Корпоративные конфликты в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 20:42, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка теоретических основ корпоративного конфликта.
Исходя из вышеуказанной цели, был определён круг задач, решение которых легло в основу настоящего исследования, а именно:
-- определить критерии корпоративного конфликта;
-- дать определение понятия «корпоративный конфликт»;
-- исследовать динамику корпоративных конфликтов;
-- установить и проанализировать причины возникновения корпоративных конфликтов;
-- предложить критерии классификации корпоративных конфликтов;
-- рассмотреть способы разрешения корпоративных конфликтов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОРПОРАТИВНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 6
1.1.Понятие, участники, типы корпоративных конфликтов 6
1.2. Причины и логика корпоративных конфликтов 14
1.3. Классификация корпоративных конфликтов 22
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КОНФЛИКТОВ 32
2.1. Положительная дивидендная политика 32
2.2. Защита от агрессивной скупки компании 36
2.3. Кодекс корпоративного поведения 46
2.4. Реорганизация компании 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66

Вложенные файлы: 1 файл

123.doc

— 485.00 Кб (Скачать файл)

- спор – использование  только мирных средств для достижения согласия с другой стороной.

В то же время, поскольку  в основе корпоративного конфликта  лежат, как правило, коренные интересы сторон, то столкновение носителей  этих различных интересов переходит  в стадию войны за сравнительно небольшой  промежуток времени. Рассматривая развитие корпоративного конфликта в его динамике, можно выделить следующие стадии:

 Предконфликтная стадия. Период, когда конфликтующие стороны  оценивают свои ресурсы, прежде, чем решиться на агрессивные  действия или отступить. К таким ресурсам относятся: количество голосующих акций, которыми располагают стороны конфликта, информация (доступ к информации), финансовые, административные возможности и интеллектуальный потенциал сторон. Непосредственный конфликт. Эта стадия характеризуется, прежде всего, наличием инцидента, то есть действий, направленных на изменение поведения соперников (например, проведение альтернативного собрания акционеров). Весьма характерным моментом на этапе непосредственного конфликта является наличие критической точки, при достижении которой конфликтные взаимоотношения достигают максимальной силы и остроты. И, наконец, заключительная  стадия -разрешение конфликта. Внешним признаком разрешения конфликта выступает завершение инцидента. Разрешение корпоративного конфликта происходит, как правило, лишь при изменении ситуации. В то же время, в случае когда атакующая сторона не достигла своих целей, возможен отказ агрессора от ведения войны и конфликт из острой формы переходит в скрытую. В этом случае возобновление конфликта происходит при изменении ситуации в отношениях между противниками15.

Рассматривая различные типы корпоративных  конфликтов надо иметь в виду, что  предлагаемая здесь классификация  не является абсолютной, как не существуют в природе исключительно только черный и белый цвета.

Жаргонное слово «greenmail» давно  стало полноправным экономическим  термином. Словарь рыночной экономики  трактует этот термин следующим образом: «Гринмейл (greenmail) – корпоративный  шантаж путем скупки значительного  числа акций какой-либо компании с предложением продать их по повышенным ценам при условии, что другие компании подписывают соглашение о невмешательстве».

С точки зрения среднего россиянина, возможно, что в этих действиях  ничего противозаконного нет, но в странах, где история фондового рынка и корпоративных отношений насчитывает века, к таким вещам отношение несколько иное. В США, например, гринмейл как тактика поглощения был законодательно запрещен еще в 1987 году установлением налогов, поглощающих всю прибыль, которую позволяет получить данная стратегия.

Изобретателем гринмейла принято  считать Кеннета Дарта. Самая  скандальная история, связанная  с его именем, началась в 1992 году, когда он выкупил около 4% внешнего долга Бразилии. Спустя два года, когда эта страна договорилась со всеми 700 кредиторами о реструктуризации своего долга, один Дарт с предложенным планом не согласился и потребовал для себя особых условий. Вести с ним переговоры было невозможно, Дарт заламывал за свое согласие такую астрономическую сумму, что правительство Бразилии реструктурировало свои долги без участия Дарта. Тот подал в суд и в результате получил более 800 млн. долларов. А затем еще и сорвал подписку на государственные облигации этого государства, выпустив за бесценок облигации собственные, связанные с внешним долгом Бразилии. Это стало проявлением еще одной типичной черты настоящего гринмейлера - маниакальной настойчивости в наказании жертвы, не выполняющей навязываемые ей условия. Ведь если один раз дать слабину и выпустить жертву, то следующие будут менее сговорчивы

В середине девяностых годов Кеннет Дарт скупил через подставных лиц  небольшие пакеты российских предприятий  топливно-энергетического комплекса. Затем Дарт атаковал нефтяную компанию «Сибнефть», менеджмент которой намеревался перевести всех акционеров на единую акцию. Гринмейлер владел небольшим пакетом акций общества, дочернего по отношению к «Сибнефти», но эти акции позволяли ему блокировать процесс слияния. Противостояние продолжалось около года. Судя по всему, окончательное согласие Дарта обошлось «Сибнефти» в 200 миллионов долларов.

