Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 20:06, курсовая работа
Целью настоящей работы является всестороннее рассмотрение воздействия налоговой политики на экономическую действительность для выработки принципов построения механизма, стимулирующего воздействия со стороны государства на экономику с помощью, максимально способствующего достижению устойчивого экономического роста.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач исследования:
1. Раскрыть экономическое содержание налогов;
2. Охарактеризовать и рассмотреть организационные принципы налоговой системы Российской Федерации;
3. Раскрыть понятие кривой Лаффера, выявить ее основные проблемы;
4. Рассмотреть положительный и отрицательный опыт применение эффекта Лаффера.
Введение
1. Экономическое содержание налогов
1.1 Сущность налогов как финансово-экономической категории
1.2 Методика разграничения налогов, сборов и других обязательных платежей
1.3 Функции налогов
1.4 Принципы налогообложения
2. Характеристика и организационные принципы налоговой системы Российской Федерации
2.1 Понятие и основные характеристики налоговых систем
2.2 Организационные принципы российской налоговой системы
2.3 Система налогового законодательства Российской Федерации
3. Кривая Лаффера
1.1 История появления кривой Лаффера
1.2 Понятие и сущность кривой Лаффера
1.3 Основные проблемы кривой Лаффера
4. Эффективность налогообложений
4.1 Положительный опыт применения теории Лаффера
4.2 Отрицательный опыт применения теории Лаффера
Заключение
- разовые изъятия - платежи, взимаемые в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний (конфискации, штрафы, реквизиции).
До 1 января 1999 г., до введения
части первой НК РФ, в законодательстве
РФ отсутствовали различия между
налогами, сборами, пошлинами. Бытовало
следующее определение: «Под налогом
(сбором, пошлиной) и другими платежами
понимается обязательный взнос в
бюджет соответствующего уровня или
во внебюджетный фонд, осуществляемый
плательщиками в порядке и
на условиях, определяемых законодательными
актами». Поэтому трудно было понять
не только отличие налогового платежа
от неналогового платежа, но и связанные
с этим обстоятельством юридические
последствия для
Обязанность по уплате налога
возникает только при наличии
объекта налогообложения. При этом
налог устанавливается и
При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальные цель и интересы. Взимаются пошлины и сборы только с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг. Теоретически цель взыскания пошлины (сбора) - лишь покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они уплачиваются (без убытка, но и без чистого дохода).
Современное российское налоговое законодательство устанавливает различие между налогами и сборами. Так, в п. 2 ст. 8 части первой НК РФ дается следующее определение сбора: «Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)»6.
Налоговая система РФ представлена
совокупностью налогов, сборов, пошлин
и других обязательных платежей, взимаемых
в установленном порядке с
плательщиков - юридических и физических
лиц на территории страны. Все налоги,
сборы, пошлины и другие платежи
«питают» бюджетную систему РФ. Кроме
того, существуют государственные внебюджетные
фонды, доходная часть которых формируется
за счет целевых социальных отчислений.
Источником отчислений также является
произведенный ВВП, за счет которого
на стадии образования первичных
доходов формируется
Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является ВВП. Он образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как правового гаранта и организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников; прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства. Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения ВВП. Он продолжается в распределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников - в форме подоходного налога, от хозяйствующих субъектов - в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов, относимых на финансовые результаты или уплачиваемых с чистой прибыли (после уплаты налога на прибыль).
1.3 Функции налогов
Являясь основной формой финансового
обеспечения деятельности государства
в условиях рыночного хозяйствования,
налоги становятся одним из мощнейших
рычагов в руках государства,
посредством которого оно может
осуществлять регулирование процессов
и тенденций, происходящих в межбюджетных
отношениях, и через систему льгот
и санкций оказывать
С помощью налогов государство решает экономические, политические, социальные и другие общественные проблемы. Реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функций налогообложения.
Функция налога - это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
В экономической литературе до сих пор не существует единого мнения о числе, содержании и реализации налоговых функций. Во-первых, разные авторы приводят различные комбинации налоговых функций, в числе которых указываются фискальная, экономическая, перераспределительная, контрольная, регулирующая, социальная, политико-экономическая, стимулирующая и другие, часть из которых не имеет под собой научного и теоретического основания, чтобы отнести их к объективным функциям налогов7.
Во-вторых, часто подменяются понятия «функции налогов» и «цели и задачи налоговой системы».
\Между тем функции налоговой системы являются выражением ее внутренней сущности и не сводятся к «целям и задачам», которые носят конкретный, ограниченный во времени характер и формулируются государством. Задачи налоговой системы и налоговой политики, в которой она проявляется, определяются на конкретный период развития соответствующими органами власти.
В этой связи функции, с одной стороны, и цели, и задачи - с другой, можно различать как объективное и субъективное, как результат экономических отношений и экономической политики. Отказ от признания объективности функций налога лишает процесс их реализации объективной основы, что создает иллюзию возможности решения проблем налогообложения субъективными актами введения одних налогов или отмены других. В то время анализ налоговых отношений, проявляющихся в их функциях, придает налоговой политике объективную обусловленность и содержательность.
Важнейшие функции налогов - фискальная (распределительная) и регулирующая. Наряду с основными в качестве самостоятельных функций налогов можно выдвинуть социальную и контрольную функции (рис. 1.1).
1) Фискальная (распределительная)
функция налогов. Посредством
этой функции реализуется
В рамках фискальной функции
реализуются экономические
Рис. 1.1. Функции налогов
2) Регулирующая функция
налогов. Данная функция
В случае нарушения соотношения между денежной массой, находящейся в обращении, и ценовой товарной массой, а также появления в сфере обращения средств, не подкрепленных товаром, государство может усилить роль косвенного налогообложения для изъятия этих денег. Это позволит государству осуществлять контроль за движением денег в экономике и направлять их в народное хозяйство для поднятия уровня производства, что в свою очередь способствует восстановлению необходимого соотношения между этими важнейшими народнохозяйственными показателями.
С распределительной и регулирующей функциями налога тесно связаны его социальная и контрольная функции.
3)Социальная функция
- использования прогрессивной шкалы налогообложения;
-применения налоговых
скидок (например, с доходов граждан,
направляемых на приобретение
или строительство нового
- введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия);
- введения в структуру
налоговой системы ряда
Поэтому граждане, получающие большие доходы, должны платить в бюджет большие суммы налогов и наоборот. По своей сути социальная функция регулирует размер налогового бремени исходя из величины доходов физического лица.
Социальная функция
4) Контрольная функция.
Сущность ее состоит в
Полная реализация всех функций
налогообложения обеспечивает эффективность
финансово-бюджетных отношений
1.4 Принципы налогообложения
Реализация общественного
назначения категории «налог» происходит
посредством налоговой политики
государства, которая разрабатывается
на базе основных исходных положений
теории налогообложения. Эти положения
образуют систему принципов
Впервые научное изложение принципов налогообложения было осуществлено шотландским экономистом А.Смитом в XVIII в. В своем сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» к основным принципам налогообложения он относил следующие: всеобщность, справедливость, определенность, удобность и экономичность8.
В России проблемами теории
налогообложения занимался
Исследуя принципы налогообложения,
названные А. Смитом, профессор Берлинского
университета А. Вагнер (1835-1917) предлагал
более подробную и
I. Финансовые принципы организации налогообложения:
1) достаточность (обеспечение
покрытия расходов государства
налоговыми поступлениями в
2) эластичность (подвижность) обложения.
II. Народнохозяйственные принципы:
1) правильный выбор источников налогообложения;
2) выявление способов
избавления от уплаты налогов
(законные пути снижения
III. Этические принципы, принципы справедливости:
1) всеобщность обложения (охват всех слоев населения обложением налогами);
2) равномерность обложения,
прогрессивность (рост
IV. Административно- технические принципы налогообложения:
1) определенность обложения;
2) удобство уплаты налогов;
3) максимальное уменьшение издержек, связанных с взиманием налогов.
Принципы налогообложения,
предложенные классиками экономической
теории и их последователями, совершенствуются,
дополняются или сокращаются
в соответствии с объективными обстоятельствами,
складывающимися в процессе развития
экономики государства и
Принцип хозяйственной независимости
предполагает необходимость наличия
объекта налогообложения в
Принцип справедливости предполагает социально-справедливые налоговые отношения в стране, т.е. сумма налогового изъятия с конкретного плательщика должна быть зависима от величины доходов данного налогоплательщика.
Рис. 1.2. Принципы налогообложения
Информация о работе Кривая Лаффера. Эффективность налогообложений