Нормативно-правовые основы для оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ нормативно-правовых оснований для оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде и обзор реальной практики в этой сфере.
Для достижения обозначенной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ понятий "электронное правительство", "государственные услуги", определить их нормативно-правовой статус и сферы использования;
- рассмотреть нормативно-правовую базу, на основании которой гражданам и организациям могут оказываться государственные и муниципальные услуги в электронном виде;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие "электронное правительство" и оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде
1.1 Сущность и содержание понятий "государственные услуги", "муниципальные услуги"
1.2 Стратегические цели, задачи и механизмы предоставления государственных услуг в электронном виде
2. Особенности оказания государственных услуг в электронном виде и их законодательное сопровождение
2.1 Типологизация государственных услуг
2.2 Функциональные особенности государственных порталов по предоставлению государственных услуг
2.3 Оценка уровня востребованности электронных услуг населением
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
электронный правительство муниципальный государство

Вложенные файлы: 1 файл

Электронное правительство.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Внедрение этой системы предполагает в идеале создание и выпуск электронных идентификационных карт, своего рода "электронный паспорт гражданина", в которые вшиты различные данные: реквизиты паспорта гражданина, загранпаспорта, ИНН, медстраховки, пенсионного свидетельства, биометрических данных, банковских реквизитов, ОСАГО, водительских прав, цифровой подписи и пр. Сегодня имеются примеры частичного внедрения элементов такой системы в Татарстане и Башкортостане, Москве и Санкт-Петербурге. Но, при этом, важнейшей проблемой при отсутствии единой среды информационного взаимодействия между органами власти разного уровня, остается невозможность применения таких карт в других регионах.

Никаких рекомендаций федерального уровня по созданию такой  инфраструктуры в Российской Федерации  пока нет, кроме информации о планируемом решении "вшить" в действующие социальные карты страховые полисы.

Есть три системные  задачи при внедрении электронных  карт граждан.

Во-первых, создать  или приобрести такие карты. Во-вторых, в каждом населенном пункте поставить оборудование, читающее данные карты (инфоматы и инфокиоски, наподобие тех, что уже установлены для оплаты услуг связи). В-третьих, обеспечить телекоммуникационную связь оборудования на местах с центральным узлом. Последнее сделать не так просто, так как среди российских регионов только в Москве, Санкт-Петербурге пользователями интернета является приблизительно 60%, а эта уже такая неплохая цифра, она близка к усреднённым цифрам Европы и мира, а для большинства других регионов (за некоторыми исключениями, конечно) этот показатель составляет около 15-23% [31].

Следующий элемент  инфраструктуры электронного правительства - система межведомственного электронного взаимодействия, используемая для оказания услуг. Является ключевым элементом  предоставления государственных услуг в электронном виде.

2.3 Оценка уровня  востребованности электронных услуг  населением

Основной и  единственной целевой группой, получателями государственных услуг, являются физические и юридические лица, в большей  степени - население Российской Федерации, в меньшей степени - иностранные граждане и организации.

Таким образом, необходимо иметь представлением об отношении граждан к процессам  информатизации органов государственной  власти, к процессу внедрения государственных  услуг, предоставляемых в электронном виде. Директор Департамента информационных технологий и связи Правительства Российской Федерации Константин Носков отметил, что электронное правительство - это не только информационные технологии, "это новый тип управления государством, новый тип взаимодействия государства и граждан". По его мнению, перед государством стоит задача формировать у граждан спрос на получение госуслуг именно в электронном виде.

В определении  понятия "электронное правительство" есть словосочетание, которое у внимательного читателя, наверняка вызовет вопрос: "Государственные услуги - а что это такое?". И вопрос абсолютно логичный. Внедрение ИКТ-систем, которое является технологией для реализации проектов "электронного правительства", влияет на оперативность и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг. То есть, по качественному уровню предоставления государственных услуг мы можем оценивать и реализацию проекта "электронное правительство".

Оказание государственных  электронных услуг гражданам может рассматриваться как одна из форм реализации демократии. В российской "Концепции Формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года" определение электронного правительства также поддерживает идею "сервисного" государства, оказывающего услуги населению.

Несмотря на очевидный прогресс в этой области, объемы оказание online-услуг электронным  правительством являются и сегодня  проблемой для органов власти большинства стран мира. Так, по данным исследования 2007 гг., охватывающего 2318 сайтов органов государственной власти из 195 стран, только около 22% сайтов предлагает услуги, которые полностью реализуются в сетевой среде. В 2005 году таких сайтов было 18%, в 2003 г. - 14%.

