Образование среднего класса в России: экономические и институциональные аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Понятие "средний класс", его функции и роль в российской экономике. Научный и практический интерес к проблеме среднего класса, процесс формирования и развития его. Основные предлагаемые различными исследователями стратификационные критерии:
материальное благосостояние (материальный статус), владение средствами производства (капиталом), профессионально-должностной (социально-профессиональный) статус, политический статус, потенциал социальной мобильности, статусность образа (стиля) жизни, социальный престиж. Наиболее очевидные сферы сосредоточения среднего класса в России:
массовая интеллигенция (нижние средние уровни - недостаточно устойчивы в финансовом отношении);
бюрократы (в массе – средний и нижний уровни);
сотрудники крупных компаний (верхний средний и средний уровни);
малый и средний бизнес в торговле и услугах (средний уровень с большим иммигрантским компонентом);
малый и средний производственный (инновационный) бизнес (с большими потерями в пользу эмиграции).

Содержание

Введение: 3
Теоретико-методологические проблемы идентификации среднего класса 5
Средний класс в социологическом измерении 14
Выводы. Подведение итогов 26
Заключение 30
Список литературы. 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа отредактированая.docx

— 114.44 Кб (Скачать файл)

Были ли готовы представители  средних слоев к финансово-экономическому кризису? С одной стороны, ощущение кризиса складывалось из информации об азиатских финансовых кризисах, падении цен на нефть, наконец, из разрушенных надежд на начало экономического роста и обсуждающийся в прессе вопросов о переходе к плавающему курсу рубля. В апреле-июне 1998 г. отмечалось падение курса акций, повышение ставки рефинансирования, нарастание заимствований за рубежом по растущим ценам, рост ставок по депозитам до 40-50%, что является явным признаком кризиса банковской ликвидности. Исходя из этих признаков, втягивание страны в кризис можно было с достаточной долей уверенности предположить. С другой стороны, люди в большей степени были склонны связывать кризис с осенним периодом, когда после летнего затухания обычно наступало оживление на товарном и финансовом рынках. Поэтому треть респондентов кризис застал врасплох, чуть меньше половины опрошенных (43%) были готовы к кризису, но не такому масштабному, и 27% респондентов было ясно, что масштабный кризис неизбежен и они заранее сделали все возможное, чтобы минимизировать потери. Степень неожиданности была неодинаковой для занятых в различных секторах экономики. Занятые в реальном секторе экономики наиболее адекватно воспринимали как сложившуюся в преддверии кризиса финансово-экономическую ситуацию, так и способности правительства предотвратить или минимизировать кризис. Занятые в финансовом секторе проявили одновременно и наибольшую осведомленность, и оптимизм, рассчитывая, что кризис их мало затронет. Значительно меньшую осведомленность о перспективах кризиса проявили респонденты, занимающиеся консалтингом и, казалось бы, обязанные делать профессиональные прогнозы развития экономической ситуации. Большинство же работников науки, образования и здравоохранения были застигнуты врасплох.

  Понимание грозящей катастрофы требовало каких-то действий. Однако ни детальное изучение тактики действий в предшествующие кризисные ситуации, ни анализ реального положения дел накануне кризиса не позволяли выработать однозначно успешную тактику поведения. Накануне кризиса население не опасалось за обесценение своих долларовых сбережений в случае принятия мер, ограничивающих свободную конвертацию иностранной валюты. И, как известно, действительно после августовского кризиса, когда возник дефицит наличных долларов в обменных пунктах, “черный” валютный рынок наладился оперативно и повсеместно. Население преодолело барьер негативного отношения к какому-либо неформальному рынку. Таким образом, накануне кризиса в массовом сознании российских граждан сложилось мнение, что деньги лучше хранить в валюте, но, учитывая опыт прошлых кризисных ситуаций, некоторые предпочли их хранение на валютных счетах, а не в наличной форме, так как возможны некоторые запретительные барьеры на обращение наличной валюты. Респонденты-представители “группы успешной адаптации” в основном и реализовывали эту стратегию: из тех, кто предпринимал какие либо действия накануне кризиса, 53% успели перевести большинство своих активов в наличную валют, а 17% перевели активы фирмы и личные сбережения за рубеж (70% из них - руководители фирм и предприятий). Следует также отметить, что 32% потенциальных представителей среднего класса ничего не предпринимали и причины их такой тактики были следующие:

