Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ нормативно-правовых оснований для оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде и обзор реальной практики в этой сфере.
Для достижения обозначенной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ понятий "электронное правительство", "государственные услуги", определить их нормативно-правовой статус и сферы использования;
- рассмотреть нормативно-правовую базу, на основании которой гражданам и организациям могут оказываться государственные и муниципальные услуги в электронном виде;
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие "электронное правительство" и оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде
1.1 Сущность и содержание понятий "государственные услуги", "муниципальные услуги"
1.2 Стратегические цели, задачи и механизмы предоставления государственных услуг в электронном виде
2. Особенности оказания государственных услуг в электронном виде и их законодательное сопровождение
2.1 Типологизация государственных услуг
2.2 Функциональные особенности государственных порталов по предоставлению государственных услуг
2.3 Оценка уровня востребованности электронных услуг населением
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
электронный правительство муниципальный государство
То есть, при
оказании услуг в электронном
виде задействованные в них
В этом разделе курсовой работы мы дали определение такой форме организации деятельности органов государственной власти, как "электронное правительство", приведя описания, используемые на международном уровне и в нормативно-правовых актах Российской Федерации.
Потребность в создании электронного правительства возникла в связи с запросом общества на практическое использование всех возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями, прежде всего в интересах рядовых граждан, а также малого и среднего бизнеса. Практически одновременно с понятием "электронное правительство" в России появилось понятие "государственная услуга". В настоящий момент нет законодательного определения для данного понятия, его ориентировочное определение можно найти в проекте федерального закона "Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций".
1.2 Стратегические
цели, задачи и механизмы
Оценивая состояние информатизации государственного управления в Российской Федерации, как правило, говорят о том, что пройден уровень первичной компьютеризации и автоматизации рабочих мест. С начала действия ФЦП "Электронная Россия" начался процесс внедрения программного обеспечения, позволяющего использовать возможности ЭВМ на гораздо более высоком уровне - от формирования отчетности до анализа и реального воздействия на внутриведомственное управление.
С принятием новой редакции Концепции административной реформы и Концепции электронного правительства (2007-2008 гг.) начинается качественно новый этап, основной задачей которого является создание единой информационной среды межведомственного взаимодействия. Основными условиями ее создания являются:
· организация межведомственного электронного взаимодействия,
· повышение информационной открытости;
· создание возможностей для взаимодействия через Интернет;
· уменьшение затрат времени и средств, которые граждане и организации несут в связи с общением с государственными структурами.
Решение этих взаимообусловленных задач и должно в конечном итоге привести к созданию электронного правительства.
Таким образом, электронное правительство - это качественное и оперативное предоставление заявителям услуг и информации о своей деятельности органами государственной власти за счет широкого применения новых информационных технологий.
При введении понятия "электронное правительство" возникает и понятие "государственные услуги" и это обусловлено следующей логикой: органы государственной власти всех уровней создаются для исполнения конкретных функций, призванных улучшить жизнь населения. Для этого они и наделяются определенными полномочиями. Важнейшей функцией органа власти является предоставление определенного набора услуг, пользователями которых выступают граждане и юридические лица. Но, для того, чтобы предоставлять такие услуги необходимо создавать технологические и нормативные условия не только для заявителей, но и для самих органов власти.
Таким образом - основным содержанием электронного правительства является достижение высокого качества предоставления услуг через создание режима комфортности при их получении. Из чего складывается такая комфортность? Из двух составляющих:
1. Из возможности получить услугу по принципу "одного окна", особенно если это так называемая "мультиуслуга", предоставление которой зависит от слаженного, согласованного а потому, регламентированного взаимодействия нескольких ведомств;
2. Из оперативности ее предоставления. Достигнуть такого уровня можно только через внедрение информационных технологий.
Мы предполагаем,
что для достижения высокого уровня
предоставления государственных услуг,
как важнейшей миссии исполнительной
власти, необходима синхронизация этапов
и темпов административной реформы
и информационно-
Сегодня практически
отсутствуют государственные
Постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 478 установлена система информирования граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием сети Интернет. Основные положения, регулирующие эту систему, содержатся в двух документах.
Первый из них
- одобренная Постановлением "Концепция
единой системы информационно-
Второй документ
- утвержденные Постановлением "Правила
размещения в федеральных государственных
информационных системах "Сводный
реестр государственных и
Осенью 2009 г. распоряжением Правительством был утвержден план перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти.
В плане выделяется пять основных этапов. Пошаговая реализация каждого из этапа будет создавать инструменты и механизмы для следующего шага.
