Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 06:10, курсовая работа
Основой развития и надежного, устойчивого функционирования банковской системы является формирования гибкого механизма денежно - кредитного регулирования экономики, позволяющего государству эффективно воздействовать на хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских институтов, добиваться стабилизации денежного обращения. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА…………………………………….
1.1 Понятие, виды и инструменты кредитно-денежной политики……….
1.2. Характеристика отдельных инструментов кредитно-денежной политики……………………………………………………………………………
1.3. Рефинансирование (кредитование) кредитных организаций как инструмент денежно-кредитной политики Банка России…………………………
1.4. Нормативы обязательных резервов (резервные требования) как инструмент денежно-кредитной политики Банка России…………………………...
2. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ……………………………………………………………………………..
2.1. Особенности осуществления кредитно-денежной политики ЦБ РФ, нормативно-правовая база……………………………………………………….
2.2. Проблемы осуществления кредитно-денежной политики в целом и отдельных элементов……………………………………………………………..
3. ПЕРСПЕКТИВЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………….……………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………45
Взаимообратимость платежных средств определяет необходимость управления всей денежной массой, а не только наличной. Направления современной денежно-кредитной политики в России – это выбор рационального денежного агрегата в качестве субъекта регулирования; оптимизация пропорций между отдельными денежными агрегатами. Наличные деньги имеют наибольшую ликвидность и скорость обращения, поэтому повышенный спрос на них усиливает инфляционное давление. Из-за неразвитости денежного и кредитного рынков, высокой доли наличных денег и нормы обязательного резервирования денежный мультипликатор в России намного ниже, чем в развитых странах (в США – 10-15, в России – 1,3-2).
На современном этапе практически не принимается во внимание тот факт, что денежная система России в целом складывается из региональных сегментов, каждый из которых обладает собственными возможностями саморегулирования на основе коррекции соотношений между денежной массой и спросом на деньги в масштабах регионального хозяйства. Национальные интересы в области денежного обращения на региональном уровне и проблемы отношений, возникающие на фоне глубоких социально-экономических различий регионов, не находят должного отражения в реализации денежно-кредитной политики.
На сегодняшний день на состояние денежного обращения оказывают влияние и внешние факторы. По мнению профессора И.Н. Платоновой (Финансовая академия) это влияние определяется не только зависимостью экономики России как экспортера энергоносителей от конъюнктуры на мировом рынке, вероятностью снижения поступления валютной выручки в бюджет, но и сужением возможности Банка России влиять на состояние денежного обращения. Сложившийся механизм пополнения его золотовалютных резервов имеет двойственные последствия. С одной стороны, увеличение их объема (165 млрд. дол. на май 2005 г.) позволяет регулировать валютный курс рубля, контролировать инфляцию, погашать внешний долг. С другой стороны, увеличивается рублевое предложение, которое как инфляционный налог снижает реальные доходы населения. Ограниченная возможность использования государственных ценных бумаг для стерилизации избыточного денежного предложения заставляет удерживать дополнительную рублевую эмиссию на депозитах в Центральном Банке и проводить постепенную девальвацию рубля. Как свидетельствует уроки российского кризиса 1998 года, при завышении курса рубля необходимо сокращение темпа роста денежного предложения путем повышения реальных процентных ставок в целях переориентации инвестиций из валютных в рублевые активы.
Дополнительная денежная эмиссия для покупки валютной выручки увеличивает ресурсы коммерческих банков без привлечения ими вкладов. Несмотря на снижение доверия населения к коммерческим банкам, последним удается наращивать свои пассивы за счет курсовой разницы при валютных операциях. Влияние валютного компонента на денежное обращение значительно в условиях долларизации российской экономики. Разрабатывая меры регулирования денежного обращения, приходится учитывать изменения в экономике США. При ухудшении там деловой конъюнктуры, нарастании признаков рецессии можно ожидать девальвации доллара в интересах укрепления конкурентных позиций американских производителей на мировом рынке. Обесценение доллара затрагивает интересы не только США, но и всех держателей этой валюты (в том числе и российских). С этой точки зрения укрепление рубля, повышение доходности рублевых активов должно стать частью стратегии укрепления национальной экономической безопасности. В этом находят свое проявление объективные экономические законы, нарушение которых неизбежно ведет к убыткам, банкротству и расстройству всей национальной экономической системы, а следовательно, к утрате в значительной степени государственного суверенитета.
Формирование валютных резервов последние три года находится под неотвратимым воздействием регулирования валютного курса рубля – динамики курсовых соотношений; выходит за рамки приданных функций – обеспечение критического импорта, гарантий выполнения обязательств по внешнему долгу. Масштабное превышение уровня валютных резервов относительно необходимо для выполнения собственно функций отражает потерю регулятивных свойств не только этого инструмента, но и других инструментов денежно-кредитной политики. При этом эмиссионная функция Банка России вместо обеспечения потребности денежного оборота в необходимой денежной массе по каналам денежного и кредитного рынков реализуется в насыщении потребности внутреннего валового рынка в рублевой массе по ограниченным каналам денежного оборота.