 

    • неуверенность в правильном выборе стратегии поведения;
    • стратегия поведения была известна, но не успели ее реализовать до кризиса, так как предполагали, что кризис наступит позже;
    • были уверены, что бизнес не пострадает от кризиса;
    • не ожидали столь глубокого кризиса;
    • кризис ожидали, но не видели возможности предпринять быстрые и эффективные меры предосторожности.

В предкризисный период перевод  активов в иностранную валюту являлся не единственной приоритетной стратегией для “группы успешной адаптации”: среди тех, кто предпринимал определенные шаги по смягчению последствий  кризиса, 42% покупали недвижимость и  прочие дорогостоящие предметы и 23% возвращали валютные долги, чтобы не оказаться в долговой ловушке  после девальвации. Разразившийся  кризис в разной степени затронул респондентов: лишь 9% ответили, что  кризис их не коснулся, 57% сильно пострадали от кризиса, 28% - незначительно, а 5% отметили, что кризис способствовал увеличению их капитала. Негативные последствия  кризиса для представителей формирующегося среднего класса проявились в следующем:

  • 67% респондентов отметили сокращение доходов;
  • 22% отметили, что вследствие кризиса увеличилась дебиторская задолженность перед ними;
  • 16% респондентов сказали, что существенно пострадал их бизнес;
  • 13% отметили потерю ликвидных накоплений;
  • 12% считают, что из-за кризиса увеличился объем их кредиторской задолженности;
  • 4% зафиксировали потерю работы;
  • 12% вообще не испытали не себе негативные последствия кризиса.

Масштабы кризиса по-разному  сказались на секторах экономики. В  наименьшей степени пострадали от кризиса  респонденты, занятые консалтинговой деятельностью и услугами. Наибольшие потери понесла торговля: среди респондентов-представителей данной сферы экономики наблюдается  наибольшая концентрация тех, кто одновременно потерял и доходы и сбережения и бизнес. Расчеты средневзвешенного  объема ликвидных накоплений у представителей формирующегося среднего класса до и  после (через 9 месяцев) кризиса свидетельствуют  о снижении объемов капитала, но не о таком катастрофическом, как  предполагали некоторые аналитики. До кризиса средневзвешенный объем  накоплений оценивался на уровне 150-155$ в расчете на одно домохозяйство, а через девять месяцев после  кризиса - 122-125$, что составляет около 80% от докризисного уровня. В результате из общего числа опрошенных 9% перешли  в более высокую группу, 58% не изменили принадлежность группе, а 33% понизили группу ликвидности капитала. При этом обнаружено, что в первую очередь сократился объем сбережений наиболее обеспеченных групп: спустились на одну ступень 79% от числа всех понизивших свой уровень  сбережений, и 21% от этого числа понизили уровень сбережений более, чем на одну ступень. В первую очередь, превентивная стратегия связана с высокой степенью диверсификации форм накопления ликвидного капитала среди потенциальных представителей среднего класса. Перед кризисом сберегательная стратегия одного респондента складывалась в среднем из 3.3 видов накоплений. Как и ожидалось, самой распространенной формой накоплений в предкризисный период была иностранная валюта, которая имелась в наличии у 79% опрошенных. С точки зрения распространенности, следующими по ранжиру приоритетными формами концентрации ликвидного капитала являлась недвижимость (59%), хранение сбережений в наличных рублях (51%), на валютных счетах в коммерческих банках (28%).

