Нормативно-правовые основы для оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ нормативно-правовых оснований для оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде и обзор реальной практики в этой сфере.
Для достижения обозначенной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ понятий "электронное правительство", "государственные услуги", определить их нормативно-правовой статус и сферы использования;
- рассмотреть нормативно-правовую базу, на основании которой гражданам и организациям могут оказываться государственные и муниципальные услуги в электронном виде;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие "электронное правительство" и оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде
1.1 Сущность и содержание понятий "государственные услуги", "муниципальные услуги"
1.2 Стратегические цели, задачи и механизмы предоставления государственных услуг в электронном виде
2. Особенности оказания государственных услуг в электронном виде и их законодательное сопровождение
2.1 Типологизация государственных услуг
2.2 Функциональные особенности государственных порталов по предоставлению государственных услуг
2.3 Оценка уровня востребованности электронных услуг населением
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
электронный правительство муниципальный государство

Вложенные файлы: 1 файл

Электронное правительство.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: "Нормативно-правовые основы для оказания государственных  и муниципальных услуг в электронном  виде"

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие "электронное  правительство" и оказание  государственных и муниципальных  услуг в электронном виде

1.1 Сущность и содержание понятий "государственные услуги", "муниципальные услуги"

1.2 Стратегические  цели, задачи и механизмы предоставления  государственных услуг в электронном  виде

2. Особенности  оказания государственных услуг  в электронном виде и их  законодательное сопровождение

2.1 Типологизация  государственных услуг

2.2 Функциональные  особенности государственных порталов  по предоставлению государственных  услуг

2.3 Оценка уровня  востребованности электронных услуг  населением

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

электронный правительство муниципальный государство

 

ВВЕДЕНИЕ

Модернизация  системы государственного и муниципального управления на современном этапе  социально-экономического развития тесно  связана с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). При этом "уровень информатизации государственных структур традиционно ниже, чем в бизнесе - как с точки зрения используемых средств компьютерной техники, программного обеспечения, так и доступа сотрудников к интернету". Это связано с определенной инертностью внутри системы государственного управления, за счет чего одновременно поддерживается и её стабильность. Система государственного управления по своей сути консервативна и осторожно относится к нововведениям, рассматривая их как временную дестабилизацию.

Однако сам  процесс информатизации государственных органов власти не может быть самоцелью, ведь в конечном итоге, эффект от информатизации, от создания таких систем как "электронное правительство", "прозрачный бюджет", "электронный город" должны увидеть в действии и ощутить на собственном примере граждане страны.

Любые процессы при их описании в электронном  виде, при программировании нуждаются  в очень чёткой детализации и  подробном описании. Поэтому, при  намерении создать в городе или  в государстве электронную систему  для взаимодействия с гражданами, органы власти, в первую очередь, сталкиваются с тремя задачами: техническое описание самого процесса взаимодействия, составление полного перечня государственных и муниципальных услуг, подробное описание услуг, которые предоставляются физическим и юридическим лицам, включая сроки, исполнителей, степень ответственности, критерии качества и другие показатели.

В России в 2003-2004-ых гг. сложилась ситуация, когда начало реализации административной реформы  совпало с началом информатизации органов власти и создания систем "электронного правительства" на концептуальном уровне. И именно в это время в публичном пространстве, в документах органов государственной власти появляется такое понятие, как "государственная услуга".

С ноября 2009 г. в тестовом режиме действует федеральный портал по предоставлению государственных услуг (www.gosuslugi.ru), при этом сам процесс регламентации предоставления государственных услуг находится в стадии формирования. Согласно действующим нормативно-правовым документам большую часть функций по отношению к гражданам органы госвласти могут исполнять лишь при наличии оригинальных бумажных документов, заверенных подписью. Мы можем отметить тот факт, что переход к оказанию государственных услуг требует не только уточнения условий их предоставления, но и принципиально нового взгляда на вопросы законодательного обеспечения информационной безопасности, организации электронного документооборота, введения системы электронной подписи.

