Корпоративные конфликты в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 20:42, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка теоретических основ корпоративного конфликта.
Исходя из вышеуказанной цели, был определён круг задач, решение которых легло в основу настоящего исследования, а именно:
-- определить критерии корпоративного конфликта;
-- дать определение понятия «корпоративный конфликт»;
-- исследовать динамику корпоративных конфликтов;
-- установить и проанализировать причины возникновения корпоративных конфликтов;
-- предложить критерии классификации корпоративных конфликтов;
-- рассмотреть способы разрешения корпоративных конфликтов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОРПОРАТИВНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 6
1.1.Понятие, участники, типы корпоративных конфликтов 6
1.2. Причины и логика корпоративных конфликтов 14
1.3. Классификация корпоративных конфликтов 22
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КОНФЛИКТОВ 32
2.1. Положительная дивидендная политика 32
2.2. Защита от агрессивной скупки компании 36
2.3. Кодекс корпоративного поведения 46
2.4. Реорганизация компании 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66

Вложенные файлы: 1 файл

123.doc

— 485.00 Кб (Скачать файл)

Создание дополнительной защиты через разумное распределение  полномочий между органами управления общества, ограничение неконтролируемых полномочий менеджмента, не позволяет недружественной компании вынудить менеджеров общества заключить сделку или принять решение, не соответствующую интересам общества. Справедливости ради следует сказать, что такие ограничения не смогут в полной мере уберечь общество от действий недружественного генерального директора. Но даже в такой крайней ситуации он в один час не лишит предприятие наиболее существенного актива и не сконцентрирует значительную кредиторскую задолженность у недружественной компании.

Сделки с акциями как зона повышенного риска. Наиболее популярный способ получения контроля над акционерным обществом - это скупка его акций. При выстраивании защиты от поглощения через консолидацию пакетов акций особое внимание следует обратить на минимально необходимые требования, предъявляемые в этой связи к уставу и к регистратору общества.

В практике корпоративных  воин, где разрешение конфликта выходит  за рамки переговоров и применяются  все доступные средства нападения и защиты, очень часто встречаются случаи оспаривания решений органов управления по основанию несоблюдения порядка принятия решений.

Но, разработав и приняв максимально защищающий устав, не нужно  допускать элементарных ошибок.  Например, отдельным вопросом защиты является выбор регистратора. При выборе регистратора надо помнить, что не каждый регистратор может устоять от искушения нарушить норму закона в интересах агрессора. Осторожный собственник при выборе регистратора обязательно проверит, насколько известна на рынке ценных бумаг данная компания, какова ее репутация. Предоставляет ли избранный регистратор  возможность получения оперативной  информации о движении акций общества, является ли он полностью независим  от потенциально-недружественных структур.27

Многие агрессоры при  скупке наиболее интересных активов  действуют по принципу: «Зачем покупать предприятие, если можно купить его  менеджмент?». Действительно, если на предприятии  не построена действенная система  независимого мониторинга его финансово-хозяйственной деятельности (иначе говоря, система экономической безопасности бизнеса), реализовать этот принцип агрессору будет не так уж и сложно.

Система мониторинга  традиционно реализуется через  создание собственной службы текущего мониторинга (службы экономической безопасности) и контрольно-ревизионной службы, к задачам которой относится проведение комплексных проверок соблюдения установленных на предприятии процедур управления.

Создавая систему защиты, не следует слишком увлекаться широко известным на Руси принципом «Тащить и не пущать». Система тотальной бюрократизации процедур и жесткого контроля за их соблюдение сама по себе не может обеспечить действенной защиты бизнеса.

В основе любой системы  управления коллективом в бизнесе лежит правильная мотивация его ключевых игроков - менеджеров и ведущих специалистов. Именно они составляют кадровое ядро компании и во многом определяют успех этого бизнеса. Поэтому одним из действенных механизмов защиты бизнеса является создание системы мотивации, ориентирующее менеджмент компании на рост стоимости и эффективности бизнеса.

Очевидно, что решению  такого сложного вопроса как защита от недружественного поглощения государство  должно уделять серьезное внимание. В Государственной думе рассматривается законопроект, направленный на совершенствование механизмов разрешения корпоративных конфликтов.