Примечательно, что наибольшие успехи были достигнуты там, где новые методы работы с клиентами сочетались с коренной перестройкой внутренних процессов. Информационные технологии не просто обеспечили автоматизацию -- они способствовали созданию новой инфраструктуры, которая расширяла границы и масштабы деятельности.

В России уже  появились публикации журналистов  и статьи аналитиков, в которых  отмечаются многочисленные недостатки государственных услуг. В частности, общественность сомневается в высоком  качестве государственных услуг, а  также отмечается, что локальные технологии сложных государственных услуг не увязаны не только информационно, но и организационно, что не позволит полностью реализовать идеологию одного окна.

Каково же отношение  населения к "электронному правительству"? 25 января 2010 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, знают ли россияне о том, что в скором времени часть государственных услуг будет доступна через Интернет, как оценивают это нововведение и какой способ обращения в органы государственной власти - традиционный (личный) или электронный - предпочтут.

Ниже мы приведем несколько, наиболее интересных выводов, сделанных работниками ВЦИОМа.

"Две трети  россиян информированы о том,  что в текущем году часть  государственных услуг будут  доступны через Интернет (67%): 22% хорошо известно, 45% что-то слышали об этом. Наибольшая осведомленность зафиксирована среди жителей крупных и средних городов (71-75%), а также 25-59-летних респондентов (71-73%). Впрочем, четверть наших сограждан впервые услышала об этом нововведении в ходе опроса (25%). Не информированы, как правило, селяне (32%), молодежь 18-24-лет и пожилые россияне (30 и 36% соответственно).

По мнению соотечественников, это нововведение наиболее позитивно  скажется на таком факторе, как доступность  государственных услуг - 54% опрошенных полагают, что она повысится. Относительное большинство россиян также уверено в том, что эта мера будет способствовать эффективной работе чиновников (45%), повышению прозрачности работы органов власти (43%) и обеспечению общественного контроля над их деятельностью (41%). Наиболее скептически наши сограждане оценивают возможности этого нововведения в части влияния на уровень коррупции во власти: большая часть респондентов полагает, что он не изменится (42%).

Подавляющее большинство наших сограждан не имеет опыт обращения в органы власти за необходимыми документами и информацией через Интернет (90%). Лишь 8% уже пробовали получать необходимые услуги онлайн. Больше всего таких респондентов среди 25-34-летних и высокообразованных россиян (11 и 13% соответственно).

Каждый четвертый  россиянин выбирает электронное  обращение в органы власти (25%). В  первую очередь, это 18-24-летние респонденты (42%), москвичи и петербуржцы (44%). Тем  не менее, традиционное личное обращение  в органы власти пока остается для россиян наиболее приемлемым (его предпочитают 42%). Консервативной позиции придерживаются, главным образом, пожилые сограждане (60%) и селяне (48%).

В то время, как 42% россиян, уже обращавшихся в органы власти через Интернет, предпочитают именно этот способ, такая же доля опрошенных, не имеющих подобного опыта, выбирает традиционное личное обращение в органы власти".

Опрос ВЦИОМ  был проведён 26-27 декабря 2010 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах  в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность, по расчётам самого ВЦИОМ, не превышает 3,4%. В Приложении 1 можно более подробно ознакомиться с результатами опроса.

Подведём итоги  второй главы нашей работы.

Понятие "государственная  услуга" в настоящий момент не закреплено на уровне федерального законодательства, однако имеются соответствующие проекты законов. Тем не менее это понятие подходит как для федеральных органов исполнительной власти, так и для региональных, но не может подойти для услуг, предоставляемых органами местного самоуправления, потому что фактически, согласно законодательству РФ, органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти.

В первом параграфе  мы предположили, что можно назвать  услуги, предоставляемые гражданам органами местного самоуправления услугами исполнительной власти или властными услугами. Здесь существенным добавлением является то, что "кроме административных услуг во властные услуги входят и общественные, социальные, медицинские, образовательные, услуги ЖКХ и т.д. Основание для такого предположения является Концепция административной реформы, согласно которой реформа касается всех административных функций всех видов власти и всех ее уровней.