Именно этих вопросов мы и коснемся в данной работе.

Целью данной курсовой работы является анализ нормативно-правовых оснований для оказания государственных  и муниципальных услуг в электронном  виде и обзор реальной практики в  этой сфере.

Для достижения обозначенной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- провести анализ  понятий "электронное правительство", "государственные услуги", определить  их нормативно-правовой статус  и сферы использования;

- рассмотреть  нормативно-правовую базу, на основании  которой гражданам и организациям могут оказываться государственные и муниципальные услуги в электронном виде;

- составить систематический  обзор практики предоставления  государственных услуг на федеральном  и региональном уровнях, обзор  практики предоставления муниципальных  услуг.

Объектом нашего исследования является система оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Предмет исследования - нормативно-правовая база органов  государственной власти Российской Федерации и органов власти муниципальных  образований, а также интернет-порталы органов государственной власти и муниципальных учреждений, предоставляющих услуги в электронном виде.

В исследовании мы использовали методы экспертных оценок, сравнения, обобщения, теоретического и системного анализа.

 

1. Понятие "электронное правительство" и оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде

1.1 Сущность и  содержание понятий "государственные  услуги", "муниципальные услуги"

В начале нашей  исследовательской работы необходимо определить основные понятия, с которыми мы будем в дальнейшем работать: "электронное правительство" и "государственные услуги".

Оба эти понятия  стали активно использоваться и  появились в документах органов  власти в 2001-2002 гг. с началом реализации административной реформы. Приём понятие "электронное правительства" было дословно переведено с английского "e-government".

В России термин "электронное правительство" впервые  был определен в "Концепции  Формирования в Российской Федерации  электронного правительства до 2010 года", одобренной Правительством РФ в 2004 г.

В документах международных  организаций (Всемирного Банка, ООН, ЕС, Совета Европы) этот термин широко используется с середины 90-х гг. XX века. В это  время логическим переходом от внутренней информатизации органов государственной  власти и информатизации процессов взаимодействия между госструктурами для ряда стран стало создание системы электронного сетевого информационного взаимодействия с гражданами и организациями.

Так в США  и Канаде формируется идея "электронной  демократии" - под ней понимается возможность граждан принять непосредственное участие в государственном управлении. И в современных определениях электронного правительства в законодательных документах разных стран именно эта характеристика является ключевой. "Электронное правительство" подразумевает под собой информационное взаимодействие органов государственной власти с гражданами и организациями посредством использования различных информационно-коммуникационных технологий.

По сути, система  электронного правительства может успешно заменить необходимость посещение государственных учреждений и уменьшить объемы бумажного делопроизводства. Она позволяет раскрыть процедуры и процессы принятия решений органами власти (сделать их "прозрачными" и понятными для граждан), а также раскрыть ответственность конкретных лиц, что является элементом общественного контроля.

Отметим, что  для явления или процесса информатизации органов госвласти, именуемого "электронное  правительства" (далее ЭП), в мировом  сообществе, международных организациях принято использовать несколько общих определений, включающих качественные характеристики этого явления, но целостного понятия не выработано, что, возможно, и не является принципиально значимым.

В Российской Федерации  используется то определение, которое  зафиксировано в Федеральной целевой программе "Электронное правительство 2002-2010" и "Концепции Формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года". Под ЭП понимается "новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов". Однако как показывает международный опыт внедрения проектов ИКТ, проработка и детализация вопроса - "Что такое ЭП и как его строить?" только намечается и будет проясняться по мере продвижения и реализации самих проектов.

Обратимся теперь к рассмотрению понятия "государственная услуга". В нашей стране одним из первых упоминаний термина "государственная услуга" появилось "в Концепции реформирования государственной службы РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 15 августа 2001 г. Далее в Федеральной программе "Реформирование государственной службы РФ (2003 - 2005 годы)", утвержденной Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г., было указано о необходимости достижения качественного уровня исполнения государственными служащими своих должностных обязанностей и оказываемых ими гражданам и организациям государственных услуг".

