Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:39, курсовая работа
Привлечение инвестиций является важнейшей предпосылкой эффективного функционирования всех отраслей экономики. Это особенно актуально в условиях оживления инвестиционной активности российской экономики.
Предприятия различных форм собственности обладают разными возможностями привлечения и использования инвестиций в целях расширения и повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Одно из базисных условий социальной ответственности корпораций, где занята основная масса работающих, - преодоление имитационного характера акционерных обществ, превращение их в полноценные корпоративные образования. Формирование акционерной собственности путем не объединения ресурсов, а деления государственного имущества на ваучерные паи с последующим захватом экономической власти руководством предприятий привело к закреплению «недивидендного» способа получения доходов. Для него характерны: произвольное инсайдерское ценообразование с гарантией высокой прибыли за счет потребителей; контроль за использованием прибыли в корыстных интересах финансовых менеджеров; фактическое игнорирование необходимости использования прибыли для целей стратегического социально-экономического развития предприятий, т.е. для инвестиций производственной и социальной направленности; превращение формально (по закону) корпоративной собственности в групповую узкого круга менеджеров. Явно асоциальная и антиинвестиционная форма акционерной собственности в России ограничивает финансовые возможности расширенного воспроизводства материально-производственной базы и человеческого фактора на интенсивной, инновационной основе. Широко распространены факты вооруженного захвата имущества акционерами корпоративных образований, криминального «приращения» капитала без инвестиций. К инвестициям приравняли экономический разбой. Схема его стала «нормой» и весьма проста: зная состав акционеров по реестрам акционеров как обязательных документов, предусмотренных статьей Закона РФ «Об акционерных обществах», представители криминального бизнеса овладевают сведениями об акционерах и вынуждают их к продаже акций. Далее с участием новых членов АО проводится смена руководства, и вносятся изменения в реестр юридических лиц. Следующий шаг – силовой захват имущества, блокирование доступа на территорию предприятия. Это противоречит элементарным нормам права, несовместимо с объективной логикой развития производства, неизбежно ведет к разрушению производительных сил. Подтверждение тому – «закритическое» состояние основного технологического оборудования в отраслях экономики.
Усиление социальной ответственности бизнеса возможно только при повышении ответственности институтов государства перед обществом, причем этот процесс должен быть разноуровневым. Негативный опыт официального отказа от финансирования сознательно нефинансировавшихся в течение ряда лет федеральных мандатов показывает, что это неизбежно ведет к ухудшению социального климата в обществе, росту социальной напряженности и расширению масштабов социальных конфликтов. Остро стоит вопрос об ответственности за последствия снижения ставки единого социального налога в расчете на легализацию теневого бизнеса. Требуется восстановление размера ее в расчете на создание финансовой базы повышения трудовой пенсии до 50% уровня средней заработной платы вместо четверти в настоящее время. Должна быть повышена ответственность институтов государства за сохранение высокой (до 30%) доли теневого бизнеса. Многие работники, получающие заработную плату в конверте, социально не защищены даже по минимуму. С середины 1990-х гг. настойчиво прокламируется идея создания экономических условий, при которых бизнесу будет невыгодно пребывание в тени. При неразвитости национальной экономики это ему выгодно до тех пор, пока будет оставаться высоким налоговое бремя. Чтобы его снижение сопровождалось ростом массы налогов, необходимы инвестиционно обеспеченный экономический рост и ответственность не только за нарушения налогового законодательства, но и за использование сформированного за счет налогов стабилизационного фонда, средства которого не привлекаются государством на инвестиции. Получается, что государство, удерживая на высоком уровне налоговое бремя, тормозит инвестиционный процесс в частном бизнесе, а аккумулируя инфляцию обесценивающийся стабилизационный фонд, сдерживает государственные инвестиции.
Никакие ожидания и надежды на легализацию теневого сектора в экономике не сбудутся без соответствующих жестких законов. Контроль за их исполнением не исключает постепенного снижения налогового бремени, расширения применения инвестиционных налоговых кредитов, экспериментальной проверки предоставления бюджетных ссуд бизнесу на реализацию социальных проектов с компенсацией части расходов по уплате процентов.
Фактором повышения социальной и инвестиционной ответственности институтов государства должно стать внесение изменений в бюджетное законодательство в целях обеспечения обязательности горизонтальных социальных и экологических межбюджетных трансфертов, подлежащих использованию для финансирования социальных мероприятий. Это целесообразно в случаях, когда потоки трудовых ресурсов устремляются от мест проживания людей в центры концентрации производства и занятости, где работающие приносят доход предприятиям и дополнительные поступления в бюджет. Напротив, спрос на социальные услуги они предъявляют по месту жительства. Такая ситуация характерна, например, для Московской области и Москвы. Бюджет, получающий доходы от использования привлеченной рабочей силы, должен быть поставщиком части бюджетных ресурсов, финансирующих социальные услуги занятых «на стороне».
В процессе решения совокупности проблем социальной ответственности бизнеса, нужны последовательные меры в рамках финансовой политики государства по отношению к бизнесу. Приходится констатировать, что в последние годы государство способствовало снижению социальной ответственности бизнеса. Например, отмена налога с продаж была подарком ему (без соответствующего снижения потребительских цен), а также отмена регрессивной шкалы на доходы физических лиц, снижение до 26% ставки единого социального налога. Все это было при прокламации необходимости амнистии по отношению к организаторам «утечки» капитала за границу и подпитывало надежды на последующие «послабления» со стороны государства. Отчасти он остается агрессивным, позволяющим себе нарушать законодательные акты, содержащие социальные нормы. Социальная ответственность, инвестиционная активность бизнеса и государства станут реальностью только при условии стандартизации требований в области социальных изменений. [4]
Глава 2. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1. Управление
инвестициями российских
Многие российские компании совершенствуют системы управления инвестициями. При этом менеджеры и консультанты обычно опираются на традицию и собственный опыт. Эмпирическое накопление знаний свидетельствует, что развитие происходит малоэффективным путем проб и ошибок. Каждая компания независимо от других проводит организационные инновации и накапливает знания об их эффективности. Возникающие при этом ошибки столь велики, что могут вызывать многолетние кризисы систем управления и способствовать разрушению крупных производственных комплексов. Для российских фирм опыт корпораций из развитых стран имеет ограниченное применение. Это обусловлено радикальными различиями экономических институтов в России и за рубежом.
В таких условиях обобщение опыта развития систем управления инвестициями крупнейших российских компаний и его теоретическая интерпретация весьма важны. Они позволят сделать процесс развития данных систем планомерным и последовательным. [5]
2.1.1. Модели
корпоративных систем
Системы управления инвестициями корпораций следует исследовать и совершенствовать с помощью трех уровней моделей. Первый уровень характеризует распределение полномочий и ответственности по уровням административного аппарата при управлении разными классами проектов. Это так называемые обобщенные модели инвестиционной деятельности. Модели второго уровня описывают распределение различных элементов процессов управления инвестициями между подразделениями, относящимися к разным уровням корпоративной иерархии. Третий уровень характеризует отдельные элементы управленческих процессов.
Основными, взаимосвязанными подсистемами инвестиционной деятельности компании являются портфель инвестиционных проектов (объект управления) и система управления. Вариантная модель наиболее общих закономерностей исследуемой составляющей бизнеса крупной компании может быть построена путем классификации этих элементов и последующей комбинации пространств полученных классов друг с другом.
Разнообразие внешних условий хозяйствования и внутренних характеристик многочисленных производственных комплексов корпораций является причиной значительных различий свойств осуществляемых ими инвестиционных проектов. Эффективные системы управления инвестициями должны соответствовать многообразию портфелей проектов.
Инвестиционные мероприятия обладают разными взаимосвязями, соподчиненностью, стоимостью и вероятностью фальсификации. Соответственно разные проекты требуют разного уровня централизации процессов управления в административном аппарате компании. Осуществлять все проекты в соответствии с единой схемой неэффективно. При реализации крупных проектов это может привести к потере управляемости, а при осуществлении многочисленных мелких проектов это приведет к информационной перегрузке менеджеров. Нецелесообразно также создавать для каждого инвестиционного мероприятия индивидуальную систему управления. Поэтому в компании должны параллельно существовать несколько систем управления разными классами проектов.
Инвестиции корпорации необходимо определенным образом классифицировать (разделять) на группы идентично управляемых проектов. На основании анализа деятельности несколько крупных российских компаний выделены три классификационных свойства инвестиционных мероприятий, исчерпывающих многообразие реальных ситуаций, влияющих на системы управления: цели, предметные области и необходимые для осуществления ресурсы. Цели – это результаты, которые должны быть получены при использовании создаваемых активов и выполняемых при осуществлении проектов работ. Ресурсы, необходимые для осуществления проектов, – это объемы инвестируемых средств.
Цели проектов взаимодополняемы, если достижение цели одного проекта увеличивает эффективность достижения цели другого. Цели проектов взаимоподчинены, если один проект не может быть осуществлен, пока не реализован другой.
Если цели группы проектов связаны, то можно сформировать два типа программ: 1) комплексно-дискретные – цель программы достигается за счет совокупности относительно независимых дополняющих проектов; 2) комплексно-связанные – цель программы достигается последовательно-параллельной реализацией взаимоподчиненных проектов. [5]
Программно-целевое управление позволяет сконцентрировать полномочия, необходимые для достижения общих целей группы проектов на высших уровнях корпоративной иерархии. Решения, связанные с реализацией отдельных элементов программ, делегируются средним и нижним уровням административного аппарата. Обычно такой способ распределения полномочий и ответственности используется для управления крупномасштабными мероприятиями.
Группировка по предметным
областям позволяет разделить
Комбинированные методы группировки сочетают достоинства нескольких классификаций на основании одного свойства. Обычно они проводятся не более чем по двум свойствам проектов: либо по целям и предметным областям, либо по влиянию на потенциал компании и предметным областям. Могут применяться и более сложные группировки по трем свойствам инвестиционных мероприятий. Например, основная часть инвестиционного портфеля может классифицироваться по влиянию на потенциал компании и предметным областям, а часть проектов может быть объединена в комплексную программу. Похожие портфели проектов могут быть сгруппированы разными способами в зависимости от особенностей систем управления корпорации.
Классификация проектов является основной для исследования второй важной составляющей инвестиционной деятельности корпорации – системы управления. Для каждого класса объектов управления существует некоторое пространство вариантов организации административных служб, которое следует отразить в обобщенной модели инвестиционной деятельности.
Выделение центров ответственности – наиболее распространенный вариант определения полномочий и ответственности структурных единиц [6]. Центр ответственности – подразделение, руководитель которого отвечает за достижение некоторых целевых показателей. Три основных показателя любой коммерческой деятельности составляют выражение нормы прибыли на инвестиции:
Стабильность текущих операций позволяет на длительное время устанавливать статус подсистем компании. При осуществлении инвестиций, в зависимости от класса реализуемого проекта, роль подразделений часто изменяется или даже может быть разной по отношению к различным и одновременно реализуемым ими проектам.
Можно выделить следующие четыре группы целевых параметров инвестиционной деятельности:
Каждое инвестиционное мероприятие является совокупностью различных контрактов, характеристики которых можно разделить на пять универсальных типов:
Соответственно, второстепенные параметры проектов можно упорядочить по этим же группам.
2.1.2. Правовое регулирование
инвестиции постоянного (
В последнее время