Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 08:44, реферат
Целью данного реферата, является рассмотрение роли А. Маршалла в экономической науке и его вклада в экономическую теорию.
Альфред Маршалл - одна из наиболее выдающихся личностей в истории экономической мысли. По влиянию на развитие экономической теории ХХ века его можно сравнить разве что с Вальрасом, а его "Принципы экономической науки" являются, пожалуй, единственной книгой по экономической теории ХIХ века, которую можно рекомендовать изучающим микроэкономику даже в начале ХХI века.
ВВЕДЕНИЕ 3
БИОГРАФИЯ 4
МЕСТО МАРШАЛЛА В ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. 6
МЕТОД ЧАСТИЧНОГО РАВНОВЕСИЯ 10
АНАЛИЗ ПОЛЕЗНОСТИ И СПРОСА 11
КРИВАЯ СПРОСА 12
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА 13
ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА 14
АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 16
РАВНОВЕСЕНАЯ ЦЕНА И ВЛИЯНИЕ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ 20
Очень долгие периоды. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Хотя идея эластичности спроса не является в чистом виде изобретением Маршалла, систематическое описание этого понятия и его превращение в категорию экономического анализа полностью представляет собой заслугу Маршалла. Он так же сделал эластичность универсальной категорией, впервые применив это понятие не только к спросу на товары, но и к спросу на факторы производства, а также к предложению.
Маршалл сформулировал некоторые закономерности, которым подчиняется эластичность спроса. Более эластичным является спрос на товары, обладающие следующими свойствами:
Цена служит самым важным фактором, влияющим на количество покупок и продаж любого продукта, однако есть и другие факторы, которые влияют на покупки. Они именуются неценовыми факторами. Когда они изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменение одного из факторов изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения одного фактора (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.
Рассмотрим влияние неценовых факторов:
Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.
Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории. Например, увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, филе, и снижает спрос на такие товары низшей категории, как маргарин, ношенная одежда.
В области предложения и издержек Маршалл уделял особое внимание тенденциям к возрастающей или убывающей отдаче при росте объёмов производства.
Этот круг проблем анализируется Маршаллом в 4-й книге. Здесь Маршалл приходит к выводу, что тенденция к убывающей отдаче связана с использованием природных факторов производства, тогда как идущее от человека усовершенствование организации ведет к возрастанию отдачи от масштабов производства. Причиной этой последней тенденции является экономия: «внутренняя» (от организаторских способностей и технологических усовершенствований внутри фирмы) и « внешняя» ( зависящая от общего роста всей данной отрасли производства – видимо имеется в виду экономия от сосредоточения предприятий одной отрасли в одних и тех же центрах – агломерациях: доступность специальной информации, квалифицированного труда, специализированной техники по более низкой цене). Поэтому в сырьевых отраслях, включая сельское хозяйство, господствует закон убывающей отдачи (возрастания издержек при увеличении масштаба производства), в отраслях, где стоимость сырья играет небольшую роль, действует, согласно Маршаллу, закон возрастающей отдачи или снижения издержек. Предложение - это совокупность товаров, предложенных продавцами (производителями).
Закон предложения говорит о том, что с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение.
Кривая предложения S показывает, какое количество товара и по какой цене производителя могут продать на рынке. Кривая поднимается вверх, потому что, чем выше цена, тем большее число фирм имеет возможность производить и продавать товар. Например, более высокая цена дает возможность существующим фирмам расширить объем производства в короткий промежуток времени за счет привлечения дополнительной рабочей силы или сверхурочных работ, а в длительный промежуток времени – за счет экстенсивного развития самого производства. Более высокая цена может также привлечь на рынок новые фирмы, у которых еще высоки издержки производства и продукция которых при низких ценах является нерентабельной.
Так же, как и спрос, предложение может меняться под воздействием различных неценовых факторов. Ниже они приведены:
Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы, чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.
Цена в ситуации равновесия устанавливается соотношением спроса и предложения. Маршалл настаивал на том, что равновесная цена имеет смысл только применительно к определенному периоду. Он различает четыре класса периодов: рыночный день, краткосрочный период, долгосрочный период, и очень долгий период.
Теория равновесия при различных периодах Маршалл рассматривает на примере рынка свежей рыбы.
Рыночный день.