В 2004 г. В.В. Путин, будучи кандидатом в Президенты, в  выступлении перед доверенными  лицами отметил, что "преобразования, проводимые в системе исполнительной власти, должны привести к тому, что каждый гражданин будет не только знать, но и иметь возможность реально требовать тот уровень и то качество услуг, которые ему обязаны предоставлять конкретные уровни власти".

Важно понимать, что само по себе понятие "государственной услуги" напрямую не связано с "электронным правительством". Просто в России эти понятия появились одновременно и государственные услуги стали рассматриваться, как процедура, реализуемая в том числе и через систему "электронного правительства".

Тем не менее, хочется привести пример Великобритании, Канады или Новой Зеландии. В этих странах с середины 80-х гг. XX в. уделяется особое внимание проблеме модернизации административной системы, направленной на совершенствование государственного управления и укрепления связи с населением.

Совершенствование государственных услуг началось в Великобритании в 1982 г., а спустя 10 лет, в 1991 г. была разработана концепция  Хартии граждан до 2001 г., целью которой  являлось повышение стандартов и  полезности государственных услуг. "В 1999 г. была опубликована Белая книга "Модернизация правительства", в которой были выделены пять приоритетов, связанные с выделением общенациональных интересов и стратегических целей; повышением эффективности государственных услуг; улучшением их качества; использованием информационных технологий; изменением стимулов госслужащих. Смысл преобразований был выражен в лозунге "Сделать жизнь лучше для граждан и бизнеса.

В настоящее  время на рассмотрении в Госдуме  РФ находится проект федерального закона "Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций".

Отметим, что  в России административная реформа  длится с 2003 г., при этом теоретических  публикаций, посвященных так называемым (в официальных документах) государственным услугам, пока крайне мало. В имеющихся работах исследователи рассматривают в большей степени политологические, экономические, социологические и иные вопросы государственных услуг. Крайне редко можно встретить статьи, посвященные методологическим или юридическим аспектам государственных услуг. Анализ публикаций по проблемам государственных услуг показывает, что в рядах ученых нет единого мнения как по нормам законопроекта, так и по терминологии. К примеру, отдельная группа авторов предлагает выделять государственные, публичные, социальные услуги [13].

Указанный выше проект федерального закона "Об общих  принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг  и исполнения государственных (муниципальных) функций" разрабатывается в соответствии с п. 1 "Перечня нормативных правовых актов, направленных на регулирование вопросов предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе вопросов предоставления таких услуг в электронном виде", одобренного протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 8 апреля 2009 г. № 88 (раздел VIII), в рамках реализации "Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг.", одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р (пункт 2.2.2 Плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации на 2006-2010 годы).

Основными целями законопроекта являются повышение  качества предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций, предусматривающих взаимодействие с гражданами или организациями, а также повышение эффективности и результативности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Законопроект  устанавливает требования к процедурам предоставления государственных услуг, их исполнения, а также к порядку  взаимодействия органов власти, предоставляющих  услуги и исполняющих государственные (муниципальные) функции, с гражданами и организациями, в том числе в электронном виде [10].

Законопроектом  также вводятся определения понятиям "государственная (муниципальная) услуга", "государственная (муниципальная) (функция)", "заявители", "запрос", "административный регламент", "стандарт предоставления государственной (муниципальной) услуги, исполнения государственной (муниципальной) функции", "многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", "предоставление государственных (муниципальных) услуг, исполнение государственных (муниципальных) функций в электронном виде" [10].

Из принципиальных нововведений законопроекта можно  выделить запрет для органов, предоставляющих  услуги, требовать от заявителя:

· любую информацию, которая уже находится или должна находиться в распоряжении данных органов и организаций в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и положениями (уставами);

· осуществления  самостоятельных действий, в том  числе согласований, необходимых  для получения государственных (муниципальных) услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации.

Информация о работе Нормативно-правовые основы для оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде