Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 13:19, курсовая работа
Понятие "средний класс", его функции и роль в российской экономике. Научный и практический интерес к проблеме среднего класса, процесс формирования и развития его. Основные предлагаемые различными исследователями стратификационные критерии:
материальное благосостояние (материальный статус), владение средствами производства (капиталом), профессионально-должностной (социально-профессиональный) статус, политический статус, потенциал социальной мобильности, статусность образа (стиля) жизни, социальный престиж. Наиболее очевидные сферы сосредоточения среднего класса в России:
массовая интеллигенция (нижние средние уровни - недостаточно устойчивы в финансовом отношении);
бюрократы (в массе – средний и нижний уровни);
сотрудники крупных компаний (верхний средний и средний уровни);
малый и средний бизнес в торговле и услугах (средний уровень с большим иммигрантским компонентом);
малый и средний производственный (инновационный) бизнес (с большими потерями в пользу эмиграции).
Введение: 3
Теоретико-методологические проблемы идентификации среднего класса 5
Средний класс в социологическом измерении 14
Выводы. Подведение итогов 26
Заключение 30
Список литературы. 31
Оглавление
Введение: 3
Теоретико-методологические проблемы идентификации среднего класса 5
Средний класс в социологическом измерении 14
Выводы. Подведение итогов 26
Заключение 30
Список литературы. 31
Процесс формирования и развития среднего класса относится к числу базовых социальных процессов в трансформационных экономиках. В начале экономических реформ предполагалось, что они приведут к рождению масштабного среднего класса - экономически самостоятельного социального субъекта, способного эффективно выполнять традиционные для него функции – инвестировать российскую экономику, играть роль основного налогоплательщика, выступать в качестве стабилизатора общественно-политических процессов. Факт формирования среднего класса можно было бы рассматривать в качестве важного критерия эффективности реформ, свидетельствующего о прочности всей системы экономических, социальных и политических институтов.
Впервые понятие «средние слои» применительно к обществу использовал ещё Аристотель, который утверждал, что чем больше будет эта средняя часть общества, тем стабильнее будет и само общество.
В начале XX века к среднему классу относили мелких предпринимателей. Но затем в развитых странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наемного труда, которых также стали относить к среднему классу. Нет единых критериев выделения среднего класса. Обычно в качестве основных объективных критериев называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду. Кроме этих объективных критериев большую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения как представителя «социальной середины».
Научный и практический интерес к проблеме среднего класса резко возрос в начале 1998 г. Действительно, ход и результаты экономического развития в 1996-97 гг. давали основания полагать, что формирование среднего класса в России идет достаточно успешно. Несмотря на рост напряженности на рынке труда, формирование феномена задолженности по денежным выплатам населению, кризис бюджетной и пенсионной сфер, достаточно отчетливо проявили себя и позитивные тенденции - оживление на потребительском рынке, рост платежеспособного спроса со стороны населения, увеличение объема сбережений, реструктуризация потребления в пользу снижения доли расходов на питание в общей структуре потребительских расходов, что являлось косвенным свидетельством существования и развития российского среднего класса. Финансовый кризис августа 1998 г. не мог не осложнить экономическое положение слоев населения, которые могут быть отнесены к среднему классу. Общественная тональность в отношении его судьбы резко изменилась – от мажорно-бравурных деклараций о формировании устойчивого среднего класса в начале 1998 г. до столь же поспешной тризны по поводу его кончины в конце того же года. В этой связи большинство существующих исследований по проблемам среднего класса заражены различного рода идеологами. Проблема в значительной мере осложняется тем, что в течение длительного периода в России проблемы социальной стратификации вообще и понятие “средний класс” как ее элемент практически игнорировались общественными науками. Хотя термин “средний класс” в настоящее время прочно вошел и в общественное сознание, и в научный оборот, эта категория длительное время использовалась как публицистический термин и не имела ни научного описания, ни методологии исследования. Еще менее ясными являются количественные оценки размера и структуры среднего класса. Представления о границах и составе этого слоя существенно варьируются – различные исследователи оценивают их от 15 до 60-70% населения страны.
Средний класс — это массовый и мощный потребитель, в первую очередь, услуг. Возьмем, например, те услуги, необходимость в которые испытывает любая семья на различных этапах жизненного цикла — это уход за детьми и пожилыми, то есть рынок социальных услуг. Обследования НИСП, проведенные в 2004 и в 2007 годах, позволили оценить денежные и трудовые нагрузки населения по поддержанию детей и пожилых на разных этапах демографического цикла. Оказалось, что абсолютно большая часть этих нагрузок приходится на трудоспособные возраста 40—55 лет. Это означает, что трудоспособное население, население в возрасте экономической активности одинаково поддерживает детей и стариков. Это в принципе логично. Но одновременно это означает и то, лицам этих возрастов не на что опереться в системе социальных институтов, производящих услуги по уходу за нетрудоспособными членами их семей.
Демографический оптимизм
Социальная структура российского
общества под воздействием экономических
реформ изменяется и характеризуется
крайней неустойчивостью: идет активный
процесс размывания социальных групп,
сложившихся к моменту начала реформ,
и одновременно происходит становление
ряда новых общественных страт. Основным
условием преодоления кризиса переходного
периода является выработка населением
успешных моделей социально-экономического
поведения, основанных на личностных,
материальных и профессионально-
Наличие и большой удельный вес среднего класса в системе социальной стратификации является одним из существенных признаков развитого цивилизованного общества. В современных развитых обществах социальную структуру схематически можно представить в виде эллипса, верхнюю и нижнюю части которого образуют, соответственно, элита и бедные слои, а промежуточную, значительно превосходящую их по численности, - средний класс. В таких обществах средний класс является основным творцом экономического процесса, гарантом социальной и политической стабильности, проводником вертикальной мобильности. Его отличительные черты - высокий образовательный уровень и профессионализм, социальная и экономическая активность, наличие материальных активов, способных демпфировать последствия экономической нестабильности и помочь пережить период реструктуризации бизнеса и занятости.
Другой тип социальной структуры может быть представлен в виде пирамиды, верхушку которой образуют олигархические элиты, а основание - бедные и беднейшие слои. Если продолжить геометрическую аналогию, то в советский период социальная пирамида опиралась на устойчивое основание - рабочих и крестьян. В ходе реформ она была перевернута, тем самым, превратившись в неустойчивую конфигурацию. Перевернется пирамида или примет форму эллипса - это ключевой момент проистекающей социальной трансформации. В свете сказанного возникающее время от времени повышенное внимание к проблемам формирования российского среднего класса со стороны властных структур оправдано. Однако этот периодически возникающий интерес, к сожалению, не превратился в целенаправленные и систематические усилия по поддержке формирующегося среднего класса.
Так что же такое средний класс? В научном плане можно выделить три доминирующих подхода к его определению.
Первый подход – это монетарный метод, в котором границы и масштабы среднего класса опираются на категорию денежного дохода и, в лучшем случае, на категорию материальных активов. Есть другой подход, который восходит к традиции определения среднего класса и вырастает из классической социологии, ещё из теории Вебера, - это подход, связанный с определением социально-профессионального статуса индивидуума. И, наконец, так называемый само идентификационный, субъективный подход – это самооценка человека, его самоощущение, то есть к какой социальной страте, к какой социальной группе, он сам себя относит.
Цепочка такова: хорошее образование, означающее высокую квалификацию и конкурентоспособность на рынке труда, приводит людей на эффективный сегмент этого рынка, обеспечивает им доступ к хорошо оплачиваемому рабочему месту, дает достойную заработную плату, формирует общий относительно высокий уровень дохода и в итоге приводит к относительно высокой самооценке. Вот почему антагонизма между подходами не существует, и на Западе средний класс часто определяется по уровню душевного дохода.
Российская проблема - не в среднем классе, а в той группе, которая, можно сказать, зависла между «молотом и наковальней», то есть, расположена между средним и низшим классом. Это группа, которую мы можем назвать «класс ниже среднего», «уже не низшие, еще не средние». И эта группа составляет абсолютное большинство – около 70 %. Она тоже неоднородна, прежде всего, с точки зрения потенциала и перспектив присоединения к среднему классу. Значительная часть (около половины) этой группы больше похожа на бедных, и тем самым при негативных поворотах событий, скорее, присоединится к низшим слоям. Другая половина обладает большим числом признаков среднего класса, но ей явно не хватает некоторых материальных и нематериальных ресурсов для того, чтобы войти в полноценный средний класс уже сегодня.
Обратимся к показателям дифференциации доходов населения. Если проанализировать динамику доходов по различным доходным группам населения, то верхняя 20-процентная квинтильная группа, которая в нашем случае совпадает с границами среднего класса, резко отрывается от своих преследователей, причем этот отрыв особенно заметен именно на стадии экономического роста. Следовательно, сам средний класс становится богаче, но мы не можем сказать, что его границы расширяются, что к нему присоединяются новые группы.
Другое направление исследований среднего класса связано с попыткой построения системы стратификационных признаков. К этому направлению относятся различного рода многомерные построения стратификационного пространства. Все основные предлагаемые различными исследователями стратификационные критерии могут быть сведены в единую таблицу.
Группы критериев |
Критерии |
Некоторые возможные шкалы |
(материальный статус) |
Текущий доход |
|
|
Предприятия,
фирмы с наемной рабочей силой, товарные
фермы и пр.: полная собственность или
участие в собственности во всех формах,
включая простые акции и другие “голосующие”
ценные бумаги |
Наличие/отсутствие |
|
Управленческий статус |
Исполнитель/руководитель того или иного уровня |
Образование, квалификация |
Кол-во лет обучения | |
Уровень сложности профессиональной деятельности |
Занятость физическим/умственным трудом. Различные типы автономий труда | |
Сектор Экономики |
Гос./частный | |
|
Степень влияния на принятие решений органами государственной власти различных уровней и органами местного самоуправления |
Экспертные оценки влияния слоя в целом, подгрупп и индивидов. |
|
Возможности восходящей и нисходящей мобильности у представителей группы (слоя) |
Фактическая
мобильность |
|
Статусные аспекты
образа и качества жизни |
Экспертные оценки |
|
Социальный престиж группы в целом, отдельных подгрупп, аспектов профессиональной деятельности и стиля жизни. |
Эволюция представлений о среднем классе наложила отпечаток на методику его идентификации и сделала одни стратификационные критерии “более равными, чем другие”. Такими “первыми среди равных” являются показатели материального благосостояния и профессионально-должностной статус. Применение то одного, то другого критерия в качестве основного идентификатора среднего класса дает порой крайне противоречивые результаты, вносящие путаницу в определение численности и состава среднего класса. Основной причиной несовпадения социальных объектов, выделенных либо на основании критерия материальной обеспеченности, либо социального статуса, является широкомасштабная иллегальная деятельность, проявляющаяся, прежде всего, через неформальную занятость, которой по различным оценкам охвачено до 20% трудоспособного населения.
Смысложизненные ценности представителей различных слоёв, в % опрошенных слоёв.
Таблица 2
Ценности |
Верхний слой СК |
Средний слой СК |
Нижний слой СК |
Бедные |
В своей жизни человек должен стремиться к тому, чтобы у него была спокойная совесть и душевная гармония |
70,5 |
89,4 |
92,8 |
96,1 |
В жизни главное – хорошие семейные и дружеские отношения |
71,6 |
88,7 |
90,8 |
92,9 |
Главное – это инициатива, предприимчивость, поиск нового в работе и в жизни, даже если оказываешься в меньшинстве |
84,2 |
74,7 |
62,3 |
59,1 |
Свобода – это возможность быть самому себе хозяином |
74,0 |
77,6 |
70,5 |
68,8 |
Свобода – то, без чего жизнь человека теряет смысл |
63,5 |
60,2 |
56,8 |
61,6 |
Только на интересную работу можно потратить большую часть жизни |
49,5 |
55,1 |
54,4 |
53,6 |
Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить как все |
68,8 |
52,9 |
38,0 |
42,2 |
Жить как все лучше, чем выделяться среди других |
31,2 |
47,1 |
62,0 |
57,8 |
Главное в работе – это сколько за неё платят |
50,5 |
44,9 |
45,6 |
46,4 |
Главное в жизни – материальное благополучие, а свобода второстепенна |
36,5 |
39,8 |
43,2 |
38,4 |
Главное - это уважение к сложившимся обычаям, традициям |
15,8 |
25,3 |
37,7 |
40,9 |
Свобода человека реализуется в его политических правах и свободах |
26,0 |
22,4 |
29,5 |
31,2 |
В жизни главное – общественное признание и успех |
28,4 |
11,3 |
9,2 |
7,1 |
В своей жизни человек должен стремиться к тому, чтобы у него был доступ к власти |
29,5 |
10,6 |
7,2 |
3,9 |
Информация о работе Образование среднего класса в России: экономические и институциональные аспекты