  Вместе с тем, приоритетность  форм хранения ликвидного капитала  становится несколько иной при  переходе к анализу объемов  сбережений. Несмотря на высокую  распространенность хранения свободных  денег в рублях, накануне кризиса  только 10% общего объема накоплений  приходилось на наличные рубли.  Сохраняется лидирующая роль  наличной иностранной валюты  и вложений в недвижимость. Вклады  в коммерческих банках (валютные  и рублевые) составляли 10% от общего  объема сбережений накануне кризиса  и сократились до 2% в послекризисный  период. После событий августовского  кризиса нестабильность коммерческих  банков стала окончательно очевидной  для “группы успешно адаптировавшихся”  к рыночным реформам. Недоверие  к финансовым институтам, ощущение  постоянной угрозы сбережениям  вынуждает респондентов держаться  в зоне валютной наличности, что  отодвигает еще дальше перспективы  трансформации личных сбережений  в источник внутренних инвестиций.

Говоря о сокращении доходов  как о главном негативном следствии  финансового кризиса, следует иметь  в виду их (доходов) рублевую и валютную составляющие. Во-первых, доходы двух третей респондентов находятся в валютной зоне, что в большой степени  предполагает иллегальный характер деятельности. Заметен также тот  факт, что доходы 8% опрошенный вообще не связаны с рублевой денежной массой. Во-вторых, сократились и рублевая и валютная составляющие доходов, но валютные доходы сократились в большей  степени. В-третьих, те респонденты, чьи  валютные поступления не изменились или сократились незначительно, получили выигрыш из-за отставания роста рублевых цен от роста курса  доллара. И, в-четвертых, небольшая доля респондентов, чьи доходы не изменились, говорит о высокой степени  нестабильности социально-экономических  условий, вынуждающей респондентов-представителей протосреднего класса отказываться от долгосрочных адаптационных стратегий, демонстрировать ситуативно-рациональный тип поведения и применять  эффективные при данных условиях краткосрочные не инвестиционные бизнес-стратегии.

  Последствия кризиса  оказались катастрофическими для  незначительного числа респондентов. Пятой части респондентов удалось  достаточно оперативно переориентировать  бизнес. Необходимость переориентации  бизнеса возникла, главным образом,  в двух сферах экономики - торговле  и реальном секторе. В значительной  степени переориентировали свой  бизнес и респонденты, занятые  в сфере консалтинга, но здесь  основной причиной переориентации  стало формирование потребностей  на консультационные услуги по  проблемам взаиморасчетов после  кризиса, возврата долгов, реструктуризации  бизнеса и пр. Другими словами,  спрос породил предложение и  высвободившиеся работники кредитно-финансового  сектора “нашли себя” на поприще  преодоления проблем, созданных  сектором их предкризисной занятости. 

 

            Варианты ответа

     Доля респондентов (в %)

В России не было и нет условий для формирования среднего класса

                    19,0

После кризиса  перспективы формирования среднего класса резко сократились 

                    55,0

Только после  кризиса возникли условия для  формирования среднего класса

                    14,0

Формирование  среднего класса не связано с кризисом

                    12,0


Выводы. Подведение итогов

На мой взгляд, попытки доказать или опровергать существование среднего класса в современной России малопродуктивны. Средние классы существовали и существуют всегда, они не могут быть “уничтожены”. Меняются только их размеры, характер и состав. Не претендуя на формулирование нового взгляда на проблему идентификации среднего класса и построения строгой методологии, а ориентируясь исключительно на цели прикладного анализа, мы все же вынуждены предложить рабочее определение понятия “средний класс” в современных социально-экономических российских условиях. Значительная часть теоретических и методологических разногласий снимается, если признать, что средний класс - не единая группа, а совокупность разнородных групп. Собственно, именно этот факт и доказывают многочисленные социологические исследования. Это означает, что вместо агрегированного, но не идентифицированного понятия “средний класс” уместнее термин “средние классы”. Равным образом для прикладного анализа не представляет большого интереса дискуссия о том, какая категория (класс, слой или группа) наиболее адекватна исследуемому феномену. В самом деле, вне сферы тонких категориальных обсуждений довольно трудно найти существенную разницу между концепцией класса, включающего несколько слоев, и концепцией слоя, состоящей из нескольких групп.