Отсутствие стратегии валютного курса рубля вносит неопределенность в денежно-кредитную и финансовую политику в целом: остается неопределенной степень присутствия ЦБ РФ на валютном рынке, оценка рубля как валюты по соотношению между резервами и резервными деньгами, широкой денежной базой. Безальтернативное участие Банка России в операциях на валютном рынке с активным использованием механизма денежной эмиссии и широкого арсенала средств «абсорбирования» денежной массы из оборота определяется прежде всего полной инертностью регуляторов развития нефинансового сектора экономики, включая бюджетно-налоговые и другие инструменты регулирования развития экономики.
Потеря способности Центрального банка РФ использовать инструменты денежно-кредитной политики в повышении кредитной активности банков находит отражение в политике нейтрализации инструмента рефинансирования кредитных организаций. Ставка количественно тесно привязана к уровню инфляции, к тому, насколько реализуются цели по ограничению инфляции. И если она складывается на уровне больше заданной бюджетом «нормы инфляции», то Центральный банк не видит оснований для того, чтобы снизить ставку рефинансирования от нынешних 12,5%, т.е ЦБ РФ исходно выводится из сферы воздействия денежными регуляторами на развитие экономики. Таким образом, «норма инфляции» блокирует снижение ставки рефинансирования и кредитования реальной экономики – расширение и изменение структуры денежного оборота страны.
Увеличение валютных резервов с 7,8 млрд. долл. на 01.01.2000 г. до 65,5 на 01.07.2003 г. и 103,7 млрд. долл. на 01.01.2005 г., при коэффициенте достаточности международных резервов, равном 5-6 месяцам, можно оценивать как фактор потери способности инструментов денежно-кредитной политики воздействия на ситуацию на валютном рынке – преодоление резких изменений валютного курса рубля.
Еще одной проблемой Банка России является управление денежным мультипликатором. Его стабильность всегда является основой эффективного регулирования денежного предложения. В настоящее время показатель денежного мультипликатора лишь за последние два года увеличился на 0,3 единицы, что оказывает существенное влияние на величину денежной массы.
Деньги в силу слабой защищенности со стороны многих государств, вследствие мировых процессов интеграции и глобализации, остаются ослабленным объектом регулирования. И это несмотря на то, что именно деньги определяют прошлое настоящее и будущее рыночной экономики.
В отношении такого инструмента денежно-кредитной политики Банка России, как рефинансирование (кредитование) кредитных организаций можно выделить такие проблемы, как отсутствие единого механизма рефинансирования (кредитования) Банком России кредитных организаций и невозможно обеспечить любую финансово стабильную кредитную организацию возможностью получать внутридневные кредиты, кредиты овернайт и кредиты на срок до 1 года под любой вид обеспечения, входящий в «единый пул обеспечения».
В рамках данного механизма рефинансирования банки – потенциальные заемщики могли бы заключать с Банком России «рамочные» соглашения, содержащие общие условия кредитования, и предварительно предоставлять в Банк России (блокировать) имущество в целях дальнейшего получения кредитов Банка России под залог (блокировку) указанного имущества.
В «единый пул обеспечения» должны входить такие активы, как векселя, права требования по кредитным договорам, ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России, а также, возможно, иные виды имущества. В рамках работы по созданию «единого пула обеспечения» возможно также изменение требований Банка России к имуществу, принимаемому в обеспечение кредитов Банка России.
3. Перспективы кредитно-денежной политики ЦБ РФ
Банк России опубликовал «Основные направления денежно-кредитной политики на 2008 год», одобренные советом директоров ЦБ.
Согласно содержащимся в документе прогнозам, в будущем году, как и в период до 2010 года, благоприятные внешние условия функционирования российской экономики сохранятся.
Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2008-2010 годах. Первые два варианта предполагают ухудшение ценовой внешнеэкономической конъюнктуры в среднесрочном периоде, третий ее улучшение.
В рамках первого варианта развития российской экономики в 2008 году предусматривается существенное снижение цены на нефть до 44 долларов США за баррель. В этих условиях ожидается сокращение по сравнению с 2007 годом экспорта товаров и услуг и рост их импорта. Несмотря на ухудшение внешних условий функционирования российской экономики, они не будут препятствовать ее дальнейшему развитию. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2008 году могут увеличиться на 7,2%. Относительное снижение доходов от экспорта скажется на инвестиционной активности. Темп прироста инвестиций в основной капитал может составить примерно 10%. Темп прироста ВВП в 2008 году ожидается на уровне 5,4%.
