Микро- и макроэкономические аспекты рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование проблемы рынка труда в микро- и макроэкономических аспектах, а также посмотреть через это исследование какого этапа развития достигла Россия и какие проблемы стоят на пути этого развития.
В 1 главе мы рассмотрим рынок на микроуровне. Введем различные понятия рынка труда, представим, чем он характеризуется, а также посмотрим, какие существуют особенности формирования цены на рынке труда при разных условиях.
Во 2 главе мы представим макроэкономические проблемы рынка труда. Введем понятия «экономически активное население», «безработные», «занятые», а также рассмотрим безработицу и ее виды.

Вложенные файлы: 1 файл

1 глава2.docx

— 300.07 Кб (Скачать файл)

Рис.11. «Эффект дохода»  и «эффект замещения.

 Опираясь на выбор любого человека, до 1 он будет увеличивать предложение труда при росте реальной заработной платы. Затем происходит уменьшение предложения труда при росте заработной платы. После суммирования индивидуальных функций на макроуровне большинство экономистов пришли к выводу, что «эффект дохода» нейтрализуется трудоспособным населением, которое при высокой ставке заработной платы увеличивает предложение труда. Функция предложения труда есть возрастающая функция от реальной заработной платы.

Равновесие на рынке труда  совпадает с полной занятостью. На рис.12 предложение труда полностью  соответствует спросу на него при  ставке реальной зарплаты w0.

Рис.12. Полная занятость на рынке труда

 

Если заработная плата  поднялась до уровня w1, то предложение труда возрастает до N1, работу будут искать трудоспособные представленные отрезком  N0N1, а спрос на труд сократится до N2. В результате появится безработица, и она составит N2- N1. Однако в условиях совершенной конкуренции и гибкой реальной зарплаты ищущие работу в конце концов согласятся на более низкую оплату труда. Ставка заработной платы будет снижаться до тех пор, пока не примет значения w0, т.е. равновесного значения. [6, с. 185-188]

 

Кейнсианская концепция  занятости. Кейнсианская функция спроса на труд определяется величиной «эффективного спроса» на блага.

  1. Из модели IS-LM определяется величина «эффективного спроса» Y0 , соответствующая совместному равновесию на рынке благ и финансовых активов, т.е. точка пересечения IS и LM с координатами Y0,i0.
  2. По графику производственной функции Y = Y(N) можно определить количество труда, необходимое для производства объема благ Y0.
  3. Функция предельной производительности труда используется для определения цены спроса на труд w0, т.е. максимальной ставки заработной платы, которую готовы заплатить предприниматели. (см. рис.13)

Рис.13. Кейнсианский спрос на труд

 

Графиком кейнсианской функции  спроса на труд является ломаная линия АВN0. По мере роста ставки реальной заработной платы от w0 до А спрос на труд будет сокращаться с N0 до нуля, однако при ставке ниже  w0 спрос на труд сохранится на прежнем уровне N0.

Изменить объем спроса на труд и величину реальной зарплаты, которую предприниматели предлагают наемным работникам, можно, если только произойдет сдвиг линий IS и LM.

Предложение труда  в кейнсианской концепции находится в прямой зависимости от ставки номинальной  заработной платы. Номинальная заработная плата- это денежная сумма, выплаченная работнику.

Наемные работники ориентируются  на номинальную заработную плату  по следующим причинам: 

  • из-за боязни потерять работу;
  • из-за долгосрочных коллективных соглашений;
  • из-за наличие «денежных иллюзий», которые заставляют ориентироваться на номинальную, а не реальную заработную плату.

В кейнсианской концепции  равновесие на рынке труда устанавливается  при наличии безработицы. (см. рис.14)

Рис.14. Равновесие на рынке  труда при безработице.

 

Спрос на труд N0 определяется не ценой труда, а величиной эффективного спроса на блага. W0 – максимальная ставка номинальной заработной платы, по которой предприниматели готовы нанять работников. Из  рис. 13 видно, что в этом случае предложение труда составит  N2, а на рынке труда образуется безработица в размере N2- N0.

