Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 06:10, курсовая работа
Основой развития и надежного, устойчивого функционирования банковской системы является формирования гибкого механизма денежно - кредитного регулирования экономики, позволяющего государству эффективно воздействовать на хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного обращения. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА…………………………………….
1.1 Понятие, виды и инструменты кредитно-денежной политики……….
1.2. Характеристика отдельных инструментов кредитно-денежной политики……………………………………………………………………………
1.3. Рефинансирование (кредитование) кредитных организаций как инструмент денежно-кредитной политики Банка России…………………………
1.4. Нормативы обязательных резервов (резервные требования) как инструмент денежно-кредитной политики Банка России…………………………...
2. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ……………………………………………………………………………..
2.1. Особенности осуществления кредитно-денежной политики ЦБ РФ, нормативно-правовая база……………………………………………………….
2.2. Проблемы осуществления кредитно-денежной политики в целом и отдельных элементов……………………………………………………………..
3. ПЕРСПЕКТИВЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………….……………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………45
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»;
- Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
- Положение Банка России от 3 октября 2000 года № 122-П «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами»;
- Положение Банка России от 4 августа 2003 года № 236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг» (с учетом изменений);
- Положение Банка России от 14 июля 2005 года № 273-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций»;
- Положение Банка России от 29 марта 2004 года № 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций» (с учетом изменений);
- Указание Банка России от 29 марта 2004 года № 1408-У «О порядке отражения в бухгалтерском учете кредитных организаций операций по депонированию обязательных резервов в Банке России» и другие.
Проводимая в России денежно-кредитная политика направлена на обеспечение внутренней и внешней стабильности национальной валюты. Стабильно низкий уровень инфляции является условием для достижения устойчивого экономического роста, который позволит значительно повысить уровень жизни населения.
В 2006 году, как и в2005 году, денежно кредитная политика осуществлялась в условиях сильного влияния внешнеэкономических факторов конъюнктурного характера, продолжения структурных реформ, которые оказывают влияние на инфляционные процессы и на распределение денежных потоков, а также активного применения Правительством Российской Федерации мер по ограничению инфляции.
Цены на энергоносители на внешних рынках остаются на высоком уровне уже длительное время, и в 2007 оду в целом не предполагалось их значительного снижения. Соответственно, данный фактор продолжит оказывать воздействие на динамику внутреннего спроса и общий уровень цен в экономике России. В этих условиях Банк России и Правительство Российской Федерации при выборе путей снижения инфляции учитывают ограничения, связанные с необходимостью обеспечения высокого экономического роста, повышения технической и ценовой конкурентоспособности отечественных производителей, ощутимого повышения уровня жизни населения и обеспечения долгосрочной устойчивости государственных финансов.
Решение этих задач требует применения режима управляемого плавающего валютного курса, который позволяет при учете фундаментальных факторов формирования валютного курса корректировать темпы его изменения в соответствии с целями экономической политики. Так, высокое положительное сальдо текущего счета платежного баланса ведет к укреплению рубля, которое обеспечивает ограничение роста внутренних цен.
В то же время Банк России ограничивает темп укрепления рубля, помогая поддержанию конкурентоспособности российских товаров на внешнем и внутреннем рынках.
При этом Банк России, сглаживая динамику валютного курса, снижает риски неопределенности на финансовых рынках и способствует решению задачи стабильного развития экономики.
В то же время степень влияния Банка России на динамику курса рубля в условиях сильного платежного баланса ограничена. Банк России воздействует на нее только в той мере, в какой это не противоречит главной цели денежно кредитной политики снижению инфляции. Кроме того, использование режима инфляционного таргетирования требует в течение ближайших лет отладить механизм, позволяющий минимизировать присутствие Банка России на внутреннем валютном рынке и перейти к режиму свободно плавающего валютного курса.
Важным для выполнения целевого ориентира по инфляции является строгое соблюдение установленных предельных уровней изменения цен на продукцию и услуги естественных монополий, поскольку возможности Банка России в снижении инфляции мерами денежно кредитной и курсовой политики при росте монопольных и административно регулируемых цен ограничены.
Опыт последних лет показывает, что достижение целевого ориентира по инфляции возможно только путем реализации комплекса согласованных мер в области денежно-кредитной, бюджетной, тарифной и структурной политики Правительства Российской Федерации.
Определяющее влияние на условия проведения денежно кредитной политики оказывает Стабилизационный фонд Российской Федерации. Стабилизационный фонд, концентрируя дополнительные доходы, связанные с добычей и экспортом нефти и других энергоносителей, при высокой конъюнктуре обеспечивает стерилизацию значительной части избыточной ликвидности и в настоящее время является одним из основных факторов ограничения роста потребительских цен.
Выбранный режим валютного курса, сохранение существенной роли регулируемых цен в динамике индекса потребительских цен, неустойчивые процессы замещения валют в портфелях активов, неустойчивые лаги между динамикой денежного предложения и показателями инфляции определяют низкую эффективность использования в качестве промежуточного целевого ориентира темпов прироста денежной массы.
Хотя операционная процедура денежно-кредитной политики учитывает показатели денежной программы, динамика денежных агрегатов становится лишь ориентиром и важной характеристикой текущих монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции, а прогнозные границы прироста денежной массы не являются жестко заданными.
Важнейшей задачей является развитие внутреннего финансового рынка. Без полноценного финансового рынка невозможно достижение полной конвертируемости рубля снижается эффективность реализации денежно кредитной политики и уменьшается действенность процентных ставок. В этих условиях возможности процентной политики Банка России ограничены. Инструменты процентной политики носят характер скорее стабилизационных инструментов, то есть ограничивают, а не формируют стоимость денег в экономике.
Перед Банком России стоит важная задача по расширению возможностей использования кредитными организациями инструментов рефинансирования. При существующей в настоящее время структурной и временной неравномерности в образовании свободной ликвидности это позволит повысить роль процентной ставки в механизме реализации денежно кредитной политики.
Из оценки складывающейся ситуации следует, что итоги 2006 года осложнили стартовые условия для достижения основной цели денежно кредитной политики в 2007 году. При существующих лагах рост денежной массы во второй половине года сказывается на инфляции следующего года. В этой связи расширение временного горизонта формирования денежно кредитной политики и установление среднесрочных (трехлетних) целевых ориентиров по приросту потребительских цен послужит обеспечению последовательности макроэкономической политики и формированию позитивных ожиданий населения и предприятий.
В 2007 году Банк России продолжил проведение денежно-кредитной политики в рамках режима управляемого плавающего курса рубля. Курсовая политика была по-прежнему направлена на сглаживание резких колебаний обменного курса, связанных с краткосрочными изменениями рыночной конъюнктуры и не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов.
В целях поддержания на относительно низком уровне волатильности курса рубля к значимым для Российской Федерации иностранным валютам Банк России в 2007 году продолжил использовать в качестве операционного ориентира рублевую стоимость корзины из евро и доллара США. Это также позволило при реализации политики валютного курса гибко и взвешенно реагировать на колебания курсов основных мировых валют и соответственно осуществлять сглаживание колебаний эффективного курса рубля. Банк России будет поддерживать отвечающий целям политики валютного курса состав бивалютной корзины, который в случае необходимости может быть скорректирован.
В преддверии окончательной либерализации трансграничных операций с капиталом в 2007 году Банк России своей перспективной задачей видит создание условий для перехода к более гибкому формированию курса национальной валюты на внутреннем валютном рынке и, соответственно, минимизации воздействия Банка России на соотношение спроса и предложения иностранной валюты. В среднесрочной перспективе это позволит обеспечивать выполнение количественных ориентиров денежно-кредитной политики в области поддержания ценовой стабильности путем воздействия на стоимость денег в экономике преимущественно с помощью инструментов процентной политики органов денежно кредитного регулирования.
В 2007 году Банк России продолжил работу по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики, чтобы оперативно и адекватно реагировать на изменение ситуации в денежно-кредитной сфере при различных сценариях социально-экономического развития с учетом необходимости предотвращения возможных угроз для финансовой стабильности, обусловленных действием как внешних, таки внутренних факторов.
Несмотря на то, что в 2007 году прогнозные показатели платежного баланса по всем сценариям социально экономического развития характеризуются заметным приростом международных резервов Российской Федерации и сохраняется устойчивость состояния бюджетной сферы, конкретный набор инструментов денежно кредитной политики, которые будут востребованы в этот период, в существенной мере будет зависеть от факторов, имеющих высокую степень неопределенности: состояния международных рынков товаров и капиталов, курсов основных мировых валют, экономических ожиданий участников внутреннего финансового рынка, направления и масштабов капитальных потоков в платежном балансе страны, динамики внутреннего и внешнего спроса.
В этих условиях Банк России обеспечивает применение инструментов как по абсорбированию свободных денежных средств в банковском секторе, так и по предоставлению ликвидности кредитным организациям.
Вместе с тем действия Банка России, направленные на формирование условий для развития межбанковского рынка и постепенного перехода к более гибкому курсообразованию и системе управления, опирающейся преимущественно на процентные ставки, предопределяют совершенствование и развитие инструментов денежно-кредитной политики с учетом приоритета рыночных инструментов в сочетании с использованием инструментов постоянного действия.
Учитывая значительную роль Стабилизационного фонда в абсорбировании денежных средств банковского сектора, необходимо повысить уровень согласованности при проведении денежно-кредитной и бюджетной политики, в том числе за счет обеспечения большей равномерности в осуществлении бюджетных расходов в течение года.
В 2007 году Банк России продолжил использование операций с собственными облигациями в качестве инструмента стерилизации избыточного денежного предложения.
В результате принятия федерального закона, упрощающего процедуру эмиссии облигаций Банка России, возможности Банка России по использованию данного инструмента стерилизации денежного предложения существенно возросли. В частности, в этом направлении Банк России осуществил следующие мероприятия: размещение собственных облигаций проводилось на стандартный срок (6 месяцев) и в соответствии с унифицированным графиком (15-е число последнего месяца каждого квартала) с последующим регулярным доразмещением; на аукционах новые выпуски ОБР были размещены как на основе продажи за денежные средства, так и путем обмена уже обращающихся выпусков ОБР.
Данная схема предполагала поддержку постоянного срока обращения выпусков и аккумуляцию ликвидности в ограниченном числе выпусков облигаций Банка России; в период обращения выпуска ОБР со сроком до погашения от 3 до 6 месяцев Банк России выставлял двусторонние котировки купли продажи ОБР, тем самым, осуществляя функции маркетмейкера. В результате участникам рынка была предоставлена возможность покупки выпуска из не размещенного ранее остатка, а также, в случае необходимости, продажи выпуска Банку России. Такая политика обеспечила минимальный стартовый уровень ликвидности выпусков, а также способствовала дальнейшей активизации операций кредитных организаций с ОБР.
2.2. Проблемы осуществления кредитно-денежной политики в целом и отдельных элементов
На современном этапе Банк России в осуществлении своей деятельности сталкивается с рядом трудностей и проблем, которые в той или иной степени препятствуют реализации его основных задач и целей. Поэтому целесообразно будет рассмотреть ряд факторов, которые влияют на политику Центрального Банка России.
Процесс эмиссии Банком России денег в экономику, а, следовательно, достижение целевых ориентиров зависит полностью от объемов валютных поступлений (состояния платежного баланса), что делает позиции Банка России как органа денежного предложения уязвимым. Как заявляют руководители департамента инвестиционной политики Минэкономразвития России Б.Д. Шенцис, А.А. Пушкарева, остатки средств банков, находящихся на начало 2005 года в ЦБ РФ, составляют 260 млрд. руб. Но из этой суммы перераспределяется в их пользу незначительная часть – всего 4%. Вопрос не в избытке рублей, а в неумении правильно «канализировать» их выпуск. Решить эту проблему мог бы переучет коммерческими банками в ЦБ РФ векселей производственных предприятий.
Еще одна трудность, с которой сталкивается ЦБ при организации денежного обращения это утечка наличных денег из оборота в сектор теневой экономики. Выпущенные Банком России деньги, не завершают полный кругооборот, они продолжают самостоятельное движение, без контроля со стороны ЦБ. В данном случае и возникает потребность в выпуске наличных денег, что очень характерно для России, где доля М0 в денежном агрегате М2 (от 35 до 40% и более) в несколько раз больше, чем в других странах. Обращающиеся инструменты платежа, наряду с взаиморасчетами и бартером, обслуживают ныне около половины экономического оборота в стране. Главное следствие подобной специфики расчетов в России – неодинаковые цены на одни и те же товары и услуги, оплачиваемые разными платежными средствами, различная покупательная способность рубля, ее неустойчивость.