Корпоративные конфликты в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 20:42, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка теоретических основ корпоративного конфликта.
Исходя из вышеуказанной цели, был определён круг задач, решение которых легло в основу настоящего исследования, а именно:
-- определить критерии корпоративного конфликта;
-- дать определение понятия «корпоративный конфликт»;
-- исследовать динамику корпоративных конфликтов;
-- установить и проанализировать причины возникновения корпоративных конфликтов;
-- предложить критерии классификации корпоративных конфликтов;
-- рассмотреть способы разрешения корпоративных конфликтов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОРПОРАТИВНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 6
1.1.Понятие, участники, типы корпоративных конфликтов 6
1.2. Причины и логика корпоративных конфликтов 14
1.3. Классификация корпоративных конфликтов 22
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КОНФЛИКТОВ 32
2.1. Положительная дивидендная политика 32
2.2. Защита от агрессивной скупки компании 36
2.3. Кодекс корпоративного поведения 46
2.4. Реорганизация компании 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66

Вложенные файлы: 1 файл

123.doc

— 485.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

                     Вступительное слово.

 

Уважаемый председатель, уважаемые члены государственной  аттестационной комиссии и все присутствующие.

Дипломная работа, представленная на  ваше рассмотрение посвящена  важным практическим вопросам  законодательного разрешения корпоративных конфликтов. Актуальность темы дипломной работы обусловлена теоретической и практической значимостью проблемы регламентации института корпорации в российском праве, а также проблемы корпоративных конфликтов, определением форм и методов их предупреждения и разрешения. В условиях глобализации мирового хозяйства создается единое экономическое пространство, где основными хозяйствующими субъектами становятся корпорации. В связи с этим вопросы управления корпорациями, особенно вопросы разрешения корпоративных конфликтов, требуют самого пристального внимания.

В современной России корпоративные конфликты являются частью нашей общественной жизни. В  них вовлекаются крупные и  мелкие собственники. Деловая пресса пестрит сообщениями об «акционерных войнах», «агрессивных поглощениях», создании в предприятиях параллельных органов управления и т.п. Данная тема является настолько злободневной для российского общества, что стала предметом трех парламентских слушаний, состоявшихся 12 мая 2003 года, 15 ноября 2004 года и 22 марта 2007 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Лавинообразное нарастание количества корпоративных конфликтов в России в последние годы заставляет серьезно задуматься о причинах их возникновения и способах преодоления. Научное исследование сущности и содержания корпоративного конфликта дает возможность не только понять предпосылки и условия его возникновения, но и предположить, к каким последствиям конфликт может привести, а также определить пути и способы предотвращения и наиболее эффективного разрешения корпоративных конфликтов.

Оценивая значимость корпоративного конфликта для процесса развития корпорации, следует отметить, что данный институт может практически  одновременно выполнять как конструктивные, так и деструктивные функции. В первом случае конфликт выступает в роли «катализатора», ускоряющего корпоративные правоотношения и социальный прогресс в целом, во втором несет в себе разрушительные деструктивные тенденции, оказывающие негативное влияние на целостность корпорации и стабильность ее деятельности.

Многие значимые вопросы, касающиеся понятия корпорации, понятия  корпоративного конфликта, характеристики процесса зарождения и динамики развития корпоративного конфликта, типологии  корпоративных конфликтов, а также форм и методов их предотвращения и разрешения, остаются недостаточно исследованными, что обусловливает необходимость их изучения, в том числе в рамках самостоятельного  исследования.

Вышеуказанные обстоятельства и определили выбор темы дипломной работы. Объектом исследования являются как теоретические, так и практические аспекты корпорации и корпоративного конфликта, причины возникновения корпоративного конфликта и его развитие, предупреждение, разрешение корпоративного конфликта, а также взаимодействие субъектов корпоративных правоотношений в процессе корпоративного конфликта.

Предметом исследования выступают российское законодательство, регламентирующие сферу корпоративного предпринимательства, судебная и административная практика по его применению. Исследуется категориальный аппарат, при помощи которого осуществляется характеристика корпорации и корпоративного конфликта, как самостоятельного вида правового поведения. Определяется функциональная направленность корпоративного конфликта, исследуется динамика возникновения, развития, разрешения корпоративного конфликта. Кроме того, предмет исследования включает в себя совокупность правовых отношений, возникающих в процессе корпоративного конфликта.

Целью исследования является разработка теоретических основ корпоративного конфликта. Исходя из нее был определён круг задач, решение которых легло в основу настоящего исследования, а именно:  определение критериев корпоративного конфликта; исследование их динамики;  анализ причин возникновения корпоративных конфликтов и способы разрешения. Также предполагается  предложить критерии классификации корпоративных конфликтов.

Методологическая основа настоящего исследования сформировалась в результате изучения и использования теоретического и практического материала, законодательных и иных правовых актов, официальных документов, литературных источников и публикаций.

В процессе работы также  были использованы данные правоприменительной  практики, статьи в периодических  изданиях, материалы парламентских слушаний, информационные ресурсы, размещенные в сети Интернет. Корпоративные конфликты являются конфликтами внутриорганизационными, возникающими и развивающимися внутри юридического лица. При этом корпоративные конфликты свойственны не всем организациям, а только тем, которые относятся к организациям корпоративного типа.

Многообразие корпоративных  конфликтов, а также потребность  выявления оптимального метода реагирования в конкретной спорной ситуации обуславливают  необходимость провести классификацию  корпоративных конфликтов. Критерии классификации корпоративных конфликтов могут быть выдвинуты по нескольким основаниям – в зависимости от  того, где возникает  основная причина – внутри организации или вне ее, а так же в зависимости от последствий конфликта для данной структуры.

Корпоративный конфликт, как и любой другой, представляет собой процесс динамичный, развивающийся. В своём развитии корпоративный  конфликт проходит три периода: предконфликтная  ситуация;  открытый конфликт, включающий в себя этапы начала, развития и завершения конфликта;  послеконфликтный период.

Субъектами корпоративных  конфликтов выступают корпорация, участники  корпорации, управляющие корпорацией. Объектом корпоративных конфликтов являются отношения, связанные с  реализацией прав и обязанностей участников корпорации, а также имущество корпорации.

Сложившееся в отечественной  практике мнение о сугубо негативной роли корпоративных конфликтов является ошибочным. Корпоративные конфликты  на практике могут выполнять как  конструктивные, так и деструктивные функции. В первом случае конфликт выступает в роли «катализатора», ускоряющего корпоративные правоотношения и социальный прогресс в целом, во втором несет в себе разрушительные деструктивные тенденции, оказывающие негативное влияние на целостность корпорации и стабильность ее деятельности. В связи с этим необходимо противодействие не корпоративным конфликтам в целом, а лишь недобросовестным действиям участников корпоративного конфликта в процессе самого конфликта.

В связи с тем, что  установленные в Гражданском кодексе Российской Федерации формы реорганизации юридического лица не отражают всего многообразия экономических форм реструктуризации, необходимо определить в Гражданском кодексе Российской Федерации понятия «поглощение юридического лица».

В Гражданском кодексе  Российской Федерации некорректно  закреплять понятие «недружественное поглощение юридического лица», поскольку  тем самым ему придается статус юридического факта со всеми вытекающими  последствиями. Употребление понятия  «недружественное поглощение» возможно в качестве бизнес-термина. При этом под недружественным поглощением следует понимать поглощение, осуществляемое помимо воли исполнительных органов поглощаемого юридического лица и/или помимо воли участника поглощаемого юридического лица, который в соответствии с требованиями закона может повлиять на решение о поглощении.

Учитывая опыт зарубежного  законодательства и судебной практики, а также природу корпоративных  конфликтов, следует более широко использовать при разрешении корпоративных конфликтов существующие альтернативные процедуры разрешения споров, а именно: третейский суд, претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора, мировое соглашение. В перспективе специфика корпоративных правоотношений, отличительным свойством которых является поиск компромисса, потребует также введения в законодательство таких альтернативных процедур разрешения споров, как переговоры, посредничество (медиация), независимая экспертиза по установлению обстоятельств дела, примирение и др.

Отношения рыночной экономики, и более того, реализация свобод граждан предполагает право на отстаивание  своих интересов вплоть до конфликта - конфликты в бизнесе и частной  жизни неизбежны. Корпоративный  конфликт, сам по себе ни хорош, не плох – главное, какие будут последствия и какие используются методы для его разрешения. В конфликте не бывает победителей и побежденных. Целью должно выступать быть взаимовыгодное  соглашение, а не победа любой ценой.

 

 

ОТЗЫВ

 

на дипломную работу студента Жариков В.А

"Корпоративные конфликты в современных условиях: структурные особенности и средства разрешения"

 

Конфликты, являясь неотъемлемой частью организационной среды, создают  для менеджеров, видимо, наибольшее количество проблем. Неслучайно, что  многие организационные процессы – построение оргструктуры, выбор стиля руководства, деятельность на уровне оргкультуры – часто подчиняются единственному императиву: предотвратить возникновение конфликтных ситуаций в корпорации. Именно поэтому актуальность темы исследования Бритвина О.О. не вызывает сомнений.

