Образование среднего класса в России: экономические и институциональные аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Понятие "средний класс", его функции и роль в российской экономике. Научный и практический интерес к проблеме среднего класса, процесс формирования и развития его. Основные предлагаемые различными исследователями стратификационные критерии:
материальное благосостояние (материальный статус), владение средствами производства (капиталом), профессионально-должностной (социально-профессиональный) статус, политический статус, потенциал социальной мобильности, статусность образа (стиля) жизни, социальный престиж. Наиболее очевидные сферы сосредоточения среднего класса в России:
массовая интеллигенция (нижние средние уровни - недостаточно устойчивы в финансовом отношении);
бюрократы (в массе – средний и нижний уровни);
сотрудники крупных компаний (верхний средний и средний уровни);
малый и средний бизнес в торговле и услугах (средний уровень с большим иммигрантским компонентом);
малый и средний производственный (инновационный) бизнес (с большими потерями в пользу эмиграции).

Содержание

Введение: 3
Теоретико-методологические проблемы идентификации среднего класса 5
Средний класс в социологическом измерении 14
Выводы. Подведение итогов 26
Заключение 30
Список литературы. 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа отредактированая.docx

— 114.44 Кб (Скачать файл)

  Путь формирования группы малого производственного и инновационного бизнеса в корне отличается от бизнеса в сфере торговли и услуг. Этот бизнес формировался гораздо дольше и менее стихийно,  часто вокруг крупных предприятий или университетов.  В большей мере он представлен инженерами и бывшими научными сотрудниками научно-технических лабораторий, промышленных предприятий (в том числе оборонных) как разрушенных, так и ныне функционирующих. Можно проследить несколько основных направлений становления бизнеса в этой сфере.

 

  1. Вынужденные предприниматели – бывшие инженеры и сотрудники промышленных и оборонных предприятий,  приостановивших производства в 90-е годы  (либо предприятия продолжали функционировать, но уменьшились доходы за счет сокращения государственных заказов).  Чтобы обеспечить себя и свои семьи,  они либо создавали свои небольшие фирмы,  либо просто работали на себя, выполняя заказы частных предприятий. Среди этих предпринимателей особого внимания заслуживают инженеры, ученые, создавшие свой новый инновационный продукт  (например, усовершенствование полупроводников, лазеров и т.д.)  и сумевшие выгодно его продать. Число таких предпринимателей невелико,  и,  как правило,  их бизнес очень быстро раскручивается  (за 2-3  года до многомиллионных оборотов). За короткое время они могут переместиться из нижнего среднего и среднего в верхний средний класс.
  2. Предприниматели, ведущие бизнес в сфере информационных технологий и связи (мобильные услуги, Интернет-услуги). Этот бизнес по своей сути менее инновационный, так как здесь не создается свой новый продукт,  а лишь перенимаются западные продукты и услуги. По количеству компаний эта группа значительно больше первой. Изначально она также пополнялась засчет физиков и инженеров, программистов – специалистов, которые первыми смогли освоить западные технологии.

 

В секторах финансовых услуг и крупных государственных и частных компаниях имеется определенный уровень сотрудников, они лучше всего чувствуют себя. Специалисты в возрасте 30-40 лет представляют нормальный верхний средний класс даже по западным определениям. Более того, эти люди в значительной мере стали частью мирового рынка. Наши кадры на западных рынках часто превосходят своих конкурентов из Восточной Европы и развитых стран или, во всяком случае, оказались вполне конкурентоспособными. И, наконец, массовая интеллигенция – мы имеем в виду врачей и учителей. Медсестра на западе – это нижний средний класс, как правило, за исключением отдельных специальностей, у нас –  просто средний.  Врачи в массе должны были бы стать средним  классом, но, видимо,  остались в тех 30%, которые лишь имеют на это надежду. 