I этап - завершение
размещения информации о
II этап - завершение
размещения на едином портале
государственных и
III этап - обеспечение
возможности для заявителей в
целях получения
IV этап - обеспечение
возможности для заявителей
V этап - обеспечение
возможности получения
Завершение пятого этапа, согласно Плану, отличается для разных типов услуг - от декабря 2011 до декабря 2014 года.
Методическое обеспечение перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде осуществляется Минкомсвязью России и Минэкономразвития России.
Подводя итоги первой главы, важно отметить, что вопрос о предоставлении государственных услуг в электронном виде хорошо проработан на концептуальном уровне, имеется соответствующая нормативно-правовая база: концепции, планы Правительства и отдельных ведомств.
2. Особенности
оказания государственных
2.1 Типологизация государственных услуг
Специалисты, которые
разрабатывают и внедряют сложные
электронные государственные
В этой главе мы рассмотрим так называемые государственные услуги и стандарты, которые можно назвать стандартами властных административных услуг. Кроме того, коснемся и административных регламентов, так как "только с методической точки зрения можно разграничить понятия "административные услуги" и "административные функции" федеральных органов исполнительной власти при предоставлении государственных услуг".
В литературе указывается, что исполнительная государственная власть состоит из федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и региональных органов исполнительной власти (РОИВ) субъектов РФ. Кроме того, к исполнительной власти в РФ относятся органы местного самоуправления (ОМС). Таким образом, то, что называется "государственная услуга", подходит для ФОИВ или РОИВ, но не может подойти для услуг, предоставляемых органами местного самоуправления.
Мы предполагаем, что можно назвать услуги, предоставляемые гражданам органами местного самоуправления услугами исполнительной власти или властными услугами. Здесь существенным добавлением является то, что "кроме административных услуг во властные услуги входят и общественные, социальные, медицинские, образовательные, услуги ЖКХ и т.д. Административная реформа в первую очередь касается всех административных функций всех видов власти и всех ее уровней".
Среди этих функций есть одна уникальная - услуги. С административными услугами администрации всех видов и всех уровней власти до 2008 г. никогда не имели дела. Ранее эти администрации осуществляли в основном контролирующие, надзирающие, правоохранительные функции, а теперь они должны заниматься и правообеспечением граждан и бизнеса.
Фактически, складывается такая ситуация. Гражданин или представитель юридического лица может требовать, чтобы ему предоставили административные (правообеспечивающие) услуги в полном объеме и качественно в соответствии с их конституционными правами и законными интересами. А как можно проверить, что услуги соответствуют требованиям, если нет стандарта на административную услугу? Никак.
Поэтому с 2008 г. Правительством РФ была начата работа по созданию регламент услуг (своеобразная аналогия стандарта услуги), но регламент определяет только внутренние операции при выполнении администрацией исполнительной власти своих функций.
Конечно, данные работы необходимы, для начала создания системы предоставления государственных услуг, однако есть существенный стратегический момент, который в будущем может сказаться отрицательно на системе. Если исполнительная власть решить передать всю или часть этой функции бюджетному учреждению, коммерческой структуре или предпринимателю, то тогда административный регламент на государственную (властную) административную услугу для данных субъектов действовать не будет. "Необходимо будет разрабатывать уже не административные регламенты на конкретную функцию конкретных органов исполнительной власти, а универсальный стандарт конкретной властной административной услуги, которым могут пользоваться любые публичные услугодатели".
Почему может возникнуть потребность передачи государственных услуг другим субъектам? В мировом сообществе уже есть примеры - если государство предоставляет некую услугу, комплекс услуг, который не является государственной тайной, не связан с вопросом государственной безопасности, при этом не является для государства прибыльным, то такие госуслуги могут быть оказаны другими субъектами (юридическими лицами). Приведем пример Австралии. В этой стране процесс разработки проекта "электронного правительства" привел к осознанию того факта, что "государству не обязательно предоставлять все услуги своими силами - иногда хорошим вариантом может стать передача функций сторонним фирмам, т. е. аутсорсинг государственных услуг".
В австралийской онлайновой службе занятости (www.jobsearch.gov.au) работает мощная поисковая система по вакансиям, информация о профессиях, анализы и прогнозы относительно рынка труда, сведения об обучении и данные об условиях трудоустройства. Этот веб-узел за полгода оказал воздействие промышленность страны в целом: предприятия охотно регистрировались на нем и служба превратилась для них в главное средство поиска сотрудников. Ежегодная экономия от такой электронной работы, которая раньше требовала только бюджетного финансирования, а теперь реализуется с привлечением бизнеса, составляет почти 900 миллионов долларов.