В рамках второго варианта рассматривается прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Исходными условиями для формирования этого варианта является предположение о снижении в 2008 году цены на российскую нефть до 53 долларов США за баррель. По сравнению с 2007 годом увеличение экспорта товаров и услуг по этому варианту будет небольшим. Активное сальдо счета текущих операций платежного баланса в 2008 году сократится. Прирост резервных активов замедлится.
«Активизация структурных сдвигов за счет комплекса мер, предусматривающих, в частности, улучшение инвестиционного климата, будет способствовать активному развитию российской экономики. Согласно этому варианту развития, вследствие ускоренного роста инвестиций в инновационный сектор экономики повысится эффективность и конкурентоспособность отечественного производства», - говорится в документе.
В 2008 году ожидаются высокие темпы роста внутреннего спроса. Прирост инвестиций в основной капитал может составить 11,9%, реальных располагаемых денежных доходов населения 9,1%. Темпы экономического роста в этом случае составят 6,1%.
В рамках третьего варианта предполагается, что цена на российскую нефть в 2008 году повысится до 62 долларов США за баррель. Несмотря на улучшение ценовой внешнеэкономической конъюнктуры, активное сальдо счета текущих операций платежного баланса сократится. Прирост валютных резервов будет меньше, чем в 2007 году. Темп прироста реальных располагаемых денежных доходов населения в 2008 году может составить 10,6%. Инвестиции в основной капитал могут увеличиться на 13,2%. В этих условиях темпы экономического роста возрастут до 6,7% (табл.5).
Таблица 5
Некоторые параметры денежной политики ЦБ РФ
Параметры | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
А | 1 | 2 | 3 | 4 |
Цена на нефть, $ / баррель | 55,0 | 53,0 | 52,0 | 50,0 |
Цель по инфляции (ИПЦ), % | 8,0 | 6,0-7,0 | 5,5-6,5 | 5,0-6,0 |
Годовой прирост денежной массы (М2), % | 37-39 | 24-30 | 20-24 | 16-20 |
Сальдо счета текущих операций, млрд. $ | 50,7 | 15,2 | -17,7 | -46,4 |
Чистый приток капитала в частный сектор, млрд. $ | 70,0 | 40,0 | 45,0 | 55,0 |
В 2008 году при всех рассматриваемых вариантах прогноза социально-экономического развития страны ожидается, что платежный баланс останется устойчивым. Вместе с тем в условиях возможного сокращения или умеренного роста экспорта товаров при достаточно интенсивном наращивании импорта товаров положительное сальдо торгового баланса может уменьшиться, что приведет к сокращению профицита счета текущих операций до 3,6-34,2 млрд. долларов США.
Общая макроэкономическая стабильность станет определяющим фактором роста инвестиционной привлекательности экономики. Ожидается, что чистый приток иностранного капитала в частный сектор составит 45 млрд. долларов США в 2009 году и 55 млрд. долларов США в 2010 году.
По сравнению с проектом этого документа, который был опубликован в апреле, ряд параметров был существенно пересмотрен, отмечает Кирилл Тремасов, директор аналитического департамента Банка Москвы. В частности, ЦБ вдвое повысил прогноз притока капитала в частный сектор в текущем году – с $35 млрд. до $70 млрд. Одновременно был уменьшен прогноз по счёту текущих операций – если ранее ЦБ оценивал сальдо в $62.7 млрд., то последняя оценка составила $50.7 млрд. (при среднегодовом уровне цен на нефть Urals в размере $55 за баррель).
В среднесрочной перспективе Банк России планирует перейти к полноценному инфляционному таргетированию. В связи с этим предусматривается переход к режиму свободно плавающего валютного курса, а также повышение значимости процентной ставки в качестве главного инструмента денежной политики.
Денежно-кредитная политика - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства. Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный эмиссионный банк может оказывать определяющее воздействие на денежное предложение, а через него - на реальный национальный продукт, занятость и стабилизацию цен.
К негативным моментам деятельности Центробанка следует отнести тот факт, что более двух третей денежного обращения обслуживается иностранной валютой и денежными суррогатами, доля банков в кредитовании производственных инвестиций составляет около 4%, от 20 до 30 миллиардов долларов ежегодно вывозится за рубеж; денежно-кредитная политика, на мой взгляд, неадекватна экономической ситуации в стране. Ведь рост производства фактически остановился, и экономика вновь втягивается в депрессию. Но Центральный банк не предлагает действенных мер по повышению инвестиционной активности и созданию условий для расширения кредитования реального сектора. Более того, действия Банка России по стерилизации денежной массы и ее искусственному сжатию с осени 2005 г. года способствовали сокращению конечного спроса и замедлению экономического роста.