Воодушевленный своей победой  пошел он войной на нефтяную компанию ЮКОС, оказавшуюся в сходной ситуации. Однако Дарта здесь ждало разочарование. Всему виной наши законы. Михаил Ходорковский, глава компании, отказался платить и просто принял решение о дополнительной эмиссии, размыв тем самым долю Кеннета. Однако, некоторые аналитики все же считают, что и здесь гринмейлер сорвал куш порядка 150 миллионов долларов.16

Поскольку корпоративные  отношения в России разительно отличаются от общемировых, то использование термина «гринмейл» скорее может ввести в заблуждение, чем прояснить суть дела. Очень уж велики различия между «классическим» гринмейлом и отечественной практикой корпоративных отношений.

Главная особенность  российского гринмейла заключается  в том, что объектом шантажа выступают  структуры, бизнес которых мельче по своим масштабам, чем у агрессора. Это во многом объясняет и то, что действия захватчика редко кто  объявляет шантажом. Далее, к особенностям национальных корпоративных отношений следует отнести полную неразборчивость компаний-агрессоров в способах нападения.

Третья особенность  заключается в том, что порой  невозможно разграничить корпоративный  шантаж от недружественного поглощения. Для агрессора смена целей в процессе нападения является вполне нормальным явлением. Если попытка шантажа оказалась успешной, то почему бы не пойти дальше, и не попробовать захватить весь бизнес целиком?

И, наконец, исконной национальной особенностью является то, что корпоративный  шантаж может являться ответной, оборонительной реакцией на попытки эмитента, а, точнее того, кто контролирует эмитента, избавиться, выжить недружественного акционера  и, тем самым, усилить свой контроль над компанией. Так что лишь отчасти верно утверждение журнала «Деньги» (номер от 17 января 2001 года) о том, что «русский гринмейл» от недружественного поглощения отличается краткосрочностью компании корпоративного шантажа и, по сути, он является краткосрочным венчурным вложением под залог агрессивности и умения действовать в конфликтных ситуациях.

Противостояние акционера  и компании, атакующих попеременно  друг друга, может продолжаться достаточное  время и, при этом, акционер будет категорически не согласен с тем, что он шантажирует эмитента, хотя методы его контратаки при самообороне ничем не отличаются от методов, используемых при нападении.

Тем не менее, несмотря на определенную общность методов «классического»  и «русского» гринмейла, представляется неуместным использовать этот термин для описания корпоративных отношений в нашей стране и корпоративных конфликтов нашего времени.

 

 

Глава 2. Средства разрешения корпоративных конфликтов

2.1. Положительная дивидендная политика

Право акционеров на получение дивидендов — это право участвовать в распределении прибыли акционерного общества по результатам его хозяйственной деятельности. Без такого права акционерная форма существования хозяйствующих субъектов была бы просто невозможна.

Непрозрачность дивидендной политики — основа для возникновения корпоративных конфликтов, недовольства миноритарных акционеров действиями крупных владельцев, возникновения подозрений в недобросовестном поведении и т.д. И наоборот, гласно провозглашенная и последовательно проводимая дивидендная политика — основа для предотвращения конфликтов, повышения привлекательности ценных бумаг такого общества для инвесторов даже при наличии среди владельцев общества акционера, обладающего контрольным пакетом акций.

В то же время дивидендная политика должна быть сбалансированной. «Погоня за дивидендами» под влиянием миноритарных акционеров может привести к стагнации в развитии компании, проигрышу конкурентной борьбы и снижению привлекательности ценных бумаг.

Погоня за дивидендами ради самих дивидендов, без учета состояния экономики общества, принимает иногда довольно забавные формы. Можно привести в качестве примера использования одним уважаемым органом следующей формулировки в его предложении к повестке дня годового общего собрания: принять решение о выплате дивидендов, а в случае отказа от выплаты — поставить вопрос о досрочном прекращении полномочий генерального директора и избрании нового! Хотя кажется очевидным, что предложения по размеру дивидендов вносятся на общее собрание не генеральным директором, а советом директоров17.При разработке дивидендной политики предприятия следует стремиться к созданию положительной дивидендной истории, т. е. к систематической выплате дивидендов (вопрос размера выплачиваемых дивидендов пока не рассматривается). Положительная дивидендная история дает самому акционерному обществу и его акционерам несколько существенных преимуществ на фондовом, финансовом и товарном рынках. Рассмотрим основные из них.