В работе рассмотрены  ключевые моменты корпоративного конфликта. Автор излагает концептуальные воззрения  на конфликт, рассматривает конкретные конфликтные ситуации, анализирует  различные тактические приемы поведения  в ходе конфликта. Здесь рассматриваются также средства предотвращения корпоративных конфликтов, в частности недружественных поглощений. Например, с помощью реорганизации компании люди ищут выхода из конфликта, связанного с намерением агрессора поглотить предприятие. На Западе в последние годы создана уже достаточно стройная теория конфликта, базирующаяся на опыте многочисленных посредников, принимавших участие в политических переговорах и спорах между корпорациями.

Дипломная работа построена  на обширном  материале, касающемся как отечественного, так и зарубежного опыта корпоративных конфликтов. Автор формулирует ряд рекомендаций отечественным предпринимателям по части возможного совершенствования их способностей выходить из конфликтов. Данные рекомендации сделаны на основе достаточно подробного анализа природы конфликтов,  с которыми в нашей стране сталкивается все большее количество людей бизнеса на протяжении последних лет.

В целом дипломная  работа Бритвина О.О. представляет интересное самостоятельное исследование  и заслуживает высокой положительной оценки.

 

Научный руководитель

 

к. ист. н.,

Амозова Л.Н

1 Мазур И.И. Корпоративный менеджмент: учеб. пособие для вузов. М.: Омега-Л. 2005. С. 121.

2 Бутрин Д. Атакующий класс // Деньги, 2001, вып.1.; .Новолодская С. Канадскую ADC оттесняют от алмазов. //Ведомости. 25.12.2001; Сваровский Ф. Опасность для инвестора // Ведомости. 2002. 25 июня.

3 Корпоративные конфликты: Причины их возникновения и способы преодоления. Под. ред. А.С. Семенова и Ю.С. Сизова. 2- изд. М.КомКнига. 2006. С. 19.

4 Снизилось количество корпоративных конфликтов. http://www.advisers.ru/review_article/article25.html

5 Грачев В.А. Враждебные поглощения: типология и способы защиты. // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. №7 (26). июль 2006. 

6 Бутрин Д. Атакующий класс // Деньги, 2001, вып.1.

7 Осиновский А. Д. Корпоративные конфликты и корпоративные отношения. http://www.rcb.ru/

8 http://www.ao-journal.ru/archive4.htm

9 Гололобов Д. В. Акционерное общество против акционера: Противодействие корпоративному шантажу. М., 2004. С. 188.

10 Федоринова Ю. $500 млн. за руду. УГМК продает скандально известный Качканарский ГОК "ЕвразХолдингу". http://www.centrasia.ru/news

11 Поршаков С.А. Корпоративное управление в России и странах ЕС: пути совершенствования. http://www.globalaffairs.ru

12 Емченко Ф. Реализация прав собственников и практика корпоративного управления - уроки конфликта интересов и способы его разрешения. http://www.trud.ru

13 Бушев А. Ю. , Попондопуло В. Ф.  О балансе интересов большинства и меньшинства акционеров при консолидации акций. http://law.edu.ru

14 Корпоративные войны: атакующий не пройдет http://www.advisers.ru/news_day/2007/03/27

15Осиновский А. Д. Корпоративные конфликты и корпоративные отношения. http://www.rcb.ru/

16 Кидрякин А. А. Корпоративный шантаж (гринмейл) и методы борьбы с ним// Современное право. 2002. № 5.

17 Янковский Н.А. Основные принципы дивидендной политики корпораций. http://pharm.stirol.net/lib/mon/index.html

18 Корпоративные конфликты: Причины их возникновения и способы преодоления. Под. ред. А.С. Семенова и Ю.С. Сизова. 2- изд. М.КомКнига. 2006. С. 131.

19 Корпоративное законодательство. Изменение порядка принятия решений о дивидендных выплатах http://law.edu.ru

20 Никитина Л.А. "Корпоративная реформа: Пресечь манипуляции". Газета «Ведомости», №64 (1346), 12 апреля 2005 г.

21 Демин В. Особенности «национальной охоты» за чужой собственностью. http://www.it2b.ru

22 Демин В. Особенности «национальной охоты» за чужой собственностью. http://www.it2b.ru

23 Никитин Л.Л. Стратегия и тактика от недружественного поглощения.  Почему от недружественного поглощения надо защищаться всегда, а не тогда когда оно началось. // Слияние & поглощение. №2. 2003.

24 Попова А.В. Концептуально о корпоративном управлении. //«Бизнес-обозрение», № 8, октябрь 2005 г. http://www.nccg.ru

Информация о работе Корпоративные конфликты в современных условиях