В России отсутствует четкое понимание  того, что представляет собой средний  класс, а общество, эксперты и руководство  страны зачастую находятся в плену  собственных иллюзий и мифов  на его счет. Десять наиболее распространенных из них необходимо развеять:

  1. Средний класс вовсе не означает средней обеспеченности, так как к нему относятся люди не столько со средним, сколько, скорее, с высоким и стабильным уровнем доходов. К среднему классу относятся граждане, как правило, имеющие доход на члена семьи не менее 30 тыс. рублей в месяц и жилищные условия, характеризуемые наличием в квартире не менее одной комнаты на человека + общая гостиная.
  2. Средний класс — это не только определенный уровень доходов, но и образ жизни, образование и квалификация.
  3. Средний класс не растет сам по себе. Он является результатом происходящих в обществе и экономике изменений.
  4. Средний класс нельзя создать за счет желания власти или государства. Он не результат, а лишь индикатор государственной политики. Если доля среднего класса в стране не увеличивается, значит экономическая и финансовая политика ошибочны.
  5. Экономический рост не обязательно приводит к увеличению среднего класса. Сейчас в России экономический рост привел к сокращению количества бедных, но не увеличил долю и численность среднего класса. Люди, переставшие быть бедными, не влились в него, так как им не хватает образования, квалификации и стабильности.
  6. К среднему классу относят себя люди, которые на самом деле принадлежат, скорее, к высшим стратам общества. Так 73 процентов совладельцев предприятий считают себя представителями среднего класса.
  7. Моделью жизни среднего класса является зарубежная модель жизни не обычного среднего класса, а лишь его верхней части. Однако российские представители ориентируются именно на нее, что создает завышенные требования и ожидания.
  8. Средний класс неоднороден. В стране существует несколько средних классов, представители которых сильно отличаются друг от друга и имеют разные интересы. Сейчас к среднему классу могут принадлежать как чиновники, так и бизнесмены.
  9. Средний класс идеологически и политически неоднороден. Внутри него существуют разные модели поведения, политические предпочтения и идеологии.  Его представители могут поддерживать не только либеральные, но и патриотические, националистические и даже социалистические партии и движения.
  10. Средний класс совершенно не обязательно заинтересован в демократии. Для него сегодня стабильность и прогнозируемость куда важнее свободы и либерализма. В Европе и США средний класс составляет большинство населения, и поэтому демократия полностью отвечает его интересам. В России же средний класс в меньшинстве (от 15 до 20 процентов населения), и абсолютная демократия может стать для него проблемой. Но вот эффективная и справедливая судебная система полностью отвечает требованиям и интересам российского среднего класса, который хочет предсказуемости, ясных и четких правил игры.
      1. Средний класс в терминах самоидентификации

 

Среди наиболее репрезентативных источников информации о самоидентификации  среднего класса следует выделить:

    • мониторинг общественного мнения, проводимый ВЦИОМом;
    • блок вопросов, направленных на исследование оснований самоидентификации, включенный в базу данных RLMS;
    • локальное исследование Института социально-экономических проблем народонаселения РАН (ИСЭПН) “Адаптация и идентичность”  (далее ИСЭПН-лок);
    • исследование Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП) “Средний класс в России” (1999 г.)

Таблица 3: Самооценка материального положения респондентов

Положение в настоящее время

Верхний слой среднего класса

Средний слой среднего класса

Нижний слой среднего класса

Бедные

Значительно лучше, чем у окружающих

        45,8

           7,7

        0,8

        1,3

Несколько лучше

       39,6

         49,0

         20,9

        9,7

Такое же

       12,5

         39,2

         58,9

       42,2

Несколько хуже

        1,1

          4,0

         17,1

       34,5

Значительно хуже, чем у окружающих

        1,0

          0,1

          2,3

       12,3


   Согласно теоретико-методологическим  подходам к идентификации среднего  класса, он может быть описан  некоторой системой показателей,  включающей как признаки, так  и функции данного социального  образования. Реализация критериального  подхода в рамках используемых  массивов дает возможность построить  следующую цепочку признаков:

 

  • материальные ресурсные признаки - уровень доходов (расходов, потребления); объем накопленных сбережений; уровень имущественной обеспеченности;
  • нематериальные ресурсные признаки - уровень образования, профессионально-квалификационная позиция, должностная позиция;
  • признаки социального самочувствия и успешного экономического поведения в условиях переходной экономики - стратегии успешного экономического поведения; самооценки успешности адаптации к новым экономическим условиям; самооценки комфортности нынешней жизни и пр.

Речь идет именно о взаимоувязанной  и взаимообусловленной системе  признаков, поскольку ресурсные  признаки обеспечивают определенный статус, который, в свою очередь, дает относительно высокий уровень благосостояния, приносящий позитивное социальное самочувствие. Перечисленные признаки в этом смысле являются доминантными и их следует рассматривать как равно значимые и равновесные. Социальные группы, отвечающие одному или нескольким доминантным признакам, в этом смысле можно рассматривать как российский прототип среднего класса.

             1.2 Экономические стратегии среднего класса накануне кризиса

   Анализ основных  социально-экономических показателей  в 1997-98 гг. давал основания полагать, что формирование среднего класса  в России идет достаточно успешно.  Наряду с группами населения,  которые можно рассматривать  как “группы выживания”, появился  статистически значимый социальный  слой, представители которого сумели  использовать различные стратегии  адаптации для достижения устойчивого  и достаточно высокого уровня  жизни, который можно назвать  “группой успешной адаптации”. Финансовый кризис августа 1998 г. существенно осложнил экономическое  положение слоев населения, которые  могут быть отнесены к среднему  классу. Негативные последствия кризиса проявились в следующем.

  • В результате кризиса, прежде всего, пострадали предприниматели, занимающиеся оптовой и розничной торговлей импортными товарами и связанные с импортом производители отечественных товаров и продуктов.
  • Вкладчиками коммерческих банков являлись именно представители потенциального среднего класса и именно их сбережения пострадали в наибольшей степени.
  • После августовского кризиса потеряли работу представители кредитно-финансового, рекламного и страхового секторов экономики.
  • Из-за роста цен на фоне замораживания заработной платы высокооплачиваемые наемные работники из числа представителей “группы успешной адаптации” перешли в категорию “группы выживания”.

Спектр мнений относительно судьбы среднего класса после кризиса 1998 г. достаточно противоречив: от “полного разрушения адаптационных достижений среднего класса” и “отступления к ситуации 1992 г.” до сведения последствий  кризиса только к чисто валютному  кризису и быстрому восстановлению предкризисного уровня за счет перегруппировки  деятельности. Перечисленные выше последствия  кризиса являлись основанием для  пессимистических заключений. Какие  же экономические и социальные изменения  послужили основой для оптимистических  оценок?

  •   Несмотря на то, что в коммерческих банках в основном “пропали” сбережения потенциального среднего класса, было бы большим преувеличением считать, что данная категория граждан потеряла свои сбережения. Имеющиеся у них на руках 10-12 млрд. долларов США после кризиса, наоборот, увеличили свою ликвидность. В наличных долларах хранилась примерно половина всех сбережений формирующегося среднего класса. Сохранившиеся сбережения помогли домохозяйствам продержаться некоторое время после кризиса: поддержать бизнес, личное потребление, оплатить переквалификацию и пр.
  •   Большинство представителей потенциального среднего класса, так или иначе, связаны с неформальной оплатой труда, которая в подавляющем большинстве осуществляется в долларах США. В течение года после кризиса цены в среднем выросли в 2.5-3 раза, а курс доллара - практически в 4 раза. Поэтому снижение долларовой зарплаты наемным работникам в 1.5 раза нельзя однозначно рассматривать как снижение оплаты труда. Конечно, потребление рассматриваемой категории граждан смещено в сторону более дорогих товаров относительно структуры индекса цен, на основе которого Госкомстат РФ определяет темпы роста цен. Однако даже с учетом корректировки на стандарты потребления курс доллара опережал инфляцию.
  • Трудно не согласиться с тем фактом, что августовский кризис повлек за собой сокращение именно тех рабочих мест, на которых были заняты успешно адаптированные к рыночным условиям работники. Но нельзя и не отметить, что кризис создал и новые рабочие места, как в реальном секторе экономики за счет некоторого оживления спроса на российские товары, так и в непроизводственном секторе. Возникли новые консалтинговые фирмы, обслуживающие взаимные претензии юридических лиц, торгующие долгами, распродающие обанкротившиеся фирмы, занимающиеся реструктуризацией убыточных фирм и пр. Наиболее подготовленными для работы на данных участках оказались именно высвободившиеся работники финансово-кредитного сектора.

Информация о работе Образование среднего класса в России: экономические и институциональные аспекты