Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 01:49, курс лекций
1. Формирование экономики отраслевых рынков как науки. Подходы к анализу отраслевых рынков. На сегодняшний день проблемы формирования и развития отраслевых рынков изучены достаточно хорошо и данной проблематике уделялось значительное внимание. Большой опыт в изучении проблем формирования и развития отраслей и рынков нашло отражение в трудах Ф.М. Шерера и Д. Росса, М.
24. Характеристика
Олигополия является одной из самых
распространенных структур рынка в современной
экономике. Почти все технически сложные
отрасли промышленности: металлургия,
химия, автомобилестроение, электроника,
судо- и самолетостроение и др., имеют именно
такую структуру.
25. Стратегическое
взаимодействие фирм на рынке олигополии.
Классификация несогласованных моделей
олигополии.
Тип рыночной структуры, для которого
характерен контроль со стороны нескольких
фирм над основными объемами производства
и реализации продукции в отрасли, называется
олигополией (от греч. «oligos» — немногий
и «poleo» — торгую).
Различают однородную и дифференцированную олигополии.
Однородная олигополия существует в отраслях, производящих стандартизированную продукцию (обычно сырье и полуфабрикаты): сталь, цемент и т.п. Дифференцированная олигополия предполагает производство дифференцированной продукции — автомобилей, телевизоров, сигарет и др.
По аналогии с олигополией определяется понятие олигопсонии — рыночной структуры, при которой несколько фирм-потребителей контролируют основной объем покупок на данном рынке. Такая структура характерна, например, для рынков сырья. Зачастую ситуация олигополии (когда несколько фирм производят определенный товар) сочетается с олигопсонией этих фирм на рынке ресурсов, необходимых для производства данного товара. Например, несколько крупных оптовых торговцев определенной продукцией могут являться олигопсонистами при закупке этой продукции у производителей и олигополистами — при перепродаже ее розничным торговцам.
Для олигополии характерны следующие черты:
— контроль над ценами ограничен всеобщей взаимозависимостью. Олигополистическая фирма, принимая решения в отношении цен и объемов выпуска затрагивает интересы своих конкурентов, поэтому должна учитывать их ответную реакцию на свои действия;
— высокие барьеры для вступления новых фирм в отрасль, связанные с эффектом масштаба, системой патентов и лицензий, большими расходами на рекламу; так называемые «барьеры стратегического сдерживания» (резервные мощности, увеличенные расходы на НИОКР, заниженные цены);
— преимущественное использование неценовой конкуренции, особенно при дифференциации продукта.
Олигополия получила развитие во многих отраслях промышленности и оптовой торговле благодаря существованию эффекта масштаба производства. В отраслях, где положительный эффект масштаба значителен, рентабельное производство возможно только в небольшом количестве крупных фирм. При заданном рыночном спросе расширение предприятий может происходить только за счет конкурентов. Поэтому реализация эффекта масштаба отдельными фирмами неизбежно приводит к банкротствам и слияниям в отрасли. Эффект масштаба может стать и труднопреодолимым барьером для вступления в отрасль, поскольку, чтобы добиться низких издержек на единицу продукции, необходимы крупные инвестиции в основной капитал.
Четко проявляются две взаимосвязанные черты олигополистического ценообразования. С одной стороны, цены при олигополии изменяются редко, а с другой, имеет место тенденция к согласованным действиям при назначении и изменении цен.
В отличие от других типов рыночных структур пока не разработана общая модели олигополии, характеризующая поведение олигополистической фирмы в отношении цен и объемов выпуска продукции. Причина кроется в неопределенности спроса на продукцию фирмы-олигополиста. Существует отраслевой спрос, но его распределение между фирмами зависит от поведения всех фирм в отрасли, и отдельный продавец остается в неведении относительно спроса на его продукцию.
Некооперированная олигополия. Фирмы исследуются с позиций их взаимодействия на отраслевом рынке. Причем, в учебной литературе при классификации некооперативных стратегий поведения фирм упор делается порядок принятия решений:
- одновременно - модель Курно (по объему продаж) и модель Бертрана (по цене);
- последовательно - модель Штакельберга (по объему продаж) и модель Форхаймера (по цене). Причем основная трудность у активной фирмы , обладающей рыночной властью, заключается в правильности предположения относительно действий конкурентов,т.е. их реакция на ее действие .
Кооперированная олигополия. Говоря о кооперированной олигополии следует выделять открытые и тайные соглашения (картель). Однако при этом следует иметь в виду, что не всегда фирмы могут прийти к соглашению, для этого должны быть особые причины возникновения картелей. Всегда существует проблема нарушения таких соглашений и фирмы, входящие в картель стремятся использовать все методы для предотвращения нарушения картельного соглашения. (Эвристическое ценообразование как инструмент координации). Существуют своего рода социальные издержки картеля.
26. Количественные модели
олигополистического
Равновесие Курно – это некооперативное
равновесие: каждая фирма принимает решения,
которые дают наибольшие возможные прибыли
при данных действиях своих конкурентов.
Модель Курно – это самая ранняя модель
олигополии. Ее предложил в 1838 г. французский
экономист Огюстен Курно .
Суть этой модели состоит в том, что обе фирмы знают кривую спроса рынка, принимают решения одновременно, независимо друг от друга, каждая фирма предполагает выпуск продукции конкурента постоянным и знает, что рыночная цена зависит от общего производства обеих фирм. Поэтому предельные издержки МС одной из них постоянны что каждая фирма принимает объем производства своего конкурента постоянным, а затем принимает собственное решение по объему производства. Максимизирующий прибыль объем производства фирмы 1 изменяется в зависимости от того, как, по ее мнению, будет расти объем производства фирмы 2. При равновесии Курно каждый дуополист устанавливает объем производства, который максимизирует его прибыль, при данном объеме производства своего конкурента, и поэтому ни у одного из дуополистов нет стимула менять свой объем производства .