   В терминах множественности средних классов результаты поиска их строгих границ и масштабов весьма условны. В то же время определенными возможностями для эмпирических оценок не следует пренебрегать. Существуют исследования, выполненные вне рамок проблемы идентификации среднего класса, в которых накоплен богатейший эмпирический материал о положении отдельных социальных групп, об особенностях их потребительского и сберегательного поведения, трудовых мотивациях, ценностях и т.д. Систематизация и вторичный анализ этих данных в контексте изучения российских средних слоев дают возможность оценить размеры среднего класса на эмпирическом уровне. В рамках настоящего исследования для этих целей использованы базы данных Госкомстата РФ, ВЦИОМ, RLMS, ИСЭПН, РНИСиН и стандартизованного опроса, посвященного проблеме малого предпринимательства.

  Множественность методик и значительные расхождения в оценках величины и внутренней структуры российского среднего класса обусловлены отнюдь не только индивидуальными предпочтениями социологов или такими универсальными (наблюдаемыми во всех странах) особенностями среднего класса, как гетерогенность и размытость границ. Сложности идентификации среднего класса в сегодняшней России во многом усугубляются явлениями, характерными для обществ переходного периода: незрелостью социальной структуры и значительными нарушениями связей между критериальному характеристиками социальных слоев, включая и деформацию традиционной цепочки “образование - профессиональный статус - доход - самоидентификация”.

 Именно потому, что  стадия экономической трансформации  еще не окончена, мы не вправе  отдавать предпочтение какому-либо  одному их перечисленных критериев  и делать вывод о непригодности  какого-либо другого. В первую  очередь, это относится к такому  критерию идентификации, как доход.  Несмотря на все сомнения относительно  его “работоспособности”, связанные  с многочисленными методическими  проблемами, как в рамках статистического  учета, так и социологических  измерений, этот индикатор сохраняет  за собой роль базовой характеристики  социально-экономического положения  индивида и домохозяйства. Количественный  анализ распространенности отдельных  объективных критериев, основанный  на различных статистических  и социологических источниках, показывает, что данные характеристики присущи  значительным по размеру социальным  группам:

 

  • по уровню дохода – от 30 до 55% домохозяйств;
  • по критерию образования – от 20 до 40% занятого населения;
  • по профессионально-квалификационному статусу – от 35 до 45% занятого населения;
  • по критерию самоидентификации – 40-65% населения;

Домохозяйства с высокой  концентрацией признаков среднего класса в большей степени представлены в городах: 80% семей-представителей российского протосреднего класса проживают в городе, в то время  как в целом в городах проживают  около 70% домохозяйств. Анализ также  показал, что масштабы распространения  среднего класса существенно дифференцированы по регионам: в богатых регионах протосредние классы представляют 37-40% семей, а в средних и бедных регионах - 12-13%. В свете сказанного, на наш взгляд, в конечном итоге не столько важен вопрос о численности и границах ядра среднего класса и даже протосредних классов, сколько о том, носителями какой социально-экономической стратегии они являются и какие из этих стратегий являются механизмами выживания, а какие – механизмами развития. В этой связи как о представителях среднего класса с наибольшей долей уверенности можно говорить о малых предпринимателях. Исключительное внимание к этой социальной группе не означает попытки преувеличить его статус и значение в социальной стратификации современной России. Станут ли малые предприниматели основой среднего класса или же останутся одним из его многочисленных слоев – вопрос исторического будущего и социально-экономической эволюции. Однако сегодня следует подчеркнуть, что малые предприниматели образуют обособленную группу с четко выраженными качественными признаками. Сама группа обладает повышенной внутренней неоднородностью, разброс количественных параметров в ней достаточно велик. Но в отношении других социально-профессиональных групп - само занятых, наемных работников, неработающих - предприниматели выступают как относительно однородная общность. Консистентность (согласованность) признаков в группе малых предпринимателей весьма высока. Они заметно превосходят другие группы и по уровню образования, и по всем параметрам материального благосостояния, и по основным формам социально-экономической активности. Предприниматели в среднем более квалифицированы, лучше обеспечены материально, более мобильны.

Информация о работе Образование среднего класса в России: экономические и институциональные аспекты