Кривая Лаффера. Эффективность налогообложений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является всестороннее рассмотрение воздействия налоговой политики на экономическую действительность для выработки принципов построения механизма, стимулирующего воздействия со стороны государства на экономику с помощью, максимально способствующего достижению устойчивого экономического роста.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач исследования:
1. Раскрыть экономическое содержание налогов;
2. Охарактеризовать и рассмотреть организационные принципы налоговой системы Российской Федерации;
3. Раскрыть понятие кривой Лаффера, выявить ее основные проблемы;
4. Рассмотреть положительный и отрицательный опыт применение эффекта Лаффера.

Содержание

Введение
1. Экономическое содержание налогов
1.1 Сущность налогов как финансово-экономической категории
1.2 Методика разграничения налогов, сборов и других обязательных платежей
1.3 Функции налогов
1.4 Принципы налогообложения
2. Характеристика и организационные принципы налоговой системы Российской Федерации
2.1 Понятие и основные характеристики налоговых систем
2.2 Организационные принципы российской налоговой системы
2.3 Система налогового законодательства Российской Федерации
3. Кривая Лаффера
1.1 История появления кривой Лаффера
1.2 Понятие и сущность кривой Лаффера
1.3 Основные проблемы кривой Лаффера
4. Эффективность налогообложений
4.1 Положительный опыт применения теории Лаффера
4.2 Отрицательный опыт применения теории Лаффера
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа севдалевой кривая лаффера.docx

— 156.78 Кб (Скачать файл)

В экономической литературе встречается и ряд других организационных  принципов налогообложения, которые  носят объективный характер. К  ним можно отнести:

- принцип подвижности  (эластичности). Суть его заключается  в том, что налоговая нагрузка  может быть оперативно изменена  в соответствии с объективными  потребностями государства;

- принцип стабильности. Этот  принцип предполагает постоянство  налоговой системы, что важно  для субъектов налоговых отношений  (для государства при формировании  доходной части бюджета, а для  плательщиков при планировании  своих доходов, в том числе  налоговом планировании). Данный  принцип отражает интересы всех  субъектов налоговых отношений;

- принцип исчерпывающего  перечня региональных и местных  налогов. Суть его заключается  в исключении возможности установления  и введения дополнительных налогов  субъектами Федерации и органами  местного самоуправления. Данное  правило отражено в ст. 4 НК  РФ.

В мировой практике имеет  место использование и ряда других принципов налогообложения, к которым  можно отнести принцип доступности  и открытости информации по налогообложению; принцип презумпции невиновности; принцип стабильности налогового законодательства; принцип создания максимального удобства для налогоплательщиков; принцип обложения чистых доходов налогоплательщика и др.

2.3 Система  налогового законодательства Российской  Федерации

Налоговое законодательство - совокупность актов законодательства, регулирующих установление, введение и взимание налогов и сборов.

Законодательно-правовые основы налоговой системы Российской Федерации  состоят из законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законодательства субъектов Федерации  о налогах и сборах и нормативно-правовых актов представительных органов  местного самоуправления о налогах  и сборах.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в  соответствии с ним федеральных  законов о налогах и сборах. НК РФ устанавливает систему налогов  и сборов, взимаемых в федеральный  бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

- виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

- основание для возникновения  (изменения, прекращения) и порядок  исполнения обязанностей по уплате  налогов и сборов;

- принципы установления, введения в действие и прекращения  действия ранее введенных налогов  и сборов субъектов Федерации  и местных налогов и сборов;

- права и обязанности  налогоплательщиков, налоговых органов  и других участников отношений,  регулируемых законодательством  о налогах и сборах;

- формы и методы налогового  контроля;

- ответственность за совершение  налоговых правонарушений;

- порядок обжалования  актов налоговых органов и  действий (бездействия) их должностных  лиц.

Действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено  в самом Кодексе.

Законодательство субъектов  Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных  правовых актов о налогах и  сборах, принятых в соответствии с  НК РФ.

Нормативно-правовые акты органов  местного самоуправления о местных  налогах и сборах принимаются  представительными органами местного самоуправления в соответствии с  НК РФ. Законодательство о налогах  и сборах регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также  отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых  органов, действий (бездействия) их должностных  лиц и привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения. К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ.

Нормативно-правовые акты о  налогах и сборах подразделяются на акты органов исполнительной власти, акты исполнительных органов местного самоуправления и акты органов государственных  внебюджетных фондов о налогах и  сборах. Эти органы в предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах случаях издают нормативно-правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Государственный  таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России) при издании указанных актов руководствуется также таможенным законодательством Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России), Министерство Российской Федерации по налогам  и сборам (МНС России), Государственный  таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России) и органы государственных  внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся  к актам законодательства о налогах  и сборах.