Систематическая выплата  дивидендов говорит внешнему наблюдателю (будь то потенциальный инвестор, кредитор или контрагент) о финансовой устойчивости и стабильности акционерного общества, а, следовательно, и о большей степени его надежности как партнера в коммерческих взаимоотношениях в сравнении с аналогичными предприятиями, дивиденд не выплачивающими. Таким образом, положительная дивидендная история дает определенные преимущества в конкурентной борьбе. Следует только не забывать напоминать своим контрагентам о наличии такого положительного факта в «биографии» акционерного общества.

Систематическая выплата  дивидендов при прочих равных условиях позволяет снижать стоимость  привлечения заемных средств. Стоимость  займа во многом зависит от оценки банком риска его невозвращения  или задержки погашения. А выплата дивидендов говорит о наличии у акционерного общества стабильной прибыли, что является фактором снижения риска. Таким образом, пользуясь дивидендной историей, можно добиваться снижения стоимости кредитов, более активно размещать векселя, получать коммерческие займы.

Положительная дивидендная  история расширяет возможности  размещения дополнительных выпусков ценных бумаг. Доходность ценных бумаг слагается  из двух составляющих: роста их рыночной стоимости и размера дивидендов, которые они приносят своим владельцам. При прочих равных условиях бумаги эмитента, имеющего положительную дивидендную историю, разместить проще и дешевле.

По тем же причинам систематическая выплата дивидендов приводит к росту стоимости ценных бумаг эмитента на вторичном рынке, что соответствует интересам каждого акционера. Наконец, как уже говорилось, положительная дивидендная история препятствует возникновению корпоративных конфликтов.18

Чтобы дивидендная политика не стала камнем раздора между  акционерами, не провоцировала возникновение корпоративных конфликтов, очень важно обеспечить акционерам прозрачность информации о доходах и расходах акционерного общества. Кодекс корпоративного поведения рекомендует делать это в форме включения в ежегодный отчет общества на годовом общем собрании акционеров сметы доходов и расходов, как за прошедший, так и на планируемый период. Представляется, что такая смета должна включать в себя анализ (прогноз) основных источников доходов общества и сведения об основных статьях расходов.

Вернемся к проблеме корпоративных конфликтов. Для того, чтобы дивидендная политика общества была прозрачной и не создавала риска корпоративных конфликтов, обществу следует принять на общем собрании акционеров положение о дивидендной политике. Такое положение должно включать: прозрачность информации о доходах и расходах; порядок принятия решения о выплате или невыплате дивидендов и ограничения на принятие таких решений; описание способа, сроков и порядка осуществления выплат, описание порядка принятия решений в отношении прибыли, оставленной акционерами в распоряжении общества.

Федеральным законом  от 31 октября 2002 г. №134-ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в Федеральный закон  «Об акционерных обществах» было установлено, что решения о выплате (объявлении) дивидендов (как годовых, так и промежуточных), в том числе решения о размере дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой категории (типа), принимаются общим собранием акционеров. Размер дивидендов не может быть больше рекомендованного советом директоров (наблюдательным советом) общества.

При этом необходимость проведения внеочередного общего собрания акционеров при принятии решения о выплате  промежуточных дивидендов существенно  увеличивает издержки акционерных  обществ и ограничивает их возможности  выплачивать дивиденды на регулярной основе. Реальную возможность выплачивать промежуточные дивиденды получают лишь такие акционерные общества, число акционеров которых невелико и которые платят дивиденды нерегулярно. Это снижает эффективность дивидендной политики.

Установленный законодательством об акционерных обществах порядок принятия и объявления решений о дивидендах лишает инвесторов возможности покупать и продавать акции, заранее зная информацию о размере дивидендов. В соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах», официальное решение о размерах годовых дивидендов принимается и объявляется только на годовом общем собрании акционеров, то есть, как правило, спустя 1,5-2 месяца после даты, на которую составляется список акционеров, имеющих право на получение дивидендов. В ряде стран подобные действия эмитентов считаются манипулированием ценами на рынке ценных бумаг и классифицируются, как использование инсайдерской информации.

Информация о работе Корпоративные конфликты в современных условиях