Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 13:19, курсовая работа
Понятие "средний класс", его функции и роль в российской экономике. Научный и практический интерес к проблеме среднего класса, процесс формирования и развития его. Основные предлагаемые различными исследователями стратификационные критерии:
материальное благосостояние (материальный статус), владение средствами производства (капиталом), профессионально-должностной (социально-профессиональный) статус, политический статус, потенциал социальной мобильности, статусность образа (стиля) жизни, социальный престиж. Наиболее очевидные сферы сосредоточения среднего класса в России:
массовая интеллигенция (нижние средние уровни - недостаточно устойчивы в финансовом отношении);
бюрократы (в массе – средний и нижний уровни);
сотрудники крупных компаний (верхний средний и средний уровни);
малый и средний бизнес в торговле и услугах (средний уровень с большим иммигрантским компонентом);
малый и средний производственный (инновационный) бизнес (с большими потерями в пользу эмиграции).
Введение: 3
Теоретико-методологические проблемы идентификации среднего класса 5
Средний класс в социологическом измерении 14
Выводы. Подведение итогов 26
Заключение 30
Список литературы. 31
В итоге не менее
трех четвертей малых
В этой связи важнейшей задачей становится поиск экономических стратегий и социальных технологий, направленных на формирование российского среднего класса, связанных с расширением социальной динамики, сужением масштабов теневой деятельности, выходом средних слоев в рамки легальной экономики. В этом смысле будущая стратегия, как самих средних классов, так и государства как автора и проводника социально-экономических реформ, видимо, может быть описана известной формулой: Clipeum post vulnera sumere
Традиционно отказ
от пользования финансовыми
При этом недоверие финансовым институтам складывается из двух составляющих: с одной стороны, недоверие вызвано незнанием. Уровень пользования финансовыми услугами довольно низкий, поэтому люди вследствие отсутствия личного опыта формируют свое представление об этих институтах из слухов, прессы и других вторичных источников. Поэтому не обходимо финансовое просвещение населения, повышение уровня знаний о финансовом рынке и навыков пользования финансовыми инструментами, а также формирование правильных установок по отношению к собственным финансам, включающих практики ведения бюджета, планирования на длительную перспективу и т.п.
Однако чтобы человек
мог рассчитывать сам на себя
он должен считать правила
игры понятными, прозрачными и
неизменяемыми в угоду
Исследование финансового
поведения среднего класса, на
мой взгляд, должно включать несколько
пластов измерений. Во-первых, необходимо
разработать процедуру оценки
того, в какой степени представители
среднего класса стремятся к
выравниванию потребления и
Наша страна сейчас находится на некой точке, как говорят в науке, бифуркации. Мы прошли, этап начала 2000-х годов. Его можно по-разному оценивать. Но уже очевидно, что наряду с достижениями накопилось и очень много структурных проблем. Причем они очень глубокие, уходят в ценностные ориентиры, в архетипы. Есть реальная Россия, и мы на нее сверху накладываем «демократию», «рыночную экономику», «местное самоуправление», «гражданское общество» и т. д. Что в результате? Пока мы этого не знаем, потому что процессы носят глубинный характер.
Но факт заключается в
том — хотим мы того или
не хотим — что в ближайшие
годы, даже, может быть, месяцы, придется
принимать какие-то
Почему у нас нет выбора,
и почему мы должны на эти
вопросы сейчас ответить? Потому
что если мы сейчас на них
не ответим, то, я думаю, у
России как у сообщества людей,
Богатые люди — им и так хорошо, они космополитичны, свои проблемы решают через административный ресурс. Бедными должно заниматься и государство, и общество. Но судьба остальных 70% населения решит судьбу нашей страны. Сегодня мы начали очень длинный проект по исследованию проблем среднего класса. Мы будем использовать самые разнообразные способы для того, чтобы пойти дальше в этой огромной теме.
Информация о работе Образование среднего класса в России: экономические и институциональные аспекты