Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 06:10, курсовая работа
Основой развития и надежного, устойчивого функционирования банковской системы является формирования гибкого механизма денежно - кредитного регулирования экономики, позволяющего государству эффективно воздействовать на хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного обращения. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА…………………………………….
1.1 Понятие, виды и инструменты кредитно-денежной политики……….
1.2. Характеристика отдельных инструментов кредитно-денежной политики……………………………………………………………………………
1.3. Рефинансирование (кредитование) кредитных организаций как инструмент денежно-кредитной политики Банка России…………………………
1.4. Нормативы обязательных резервов (резервные требования) как инструмент денежно-кредитной политики Банка России…………………………...
2. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ……………………………………………………………………………..
2.1. Особенности осуществления кредитно-денежной политики ЦБ РФ, нормативно-правовая база……………………………………………………….
2.2. Проблемы осуществления кредитно-денежной политики в целом и отдельных элементов……………………………………………………………..
3. ПЕРСПЕКТИВЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………….……………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………45
Административные методы, как правило, используются в странах с развитой системой государственного планирования экономики. Правда, довольно часто административное регулирование преимущественно применялось в странах с рыночной организацией хозяйственной жизни, но лишь на период глобального кризиса. Так, в США такие денежно-кредитные инструменты ФРС применяла в эпоху Великой Депрессии, а также во время корейской войны.
Банк России чаще использует такие административные меры как регулирование общего объема, выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.
В прямые количественные ограничения включают установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России в праве применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно- кредитной политики после консультаций с Правительством РФ.
«Банк России устанавливает темпы роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Центральный банк РФ ежегодно не позднее 1 декабря представляет в Государственную Думу основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект этой политики представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения: анализ состояния и прогноз развития экономики РФ; основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики».
К экономическим методам денежно-кредитной политики Банка России операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления:
- налоговые;
- нормативные методы, осуществляемые путем использования таких инструментов, как:
а) отчисления в фонд обязательных резервов;
б) коэффициенты и нормативы, устанавливаемые для кредитных организаций;
- корректирующие методы, осуществляемые путем использования следующих инструментов денежно-кредитной политики:
а) процентные ставки;
б) операции на открытом рынке;
в) валютные интервенции и др.
Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных и корректирующих - центрального банка.
Нормативные методы применяются путем установления и периодического пересмотра в сторону увеличения или уменьшения контрольных цифр в виде соотношения двух величин, скорость их воздействия невелика, и эффект от вводимых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени.
Основным нормативным инструментом является изменение нормы обязательных резервов, которая во многом определяет размер денежного мультипликатора.
Банк России по вопросам, отнесенным также к его компетенции, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
При этом по закону нормативные акты Центробанка не могут противоречить федеральным законам. Они вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России»), за исключением случаев, установленных Советом директоров и эти документы не имеют обратной силы. Нормативные акты Банка России обязательно регистрируются в Министерстве юстиции РФ и в полном объеме отправляются во все зарегистрированные кредитные организации.
Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных операций Центральным банком (когда Центробанк выступает в качестве кредитора в последней инстанции) и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро.
Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно-депозитную эмиссию в зависимости от ситуации.
Применяемые Банком России инструменты денежно-кредитной политики имеют критерии эффективности.
К числу таких критериев относятся:
- гибкость, т.е. возможность маневра в процессе применения данного инструмента;
- возвратность, т.е. возможность проведения обратной операции;
- скорость;
- соответствие получаемых результатов поставленным целям.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
- процентные ставки по операциям Банка России;
- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
- операции на открытом рынке;
- рефинансирование кредитных организаций;
- валютные интервенции;
- установление ориентиров роста денежной массы;
- прямые количественные ограничения;
- эмиссия облигаций от своего имени.
Решения Совета директоров по вопросам изменения процентных ставок, размера резервных требований, размеров обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, прямых количественных ограничений, участия (членства) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его организаций и служащих, выпуска банкнот и монеты Банка России нового образца, изъятия из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, порядка формирования резервов кредитными организациями подлежат обязательному опубликованию в официальном издании Банка России – «Вестнике Банка России» в течение 10 дней со дня принятия этих решений.
Стоит отметить, что в настоящее время методы денежно-кредитной политики Центробанка РФ не ограничиваются преимущественно административными мерами.
Далее дадим более полную характеристику двум из вышеперечисленных инструментов денежно-кредитной политики Банка России.
1.2. Характеристика отдельных инструментов кредитно-денежной политики
1.3. Рефинансирование (кредитование) кредитных организаций как инструмент денежно-кредитной политики Банка России
Банком России разработаны и в настоящее время действуют механизмы рефинансирования (кредитования) банков, которые можно разделить на 2 группы, различающиеся по степени оперативности принятия Банком России решения о предоставлении кредита:
- один из них – кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России;
- другой – кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций сферы материального производства и (или) поручительства кредитных организаций.
В первом случае:
- обеспечение по кредитам стандартизировано (Банком России определен конкретный перечень ценных бумаг – Ломбардный список Банка России);
- учет прав собственности на залоговое обеспечение осуществляется уполномоченными депозитариями (НП «Национальный депозитарный центр» и Дилерами на рынке ГКО - ОФЗ);
- оценка стоимости обеспечения производится на основании информации об итогах торгов ценными бумагами на организованном рынке ценных бумаг (уполномоченными Биржами являются ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа» и ЗАО «Фондовая биржа ММВБ»);
- время принятия решения колеблется от нескольких секунд до одного часа.
Во втором случае процесс принятия решения о выдаче кредита, а также процесс оценки качества и стоимости обеспечения более длителен и колеблется от 8 до 20 дней, которые необходимы для проверки Банком России подлинности передаваемого в залог векселя, наличия прав собственности на вексель либо наличия прав требования по кредитному договору, а также в некоторых случаях вызваны необходимостью оценки уровня платежеспособности и финансового состояния организации, чьи обязательства предлагаются банком в залог по кредиту Банка России.
Советом Директоров ЗАО ММВБ 12 марта 2006 года утверждены новые Правила заключения Банком России сделок с кредитными организациями с использованием Системы электронных торгов при проведении Банком России депозитных и кредитных операций, которыми предусмотрено предоставление ломбардных кредитов (по фиксированной процентной ставке и на аукционной основе) под залог ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России с использованием Системы электронных торгов ММВБ.
В таблице 1 представлены основные условия и виды кредитования кредитных организаций.
Вид кредита | Срок в днях (раб/календ) | Возможность досрочного погашения | Ставка (в % годовых) | Вид обеспечения | Нормативный документ |
---|---|---|---|---|---|
А | Б | В | Г | Д | Е |
Внутридневной | 0 | - | 0 | Блокировка ценных бумаг из Ломбардного списка БР | Положение 236-П |
Овернайт | 1 (раб.) | - | 10% | Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР | Положение 236-П |
Ломбардный | 7 или 14 (календ.)* | нет | определяется по итогам аукциона, либо устанавливается Банком России для операций на фиксированных условиях | Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР | Положение 236-П |
Кредит под залог и поручительства | до 180 (календ.) | да | 9% | Залог векселей и прав требования по кредитным договорам и поручительства | Положение 122-П |
Кредит под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительства кредитных организаций | до 180 (календ.) | да | 6% - до 90 дней 7,5% - от 91 до 180 дней | Залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительства | Положение 273-П |
* 7 дней - на фиксированных условиях, 14 дней - на аукционной основе.
Далее рассмотрим объемы операций кредитования Банка России за последние годы (табл.2).
Из представленных в таблице 2 данных видно, что объемы предоставленных Банком России внутри дневных кредитов в динамике постоянно увеличивается. Так в 2004 году данных кредитов было выдано в размере 3 051 870,5 млрд. руб., а в 2006 году уже 11 270 967,5 млрд. руб. Если сравнивать первое полугодие 2006 и 2007 года, то объем данных кредитов в отчетном году больше предыдущего на 645 118,2 млрд. руб. и с января по июнь составил 6 297 477,7 млрд. руб.
Месяц/год | Объем предоставленных внутридневных кредитов | Объем предоставленных кредитов овернайт | Объем предоставленных ломбардных кредитов |
---|---|---|---|
А | 1 | 2 | 3 |
Итого за 2004 г. | 3 051 870,5 | 30 262,7 | 4 540,8 |
Итого за 2005 г. | 6 014 025,0 | 30 792,0 | 1 359,0 |
2006г. | |||
Январь | 635 927,8 | 713,8 | 11,0 |
Февраль | 785 436,1 | 2 680,6 | 158,0 |
Март | 914 334,9 | 2 506,1 | 150,5 |
Апрель | 816 459,7 | 6 898,7 | 0,0 |
Май | 867 991,2 | 1 733,9 | 16,1 |
Июнь | 889 430,7 | 5 704,8 | 15,6 |
Июль | 742 779,1 | 1 845,1 | 6,8 |
Август | 994 772,1 | 5 764,8 | 233,5 |
Сентябрь | 888 821,5 | 4 655,0 | 923,7 |
Октябрь | 1 113 414,4 | 3 992,8 | 741,6 |
Ноябрь | 1 350 445,8 | 6 543,3 | 2 899,2 |
Декабрь | 1 271 154,2 | 3 984,6 | 965,4 |
Итого за 2006 г. | 11 270 967,5 | 47 023,5 | 6 121,4 |
2007г. | |||
Январь | 949 193,3 | 5 360,4 | 85,9 |
Февраль | 789 158,3 | 6 284,9 | 13,6 |
Март | 937 828,2 | 7 754,4 | 558,1 |
Апрель | 833 367,6 | 6 090,4 | 343,1 |
Май | 918 837,3 | 5 534,9 | 689,6 |
Июнь | 912 579,9 | 10 772,4 | 96,1 |
Июль | 956 513,1 | 5 200,1 | 140,1 |
Итого за 2007 г. | 6 297 477,7 | 46 997,5 | 1 926,5 |