Точку зрения самих  органов власти на вопрос о делении  услуг по уровням власти хорошо отразил глава Минкомсвязи на межведомтсвенном совещании 11 марта 2010 г.: "Мы должны постоянно помнить, что деление услуг на "федеральные", "региональные" и "муниципальные" для граждан России очень условно" - в нашей стране нет "федеральных", "региональных" или "муниципальных" граждан". В глазах россиян за создание электронного правительства несут ответственность в равной степени все уровни власти. Именно поэтому так важно активное участие региональных властей в создании целостного электронного правительства, в том числе при разработке электронных услуг".

В первом параграфе  главы мы также представили возможную  классификацию властных услуг относительно их компонентов, которая и легла  в основу Единого Федерального портала  по предоставлению государственных услуг www.gosuslugi.ru, а также провели обзор нормативно-правовых документов в сфере регулирования "электронного правительства" и предоставления государственных услуг.

15 декабря 2009 года единый федеральный оператор  электронного правительства "Ростелеком" открыл Портал государственных услуг Российской Федерации, а распоряжением Правительства РФ № 1555 от 17 октября 2009 года для федеральных ОГВ установлены 5 этапов и сроки работы с порталом госуслуг от размещения справочной информации до предоставления услуг в электронном виде.

Очевидно, что  система предоставления государственных  услуг в настоящий момент находится  стадии формирования.

В обществе инициатива органов государственной власти, в целом, находит одобрение, о  чём свидетельствуют результаты всероссийского опроса населения ВЦИОМ. Однако часть конкретных вопросов по реализации инициативы (организация выдачи электронных карт граждан, более прозрачная система управления бюджетными средствами) подвергаются скептической оценки со стороны общественности, т.к. подобные работы требуют от государства крупных инвестиций в техническое оснащение качества и доступности телекоммуникаций.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данного  исследования мы провели анализ нормативно-правовых оснований для оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде и обзор реальной практики в этой сфере.

В первой главе  работы мы провели анализ понятий "электронное  правительство", "государственные  услуги", определили их нормативно-правовой статус и сферы использования.

В Российской Федерации для понятия "электронное правительство" используется то определение, которое зафиксировано в Федеральной целевой программе "Электронное правительство 2002-2010" и "Концепции Формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года". Под ЭП понимается "новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов"

В настоящее  время на рассмотрении в Госдуме  РФ находится проект федерального закона "Об общих принципах организации  предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций". С принятием этого законопроекта система по предоставлению государственных и муниципальных услуг на всей территории России может стремиться к определенному единообразию и стандартизации качества предоставления тех или иных услуг.

В указанном  законопроекте будут даны определения  понятиям "государственная (муниципальная) услуга", "государственная (муниципальная) (функция)", "заявители", "запрос", "административный регламент", "стандарт предоставления государственной (муниципальной) услуги, исполнения государственной (муниципальной) функции", "многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", "предоставление государственных (муниципальных) услуг, исполнение государственных (муниципальных) функций в электронном виде".

Во второй главе  рассмотрели более подробно нормативно-правовую базу, на основании которой гражданам  и организациям могут оказываться  государственные и муниципальные  услуги в электронном виде;

Также во второй главе мы представили возможную  классификацию государственных  электронных услуг.

Исходной точкой в классификации  должны быть властные услуги, которые  могут быть предоставлены государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и иными субъектами. В свою очередь государственные органы исполнительной власти (ГОИВ) делятся на ФОИВ и РОИВ. Таким образом, властные услуги могут быть государственными федеральными и государственными региональными властными услугами, муниципальными властными услугами и властными услугами, предоставляемыми иными субъектами. Исполнительная власть в рамках властных услуг не только обязана предоставлять административные (правообеспечивающие) услуги, но и должна брать на себя часть общественных услуг, так как общественные организации в России еще очень слабы и традиционно в СССР общественные услуги под названием "социальные" оказывались государственными предприятиями и учреждениями.

В настоящий момент государство  взяло курс на переход к предоставлению организациям и населению услуг на основе электронного взаимодействия государственных и муниципальных информационных систем. Вопросы построения таких систем регулируются рядом нормативно-правовых актов. Сегодня остро назрела необходимость приведения нормативно-правовой базы в соответствие с современными потребностями электронного документооборота и оказания электронных госуслуг, так как законодательство, разрабатываемое до 2004-2005 гг. практически не учитывала возможность документооборота без использования бумажных копий документов.

Информация о работе Нормативно-правовые основы для оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде