Эффективность реализации стратегии и целенаправленность
распределения ресурсов существенным
образом зависит от того, насколько оптимально
построена система управления объектом,
а также насколько точно и в срок выполняются
приказы и распоряжения. Именно поэтому
контроль за свойствами системы управления
является достаточным условием для управления
надежностью инвестиционных вложений.
- Надежность системы управления – это соответствие оргструктуры принятой стратегии деятельности и расстановка руководителей в соответствии с их управленческими способностями. Требует целенаправленного инвестирования.
Построение оргструктуры
– это проектирование своеобразного
организма, функции которого необходимы
и достаточны для реализации заданной
стратегии. Речь идет о глобальной реструктуризации деятельности, необходимость
которой диктуется требованиями изменившейся
внешней среды – резким переходом от плановой
экономики к рыночной. До тех пор, пока
система не будет приспособлена к новым
условиям, вкладывать в нее дополнительные
средства нецелесообразно: слишком велика
вероятность того, что по привычке исполнитель
спутает инвестиции с дотациями.
Важно отметить, что создание
этих свойств – достаточно трудоемкий,
но, тем не менее, разовый процесс.
Однажды вложившись и создав необходимые свойства, инвестор в качестве инвестиционного
дохода получает возможность надежно
и эффективно приумножать свои вложения
на протяжении всего времени существования
объекта инвестиций.
Управление инвестициями
– это действенный контроль инвестора
за тем, чтобы деятельность объекта инвестиций
постоянно осуществлялась в соответствии
с принятой стратегией и была обеспечена
ресурсами в соответствии с принятой финансовой
политикой. [9]
ВЫВОДЫ
В качестве заключения можно
сделать следующие выводы:
- В качестве институциональной структуры управления Фондом необходимо создание специальной государственной корпорации, что должно сопровождаться разработкой соответствующего правового обеспечения. Данная корпорация должна действовать под контролем только закона, а не каких-либо исполнительских органов правительства, Министерства финансов, Центробанка и т.д. Так как подобные фонды создаются на многие десятилетия вперед для многих поколений жителей страны, базовые принципы их формирования и управления должны быть четко прописаны в правовом отношении и приняты в качестве поправок к Конституции РФ путем проведения общенационального референдума.
- В управлении активами Фонда есть смысл использовать такой уже проверенный практикой современный метод, как метод выплат POMV. Подобный метод позволяет получить не сверхвысокий, но достаточно стабильный возврат (отдачу) вложенных инвестиций, гарантирующий сохранность и нормативный для данного финансового рынка прирост активов Фонда в течение длительных временных периодов. Так же необходимо законодательное закрепление применения этого метода во избежание волюнтаризма исполнительных структур.
- Принимая во внимание чрезвычайно высокие темпы инфляции в России, которые вызываются слабым и непрофессиональном регулированием ценовой политики и рублевой массы и которые, как минимум, в три раза превышают среднегодовые темпы инфляции в развитых западных странах, хранение активов Фонда в рублевой валюте должно быть существенно ограничено. Простой обратный расчет на базе формулы POMV показывает, что если придерживаться 5 % ограничения величины годовых выплат из доходов Фонда, то при темпах инфляции в России в 9-10% в год необходимый годовой уровень доходности (возвратности) инвестиций Фонда должен быть 14-15%. Такой уровень возврата инвестиций практически невозможно получить на мировых финансовых рынках. Средний показатель доходности подобных фондов держится в последние годы на уровне 8%.
- Ввиду технологического отставания России необходимо в нарастающих масштабах привлекать иностранный капитал в сферу высоких технологий. При этом государству следует оказывать первоочередную поддержку притоку ПИИ в отрасли экономики, где Россия объективно имеет относительные преимущества.
- Эффективно использованные в национальной экономике прямые иностранные инвестиции могут стать важнейшим фактором ускорения темпов экономического роста, оптимизации воспроизводственной структуры хозяйства, повышения конкурентоспособности продукции, решения многих стратегических задач. Но также они могут укрепить сырьевую направленность экономики, переподчинить себе наиболее выгодные отрасли экономики, законсервировать российские наукоемкие и высокотехнологичные производства. Для управления этими процессами необходима продуманная государственная система регулирования привлечения иностранных инвестиций. [12]
- Целесообразно вузы, которые сохранили научные школы, поддержать и восстановить РАН в качестве исследовательской структуры, обеспечить нормальное воспроизводство научного кадрового потенциала. Следует отметить, что сегодня государственные российские расходы на науку включают затраты на содержание громоздкого бюрократического аппарата.