Даже при готовности наемных  работников трудиться за более низкую зарплату спрос на труд со стороны  предпринимателей не увеличится, а  останется на прежнем уровне, поскольку  предопределен величиной эффективного спроса на блага. [6, с. 188-191]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 глава

Регулирование рынка труда

В учебнике «Макроэкономика» Г. Вечканова, Г. Вечкановой дается четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:

  1. Программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе экономики.
  2. Программы по подготовке и переподготовке работников.
  3. Программы по содействию найма работников.
  4. Программы по социальному страхованию безработицы (выделяются средства на пособия безработным). [7,с.193]

Ключевое значение в государственном  регулировании рынка труда имеет  программа по подготовке и переподготовке кадров.

 Социальная помощь  безработным осуществляется по  трем направлениям:

  1. Пособия по безработице, которые существенно отличаются по странам как по уровню пособий, так и по срокам выплаты;
  2. Финансовая помощь безработным;
  3. Помощь безработным денежными средствами и оплатой государством коммунальных услуг. ). [ 7, стр.193-194]

Также существуют разные теоретические  подходы к определению государственного регулирования труда. В кейнсианской теории предполагается активная государственная  политика, а приверженцы «экономики предложения», наоборот, выступали за ограничение государственного регулирования, поскольку безработица, как уже говорилось ранее, это естественное и добровольное социально-экономическое явление.

Наряду с вышеперечисленными мерами воздействия на рынок труда, существуют косвенное регулирование  рынка труда, основными инструментами  которого являются денежно-кредитная, налоговая и амортизационная  политика. Кроме того, существенную роль в регулировании рынка труда  играет законодательство в сфере  трудовых отношений и социального  обеспечения граждан.

Следовательно, можно сделать  вывод, что государственное регулирование  рынка труда – это совокупность экономических, административных, законодательных, организационных и других мер.

Особое место в регулировании  рынка труда занимают биржи труда.

В учебнике «Макроэкономика» Г. Вечканова, Г. Вечкановой дается следующее определение биржи труда. Биржа труда – это одна из структур рыночной экономики, организация, осуществляющая посредничество между работниками и предпринимателями при совершении купли-продажи рабочей силы. Биржи труда не ликвидируют безработицу, но способствуют упорядочению процессов устройства трудящихся на работу, а предпринимателям помогают организовать наем работников.[7, стр.194]

Биржи труда могут выступать  в разных формах, это могут быть общества, конторы, бюро и т.д., также  различны их типы: частные, государственные, общественные, филантропические и коммерческие.

Биржи труда выполняют  следующие функции:

- оказание услуг при  трудоустройстве безработных;

- оказание содействия  в перемене работы;

- изучение спроса и  предложения рабочей силы;

- сбор и предоставление  информации об уровне занятости  по профессиям, специальностям, квалификации, районам страны;

- профессиональная ориентация  молодежи;

- организация переобучения  и трудоустройства инвалидов;

- выдача пособий безработным ( в некоторых странах). [7, стр.194-195]

В современных условиях в  большинстве ряда стран люди предпочитают обращаться не на биржи труда, а непосредственно  в кадровые службы фирм. Однако роль бирж труда в переквалификации и трудоустройстве сохраняется довольно значимой, поскольку они оказывают помощь многомиллионным безработным.

Роль государства состоит  в том, чтобы обеспечить осуществление  политики оказания помощи в полной, эффективной и свободной занятости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 глава

Специфика Российского рынка  труда в рыночной экономике, методы регулирования

Положение на российском рынке  труда определяется в первую очередь  динамикой предложения труда, т.е. численностью экономически активного  населения, спросом на труд, т.е. занятыми в народном хозяйстве и их сбалансированностью, т.е. безработными.

В 2011 году численность экономически активного населения (занятые + безработные) в России составила 75,0 миллионов  человек.[14] В численности экономически активного населения 69,4 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,6 млн. человек как безработные с применением критериев МОТ(т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). [14] Если сравнивать с 2010 годом численность занятого населения увеличилась на 1,4 млн. человек, а численность безработных сократилась на 0,9 млн. человек. ( прил. 1) [14]

Если составить процентную характеристику, то уровень занятости  населения (отношение численности  занятых к общей численности  населения в возрасте 15-72 лет) в 2011г. составил 62,6% (прил. 2), а уровень безработицы (отношение численности безработных  к численности экономически активного  населения) - 7,5%(прил. 3). [14]

Занятость населения и  ее динамика должна рассматриваться  в тесной связи с экономическим  ростом, т.к. уровень занятости определяется состоянием и развитием экономики  страны, т.е. темпами экономического роста.