Как сообщил заместитель  председателя Комитета Госдумы по собственности  Евгений Богомольный законопроект, внесенный правительством, является дополнением к действующей системе банкротства юридических лиц и поможет уменьшить риск недружественных поглощений.  
Как уточнил Е. Богомольный, основными идеями, реализуемыми в законопроекте, является обеспечение непротиворечивости судебных актов, принимаемых при рассмотрении хозяйственных споров; предоставление лицам, участвующим в корпоративном споре, права и законные интересы которых могут быть нарушены, широких возможностей вступления в дело, рассматриваемое арбитражным судом; повышение уровня реальной доступности правосудия по корпоративным спорам.28 

2.3. Кодекс корпоративного поведения

С точки зрения предупреждения и регулирования корпоративных  конфликтов важное значение имеет Кодекс Корпоративного поведения (далее Кодекс), одобренный Правительством Российской Федерации 28 ноября 2001 г.

Как отмечается в Кодексе, предупреждение и урегулирование корпоративных  конфликтов в обществе в равной мере позволяет обеспечить соблюдение и  охрану прав акционеров и защитить имущественные интересы и деловую  репутацию акционерного общества, что связано в первую очередь с имиджем общества, что в свою очередь, является важным фактором для потенциальных инвесторов. Как предупреждению, так и урегулированию корпоративных конфликтов способствует точное и безусловное соблюдение обществом законодательства, а также добросовестное и разумное поведение во взаимоотношениях с субъектами корпоративных отношений.

Поскольку законодательство не устанавливает требований об обязательном соблюдении каких-либо досудебных процедур в целях урегулирования корпоративных конфликтов, то применение этих процедур в значительной степени зависит от воли самого общества. Соответствующие правила могут быть включены в устав общества или в его внутренние документы.

Сама по себе эффективность  работы по предупреждению и урегулированию корпоративных конфликтов предполагает, прежде всего, максимально полное и скорейшее выявление таких конфликтов, в случае если они возникли или могут возникнуть в обществе, и четкую координацию действий всех органов общества.

Так любое разногласие или спор между обществом и его акционером, которые возникли в связи с участием акционера в обществе, либо выявившееся противоречие между предпринимательскими и иными интересами общества и интересами его акционеров (конфликт интересов) по своей сути представляет собой корпоративный конфликт, так как затрагивает или может затронуть отношения внутри общества. Поэтому необходимо обеспечить выявление таких конфликтов на самых ранних стадиях их развития и внимательное отношение к ним со стороны общества, его должностных лиц и работников.

Выявление и учет корпоративных  конфликтов рекомендуется возложить  на секретаря общества. Он осуществляет регистрацию поступивших от акционеров обращений, писем и требований, дает им предварительную оценку и передает в тот орган общества, в компетенцию которого входит рассмотрение данного корпоративного конфликта. В филиалах и представительствах общества организация подобной работы может быть возложена на лица, их возглавляющие.

Но и в этом случае секретарь общества должен обладать всей полнотой информации о корпоративных конфликтах, возникших в филиалах и представительствах общества.

Важным является закрепление  Кодексом положения о том, что  позиция общества в корпоративном  конфликте должна основываться на законе.

Общеизвестно, что во многих случаях предупреждению корпоративных конфликтов и их урегулированию в значительной мере способствует своевременное доведение до сведения акционера четкой и обоснованной позиции общества в конфликте. Кроме того, предоставление обществом акционеру исчерпывающей информации по вопросу, являющемуся предметом конфликта, позволяет предотвратить повторные обращения акционера к обществу с тем же требованием или просьбой и создать условия, обеспечивающие акционеру возможность осуществить и защитить свои права и интересы.

Поэтому ответ общества на обращение акционера должен полным и обстоятельным, а сообщение  об отказе удовлетворить просьбу  или требование акционера – мотивированным и основанным на законе.

Согласие общества удовлетворить  требование акционера может быть обусловлено необходимостью совершения акционером каких-либо действий, предусмотренных законодательством, уставом общества или его внутренними документами. В этом случае в ответе общества акционеру следует исчерпывающим образом указать такие условия, а также сообщить необходимую для их выполнения информацию (например, размер платы за изготовление копий запрошенных акционером документов или банковские реквизиты общества).

В случаях, когда между  акционером и обществом нет спора  по существу их обязательств, но возникли разногласия о порядке, способе, сроках и иных условиях их выполнения, обществу следует предложить акционеру  урегулировать возникшие разногласия  и изложить условия, на которых общество готово удовлетворить требование акционера.

Эффективность работы общества по предупреждению и урегулированию корпоративных конфликтов зависит  от того, насколько быстро они будут  рассмотрены. Поэтому обществу следует  в максимально короткие сроки определять свою позицию по существу конфликта, принимать соответствующее решение и доводить его до сведения акционера.

