования, взимание платы за невыполненные работы или оказания услуг,
которое должно производиться без дополнительной оплаты, навязывание клиентам
невыгодных договорных или различных дискриминирующих условий.
Комитетом были подготовлены предложения по вопросу совершенствования
ценообразования на железнодорожном транспорте и направлены в Комиссию
правительства по совершенствованию платежей и расчетов. Создана
межведомственная Комиссия по контролю за ценообразованием на железнодорожном
транспорте.
Заключение.
Таким образом, государственное регулирование естественных монополий является
одним из главных факторов, обеспечивающих нормальное функционирование
экономики. Если предприятие не находится в государственной собственности, то
его регулирование сводится к следующему: либо цены устанавливаются на уровне
средних издержек монополии, либо применяются двухкомпонентные тарифы.
Антимонопольное законодательство должно быть разумным и продуманным, и
применение его работниками регулирующих агентств должно быть регулирующим
механизмом рынка, но не более того, так как чрезмерно жесткое проведение
антимонопольной политики может привести к большому дисбалансу
сформировавшихся рыночных
отношений и вызвать
работников крупных фирм.
Законы, регулирующие деятельность естественных монополий, имеют важное
значение для современной России, но их реальное применение сталкивается с
определенными трудностями и проблемами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
1. Долан. Микроэкономика. -С.Пб, 1994 -400с.
2. Фишер С., Дорнбуш Р. Экономика. -М.:Дело ЛТД, 1993 -829с.
3.
Закон РФ о естественных
1995, №35 -с.28.
4. Кружечкина Л. Железнодорожный транспорт. Требуется
конкуренция?!// Экономика и жизнь. Сентябрь 1995, №39 -с.2.
5. Максим Зарезин. Мы не боремся с монополиями, мы боремся с их
злоупотреблениями// Российская газета. 1996, 27 февраля -с.2.
6. О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги)
естественных монополий. Постановление правительства// Российская газета.
1996, 20 февраля -с.3
Реферат: Естественные монополии в РФ и методы регулирования их деятельности
Северо-Западная Академия Государственной службы
Карельский Филиал Северо-Западной Академии Государственной службы
«Государственное
Реферат
«Естественные монополии в РФ и методы регулирования их деятельности»
Выполнила: студентка 3 курса по специальности
«Финансы и кредит» на базе среднего специального образования
Патракеева Е.А.
Дата:
Подпись:
Руководитель: Ходачек
В.М., д.э.н., профессор СЗАГС
Дата:
Подпись:
Петрозаводск
2001
Содержание
Введение 3
Естественные монополии 4
Нормативно-правовая основа естественных монополий. 6
Естественные монополии в России. 9
Методы регулирования деятельности естественных монополий. 13
Юридическая ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях. 23
Реформирование структуры Российских естественных монополий 27
Заключение 32
Список литературы 33
Введение
Существует огромное количество
различных рыночных состояний, что
позволяет говорить о несовершенстве
рынков и рассматривать
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными[1].
Монопольное положение является желанным для каждого производителя
(предпринимателя), т.к. позволяет
избежать целого ряда проблем
и рисков, связанных с конкуренцией.
А также монопольное положение
дает возможность
Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один-единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.
Но существуют рынки, на которых конкуренция нежелательна или даже невозможна, поскольку наличие более чем одного продавца приводило бы к росту издержек.
Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль называется естественной монополией[2].
Естественные монополии
"Естественная монополия
- состояние товарного рынка,
(реализацией) товаров
в условиях естественной
Естественная монополия существует, когда эффект ее масштаба настолько велик, что один хозяйствующий субъект может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки, чем были бы издержки у ряда конкурирующих с ним хозяйствующих субъектов. Крупные предприятия обладают лучшей технической оснащенностью и большей мощностью, за счет чего происходит повышение производительности труда и понижение издержек на единицу продукции, что означает более эффективное использование ресурсов. В связи с этим естественная монополия становится желаемым явлением для общества, хотя монопольная природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.
Еще одной особенностью естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль.
Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя
(значительны постоянные
затраты). Для данных видов деятельности
размер эффективного
Естественной монополией обладают собственники и иные хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки, пригодные для возделывания и выращивания на них чая, виноградников), а также сюда относятся целые отрасли инфраструктуры, которым свойственны особо важное и стратегическое значение для всего общества: коммуникации, линии электропередач, нефте- и гозопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация, военно- промышленный комплекс и т.п. Как правило, подобные естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его контролем.
Государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или виды отдельные виды хозяйственной деятельности надлежит отнести к естественным монополиям.
Нормативно-правовая основа естественных монополий.
История российского законодательства
о естественных монополиях насчитывает
всего несколько лет, но и за это
короткое время сферы естественных
монополий уже кардинально
B условиях советской экономики естественные монополии, как специфический предмет государственно-правового регулирования не выделялись, потому, что монополиями в своем роде были все отрасли народного хозяйства и такой надобности не возникало. По мере же проведения реформ, направленных на создание рыночной экономики, становилась все более очевидной необходимость выделения в ней сектора, где экономические отношения не поддаются свободной конкуренции и потому нуждаются в особом правовом режиме. С середины 90-х годов началась практическая работа по формированию нормативно-правовой основы естественных монополий и интенсивно проводится до сих пор.
Фундаментальное значение имеет Федеральный закон "О естественных монополиях", принятый 19 июля 1995 г. и определивший правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской
Федерации. Им выделена и регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Узаконенные естественные монополии
охватывают не всю соответствующую
отрасль народного хозяйства (газовую,
железнодорожную и т.п.), а лишь
ее передающие ("перевозящие") элементы.
Например, в нефтяной промышленности
— только транспортировку нефти
и нефтепродуктов по магистральным
трубопроводам; в газовой промышленности
— транспортировку газа магистральным
трубопроводам и в том числе
газораспределительную сеть и хранение
газа; в энергетике также монополизм
заключается только в услугах
по передаче и распределению
Услуги транспортных терминалов — это производственные операции
(приемка, перемещение,
хранение и сдача грузов), но
лишь те, которые органично увязаны,
"слиты" с конкретным
Они включают производственные и иные трудовые операции по обработке грузов, обслуживанию пассажиров, морских и речных судов, самолетов.
В отношении некоторых
сфер естественных монополий приняты
регулирующие их специальные нормативно-
1999г., "О федеральном
железнодорожном транспорте" от
25 августа 1995г., постановления Правительства
РФ "О мерах по сокращению
перекрестного субсидирования
1996г. №950 и "О развитии
газификации Российской
Установление оптимальных цен на товары естественных монополий - особая забота государства. Ценообразованию в сферах естественных монополий посвящены многие акты всех уровней.