В учебнике «Макроэкономика» Вечканова Г., Вечкановой Г. даются следующие  факторы, оказывающие влияние на занятость населения:

  • экономический механизм, действующий в стране;
  • стадия производственно-экономического цикла;
  • объем и структура национального богатства;
  • численность населения и его экономическая активность;
  • уровень и качество жизни населения. [7,с. 191]

Можно выделить два подхода  к проблеме занятости. Первый подход исходит из задачи обеспечения экономики трудовыми ресурсами, второй – из обеспечения населения рабочими местами и заработанным доходом. [7,с. 191]

Российская статистка  разграничивает основную и вторичную  занятость. Вторичная занятость  объясняется низким уровнем заработной платы и постоянными задержками ее выплат. [7,с. 191] Так на 1 апреля 2013 года задолженность по заработной плате составила 2568 млн. рублей, по сравнению с 1 марта 2013 увеличилась на 164 млн. рублей. [15]

Если разграничить заработную плату по категориям персонала, то получается что те кто занимают руководящую должность получают больше, что можно увидеть в приложении 4. Работники с высшим профессиональным образованием имеют более высокую заработную плату, чем работники с другими уровнями образования, во профессиональных группах. Работники со средним профессиональным образованием имеют более высокую заработную плату, чем работники с более низкими уровнями образования, в группах руководителей организаций и их структурных подразделений (служб). Работникам с начальным профессиональным образованием имеют более высокую заработную плату, чем работники с другими уровнями образования (кроме высшего профессионального). (Прил. 5)

Рассмотрим  изменения  безработицы в перспективе последних  лет. Число неработающих людей у  нас в стране скорее падает, чем  растет. [16] Если по данным Росстата в 2003 году безработными были 6,2 миллиона человек, то в 2011-м их число составляло 5,6 миллионов. [16] Однако если смотреть в относительном выражении картина несколько иная. До 2007 года шло снижение уровня безработицы, после чего начался рост. [16] В результате, в 2008 году уровень безработицы увеличился до 6,5%, а в 2009-м, в расцвет экономического кризиса, – до 8,6%.[16]

Такое противоречие наблюдается  из-за того, что население страны последние несколько лет снижается, как следствие, снижается и общее число трудоспособных людей, в том числе и нигде не занятых. [16]

Процент безработных в  России устойчиво снижался с 2003 года до начала мирового финансового кризиса. [16] В 2003 году был локальный пик безработицы (8,6% экономически активных, или почти 6 млн человек, не имели работы). [16] В наиболее благополучном докризисном 2007 году работу искали 4,6 млн человек, или 6,1% трудоспособных. [16]

Гораздо хуже динамика экономически активного населения во время кризиса. Рост в 2008 году на 0,5 млн человек вызван отнюдь не рождаемостью и не внешним притоком. Это так называемый возврат в экономику. [16] В благополучные времена люди вышли на пенсию, чтобы, пожить для себя, а тут кризис, пришлось возвращаться , т.к. жить на что-то надо было.

В 2009 году безработица выросла  с 6,3% до 8,4%, или с 4,8 до 6,4 млн человек, и именно в 2009 году Россию накрыла давно предсказанная экспертами демографическая яма: численность экономически активного населения стала уменьшаться. [16] В дальнейшем в России безработица начала резко падать. Обычно так не бывает: предприятия в кризис быстро сокращают людей, а потом долго набирают, опасаясь второй и последующих кризисных волн. Снижению уровня безработицы также сыграло принятие в 2009 году региональных программ по снижению напряженности на рынке труда. [14] При этом главной проблемой российского рынка труда по-прежнему является несоответствие спроса и предложения, т.к. система российского образования продолжает перепроизводство юристов, экономистов и специалистов-гуманитариев, в то время как экономика нуждается в высококвалифицированных рабочих, инженерах и прочих технических специальностях. Но уже в конце 2012-го появились отчеты о самой низкой безработице за 10 лет. [16] Очень низкий уровень безработицы прошлого года — экономический факт. [16]

Информация о работе Микро- и макроэкономические аспекты рынка труда