Кодексом также определяется наиболее оптимальный порядок работы органов общества по урегулированию корпоративных конфликтов и разногласий. Предусматривается, что компетенция органов общества по рассмотрению и урегулированию корпоративных конфликтов должна быть четко разграничена в соответствии с их компетенцией принимать решения по тем или иным вопросам. При этом единоличный исполнительный орган от имени общества осуществляет урегулирование корпоративных конфликтов по всем вопросам, принятие решение по которым не отнесено к компетенции иных органов общества. Лицо, исполняющее обязанности единоличного исполнительного органа, самостоятельно определяет порядок ведения работы по урегулированию корпоративных конфликтов.

Совет директоров общества осуществляет урегулирование корпоративных  конфликтов по вопросам, относящимся  к его компетенции. С этой целью  совет директоров может образовать из числа своих членов специальный комитет по урегулированию корпоративных конфликтов.29На рассмотрение совета директоров или созданного им комитета целесообразно также передавать отдельные корпоративные конфликты из числа относящихся к компетенции единоличного исполнительного органа общества (например, в случае если предметом конфликта являются действия (бездействие) этого органа либо принятые им акты).Порядок формирования и работы комитета по урегулированию корпоративных конфликтов определяется советом директоров.

Основной задачей органов  общества в процессе урегулирования корпоративного конфликта является поиск такого решения, которое, будучи законным и обоснованным, отвечало бы интересам, как общества, так и  акционера. В соответствии с возможностями  и необходимостью применительно к конкретным условиям, работа по урегулированию конфликта должна вестись обществом при непосредственном участии акционера путем прямых переговоров или переписки с ним.

В случае необходимости  между обществом и акционером может быть подписано соглашение об урегулировании корпоративного конфликта.

Согласованное с акционером решение об урегулировании корпоративного конфликта может быть также принято  и оформлено соответствующим  органом общества в том порядке, в котором этот орган принимает другие свои решения. Органы общества в соответствии со своей компетенцией содействуют исполнению соглашений, подписанных от имени общества с акционерами, а также реализуют свои решения об урегулировании корпоративного конфликта. Немаловажным является соблюдение рекомендации Кодекса о том, что в целях обеспечения объективности оценки корпоративного конфликта и создания условий для его эффективного урегулирования лица, чьи интересы конфликт затрагивает или может затронуть, не должны принимать участия в его урегулировании.

Отдельным вопросом в  Кодексе рассматривается участие  общества в урегулировании корпоративных  конфликтов между акционерами.

В случае возникновения  корпоративного конфликта между  акционерами общества, способного затронуть  интересы самого общества либо других его акционеров, обществу следует принять все необходимые и возможные меры для урегулирования такого конфликта. Так в случае возникновения корпоративного конфликта между акционерами общества лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа общества, вправе предложить акционерам услуги общества в качестве посредника при урегулировании конфликта.  С согласия акционеров, являющихся сторонами в корпоративном конфликте, в качестве посредника при его урегулировании может выступать единоличный исполнительный орган общества, а также совет директоров общества или комитет совета директоров по урегулированию конфликтов.

С согласия акционеров, являющихся сторонами в корпоративном конфликте, органы общества (их члены) также могут  участвовать в переговорах между акционерами. Они должны предоставлять акционерам имеющиеся в их распоряжении и относящиеся к конфликту информацию и документы, разъяснять нормы акционерного законодательства и положения внутренних документов общества, давать советы и рекомендации акционерам, готовить проекты документов об урегулировании конфликта для их подписания акционерами. Так же от имени общества в пределах своей компетенции принимать обязательства перед акционерами в той мере, в какой это может способствовать урегулированию конфликта.

На повестке дня стоит  вопрос о внесении изменений в  Кодекс корпоративного поведения –  свод норм и установлений, который  был подготовлен в соответствии со стандартами Организации экономического сотрудничества и развития, одобрен  Правительством Российской Федерации в феврале 2002 года.  С тех пор он служит основным ориентиром для компаний, стремящихся следовать передовым принципам корпоративного управления. Документ «Стратегия развития финансового рынка», подготовленный ФСФР, предлагает дополнить Кодекс корпоративного поведения положениями, предусматривающими формирование независимых советов директоров, составление и раскрытие консолидированной финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), недопустимость использования  инсайдерской  информации.

Информация о работе Корпоративные конфликты в современных условиях