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени  определено в ст. 5 НК РФ. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее  чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования  и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Федеральные законы, вносящие изменения в НК в части установления новых налогов и (или) сборов, а  также законодательные акты о  налогах и сборах субъектов Федерации  и законодательные акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом  их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Законодательные акты о налогах  и сборах, устанавливающие новые  налоги и (или) сборы, повышающие налоговые  ставки размеры сборов, устанавливающие  или отягчающие ответственность  за нарушение законодательства о  налогах и сборах, устанавливающие  новые обязанности или иным образом  ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также  других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах  и сборах, обратной силы не имеют. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Вышеуказанные требования распространяются также на нормативно-правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

В соответствии со ст. 6 НК РФ нормативный правовой акт о налогах  и сборах признается не соответствующим  НК РФ, если данный акт:

1) издан органом, не  имеющим в соответствии с НК  РФ права издавать подобного  рода акты, либо издан с нарушением  установленного порядка издания  таких актов;

2) отменяет или ограничивает  права налогоплательщиков, плательщиков  сборов, налоговых агентов, их  представителей либо полномочия  налоговых органов, таможенных  органов, органов государственных  внебюджетных фондов, установленные  НК РФ;

3) изменяет определенное  НК РФ содержание обязанностей  участников отношений, регулируемых  законодательством о налогах  и сборах, иных лиц, обязанности  которых установлены НК РФ;

4) запрещает действия  налогоплательщиков, плательщиков  сборов, налоговых агентов, их  представителей, разрешенные НК  РФ;

5) запрещает действия  налоговых органов, таможенных  органов, органов государственных  внебюджетных фондов, их должностных  лиц, разрешенные или предписанные  НК РФ;

6) разрешает или допускает  действия, запрещенные НК РФ;

7) изменяет установленные  НК РФ основания, условия, последовательность  или порядок действий участников  отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, иных лиц,  обязанности которых установлены  НК РФ;

8) изменяет содержание  понятий и терминов, определенных  в НК РФ, либо использует эти  понятия и термины в ином  значении, чем они используются  в НК РФ;

9) иным образом противоречит  общим началам и (или) буквальному  смыслу конкретных положений  НК РФ.

Вышеуказанные нормативно-правовые акты о налогах и сборах признаются не соответствующими НК РФ при наличии  хотя бы одного из перечисленных обстоятельств.

Признание нормативно-правового  акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено  НК РФ. Правительство РФ, а также  иной орган исполнительной власти или  исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного  рассмотрения отменить этот акт или  внести в него необходимые изменения.

Отмеченные положения  распространяются также на нормативно-правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров  через таможенную границу РФ.

Указы Президента РФ носят  характер поручений органам исполнительной власти по разработке нормативных актов  по налогообложению.

Постановления Правительства  РФ устанавливают ставки акцизов  и таможенных пошлин, определяют состав затрат, применяемый при налогообложении, и т.д.

В целях разрешения проблем, возникающих в области международных  налоговых отношений, кроме национального  законодательства, большое значение имеют международные правовые договоры.

Прекращение действия налогового нормативного акта возможно путем прямой его отмены, при принятии нового акта равной (большей) юридической силы, в связи с истечением срока  действия данного нормативного акта.

В Российской Федерации законы о налогах носят постоянный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Кривая Лаффера

3.1.История появления кривой Лаффера

 Появление кривой Лаффера  имеет любопытную историю. Ее  рассказал в статье, помещенной  в журнале The Public Interest, известный экономист Джуд Ванниски, в то время работавший в газете Wall Street Journal. В декабре 1974 года Джуд Ванниски ужинал в вашингтонском ресторане с Артуром Лаффером. На ужине присутствовали два ответственных сотрудника администрации Джеральда Форда – начальник администрации президента Дональд Рамсфелд и заместитель Рамсфелда Дик Чейни - однокурсник Лаффера по Йельскому университету.

 Разговор зашел о  предложенной президентом Фордом  программе по борьбе с инфляцией,  которая предусматривала повышение  налогов. Чтобы подкрепить свои  аргументы, Лаффер схватил салфетку и начертил на ней кривую зависимости налоговых поступлений от налоговых ставок. Ванниски и окрестил эту диаграмму «кривой Лаффера».

 Автор прославленной  диаграммы не запомнил той  встречи, но не оспаривает версии  Джуда Ванниски. В то время, поясняет Артур Лаффер, он постоянно иллюстрировал этой кривой свои лекции и совал ее под нос всякому, кто готов был слушать его рассуждения о налогах. Но одну деталь из рассказа своего приятеля Лаффер категорически отрицает. Он хорошо помнит, что салфетки в том ресторане были не бумажные, а матерчатые, а он ни за что не стал бы на них чертить, ибо его с детства приучили не портить хорошие вещи.

3.2 Понятие и сущность кривой Лаффера

 Основная идея кривой  Лаффера заключается в том,  что по мере увеличения налоговой  ставки налоговые поступления  будут увеличиваться до определенного  максимального уровня, а затем  будут понижаться, ибо высокие  налоги сдерживают экономическую  активность хозяйствующих субъектов,  в результате чего сокращаются  объем производства и доход.  Сокращение налоговых ставок  вызовет сокращение объема государственных  доходов в краткосрочном периоде.  В долгосрочном периоде снижение  налоговых ставок обеспечит рост  сбережений, инвестиций и занятости,  в результате чего увеличатся  производство и доходы, подлежащие  налогообложению, что увеличит  налоговые поступления в государственный  бюджет. Такой подход выдвигали сторонники теории «экономики предложения».

 Исследуя связь между  величиной ставки налогов и  поступлением в государственный  бюджет, американский экономист  Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Он попытался теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом.

Информация о работе Кривая Лаффера. Эффективность налогообложений