Каждый день на рыбном рынке складывается специфическая ситуация, главным образом из-за случайных колебаний улова. Улов, т.е. величина предложения рыбы, не изменяется в течении дня. Этим и определяется временное равновесие спроса и предложения в данный рыночный день. Соответственно будут наблюдаться случайные ежедневные колебания цен на рыбу. Издержки производства не играют в этих колебаниях никакой роли, цена на рыбу определяется соотношением ее наличия (предложения) и спроса на нее.
Согласно Маршаллу, эти колебания происходят вокруг некоего центра, который он называет «нормальной ценой». Эта «нормальная цена» складывается в течение «стационарного периода».
В краткосрочный период некоторые факторы производства остаются неизменными, хотя остальные могут изменяться для того, чтобы увеличить выпуск продукции. Чтобы понять, какие издержки существуют и каких, в зависимости от них изменяется предложение, нужно понять, какие есть издержки производства.
Общие издержки (ТС) на производство какого-либо товара состоят из двух компонентов: постоянных (FC), которые фирма несет независимо от объема выпуска продукции, и переменных (VC), которые меняются вместе с объемом выпуска продукции. Постоянные издержки могут включать расходы по содержанию завода, страховке и, возможно, по привлечению минимального количества работающих. Эти расходы останутся одинаковыми независимо от того, сколько производит фирма. Переменные издержки включают расходы на заработную плату и сырье – они растут по мере роста выпуска продукции.
Постоянные
издержки могут
Чтобы решить, сколько выпускать продукции, руководителям фирм необходимо знать, как возрастут переменные издержки с изменением выпуска продукции. Для этого необходимо разработать некоторые дополнительные критерии измерения издержек.
На рисунке выше показаны кривая переменных затрат, кривая постоянных затрат и кривая общих затрат. Кривая переменных затрат сначала возрастает быстро, потом ее рост замедляется. Это замедление обьясняется эффектом экономии от масштаба производства.
Предельные, или маржинальные, издержки (МС). Предельные издержки (иногда их называют приростными) представляют собой прирост издержек в результате производства одной дополнительной единицы продукции. Так как постоянные издержки не меняются с изменением объема выпуска продукции фирмы, предельные издержки определяются ростом лишь переменных издержек в результате выпуска дополнительной единицы продукции. Следовательно, мы можем записать предельные издержки как
МС = DVC/DQ.
Предельные издержки показывают, во сколько обойдется фирме увеличение объема выпуска продукции на одну единицу.
Средние издержки (АС). Средние издержки являются издержками на единицу выпуска продукции. Имеются три вида средних издержек: средние постоянные, средние переменные и средние валовые издержки. Средние постоянные издержки (AFC) представляют собой постоянные издержки, деленные на объем выпуска продукции (FC/Q). Так как постоянные издержки не изменяются, средние постоянные издержки снижаются по мере увеличения объема выпуска продукции.
Средние переменные издержки (AVC) представляют собой переменные издержки, деленные на объем выпуска продукции (VC/Q). Наконец, средние общие издержки (АТС) представляют собой общие издержки, деленные на объем выпуска продукции (TC/Q). В целом средние валовые издержки представляют собой издержки производства единицы продукции. Сравнивая средние общие издержки с ценой продукта, мы можем определить, прибыльно ли производство.
Предположим вслед за Маршаллом, что рост спроса на рыбу вызван более долгосрочным фактором: изменением вкусов «Силы, которыми регулируется предложения, развернутся в полной мере» , т.е. в отрасль будут притекать дополнительный труд и дополнительный капитал. Что произойдет в этом случаи с удельными издержками производства, заранее сказать трудно. С одной стороны, истощение природных ресурсов заставит в поисках рыбы совершать более дальние плавания, т.е. скажется действие закона убывающей отдачи. С другой стороны, отрасль кораблестроения увеличит масштабы производства и будет достигнута экономия на масштабах или возрастающая отдача. Все зависит от соотношения этих противоположных тенденций. Если сильнее окажется тенденция к убывающей отдаче, долгосрочная кривая предложения будет возрастающей и «нормальная цена» в дальнейшем периоде повысится. При противоположной ситуации кривая предложения будет убывающей и «нормальная цена» в итоге понизится. Наконец, если тенденции окажутся равносильными, кривая предложения будет горизонтальная и цена не изменится. Естественно, равновесный выпуск продукции во всех трех случаях увеличится. Таким образом, в долгосрочном периоде определяющую роль в формировании равновесной цены начинают играть издержки, которые в долгосрочном периоде все становятся переменными.
Информация о работе Место А. Маршалла в истории экономической мысли