Особенности функционирования олигополистического рынка и социально-экономические последствия ценовых войн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является изучение особенностей такой рыночной структуры как олигополия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение категории «олигополии»;
рассмотреть особенности олигополистического рынка;
рассмотреть основные виды олигополий;
проанализировать ценовую политику в условиях олигополистического рынка;
рассмотреть олигополистический рынок нефтепродуктов в России, выявить его основные черты;
проанализировать роль ФАС в регулировании рынка нефтепродуктов в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3
Раздел 1. Теоретические основы функционирования олигополистического рынка, причины и последствия ценовых войн
1.1 Понятие и структура олигополистического рынка..…………………....5
1.2 Модели олигополии ,ценовая конкуренция и ценовые войны………...7
Раздел 2. Анализ олигополистического рынка и социально-экономических последствий ценовых войн в России и за рубежом
2.1Особенности функционирования олигополистического рынка за рубежом (на примере ОПЕК)…………….…..……………………... ……20
2.2 Анализ олигополистического рынка в России (на примере автомобильного рынка, нефтяного рынка и др.)….……………….….…23
2.3 Особенности развития олигополистического рынка на региональном уровне (на примере рынка телекоммуникаций г. Пензы)……….……….32
Раздел 3. Государственное регулирование, последствия и перспективы развития олигополистического рынка
3.1 Перспективы развития олигополии на товарных рынках………...…..35 3.2 Последствия олигополии в России и во всем мире………….….……..37 3.3 Государственная политика и программы совершенствования олигополистического рынка в России……………………………………...39
Заключение………………………………………………………………….42
Библиографический список…..…………………………………………..44
Приложения……………………………………………………………..…..45

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсач (микроэкономика).docx

— 305.67 Кб (Скачать файл)

             Министерство образования и науки Российской Федерации

Пензенский государственный  университет архитектуры и строительства

Институт экономики и  менеджмента

Кафедра «Маркетинг и экономическая  теория»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    КУРСОВАЯ РАБОТА

                    

По дисциплине «Экономическая теория: Микроэкономика»                              На тему: «Особенности функционирования олигополистического рынка  и социально-экономические последствия ценовых войн».

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

                                                            

 

 

 

                                                              

                                              Пенза 2010

                                                  Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..…3

Раздел 1. Теоретические основы функционирования олигополистического рынка, причины и последствия ценовых войн

1.1 Понятие и структура олигополистического рынка..…………………....5

1.2 Модели олигополии ,ценовая конкуренция и ценовые войны………...7

Раздел 2.  Анализ олигополистического рынка и социально-экономических последствий ценовых войн в России и за рубежом

2.1Особенности функционирования олигополистического рынка за рубежом (на примере ОПЕК)…………….…..……………………... ……20

2.2 Анализ олигополистического рынка в России (на примере автомобильного рынка, нефтяного рынка и  др.)….……………….….…23

2.3 Особенности развития олигополистического рынка на региональном уровне (на примере рынка телекоммуникаций г. Пензы)……….……….32

Раздел 3.  Государственное регулирование, последствия и перспективы развития олигополистического рынка

3.1 Перспективы развития олигополии на товарных рынках………...…..35 3.2 Последствия олигополии в России и во всем мире………….….……..37            3.3 Государственная политика и программы совершенствования олигополистического рынка в России……………………………………...39

Заключение………………………………………………………………….42

Библиографический список…..…………………………………………..44

          Приложения……………………………………………………………..…..45

                                                           Введение

В экономической теории большое  внимание уделяется проблемам структуры  рынка. Как известно, выделяют совершенную  и несовершенную конкуренцию. Если совершенная конкуренция – это  несколько идеализированная модель структуры рынка, то несовершенная  – это вполне реальная. К числу несовершенной конкуренции относят олигополию, монополистическую конкуренцию и монополию. В данной работе мы остановились на олигополии. В условиях замедления экономического роста и уменьшения спроса на товары и услуги все более активной становится конкурентная борьба на рынке. Укрепление игроков приводит к увеличению их возможностей для воздействия на рынок. [4, с.143]

Российский рынок имеет ряд  особенностей, связанных с тем, что  на рынке преобладают компании с  высокой долей занятого рынка  различных отраслях народного хозяйства. В результате рынок олигополии для  нас является очень важным, так  как многие фирмы-олигоолисты являются ключевыми для нашей экономики. Это и АвтоВаз и Газпром  и нефтеэкспортеры и "металлурги" и многие другие. Если взять производство основных видов промышленной продукции, то на долю олигополистических отраслей приходится 40% , а по некоторым данным все 60%. Фирмы олигополисты являются крупнейшими в России по объему реализации.

В последние годы государство  уделяет повышенное внимание проблемам, связанным с состоянием конкуренции, а также пресечению нарушений  антимонопольного законодательства. Обновлено  антимонопольное законодательство, значительно ужесточены санкции  за его нарушение. Актуальность проблемы заключается в том, что в условиях российской экономики олигополия существенно влияет на развитие страны. Это особенно актуально в современное кризисное время, когда происходит перераспределение собственности, сокращение игроков на рынке, различные слияние и поглощения. Задача Федеральной антимонопольной службы – не допустить появление новых монополистических и олигополистических структур, тайные сговоры, повышение цен и т.д.

Объектом изучения в нашей  работе является олигополистический рынок за границей, в России и на уровне регионов.

Целью нашей работы является изучение особенностей такой рыночной структуры как олигополия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать определение категории «олигополии»;
  • рассмотреть особенности олигополистического рынка;
  • рассмотреть основные виды олигополий;
  • проанализировать ценовую политику в условиях олигополистического рынка;
  • рассмотреть олигополистический рынок нефтепродуктов в России, выявить его основные черты;
  • проанализировать роль ФАС в регулировании рынка нефтепродуктов в России.

Теоретической основой для  написания курсовой работы послужили  работы Иохин В.Я., Баликоева В.3., Камаева В.Д. В работе также использовались журналы «Проблемы современной экономики», «Современная конкуренция», «Экономический анализ» и др.

 

 

 

 

Раздел 1. Теоретические основы функционирования олигополистического рынка, причины и последствия ценовых войн

    1. Понятие и структура олигополистического рынка

Олигополия - особая рыночная структура, при которой на рынке  доминирует несколько фирм. Характерная  особенность олигополистического  рынка - зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения  конкурентов. Крупные размеры и  значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между  олигополистическими фирмами в  целях поддержания цен и максимизации прибыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают (иногда открытое и даже оформленное) соглашение о дележе рынка  - “картельное  соглашение”.Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничения рынков сбыта  и долю каждого участника в  общем объеме производства и сбыта. Его целью является повышение  цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой деятельности участников.На первый взгляд, сходство картеля с монополией очевидно. Но картель весьма редко, в отличие  от монополии, контролирует весь рынок, ибо вынужден учитывать политику некартелизованных предприятий. Кроме  того, участники картеля имеют  довольно мощный соблазн обмануть своих  партнеров, снижая цены или активно  рекламируя свой товар, что создает  условия для захвата части  рынка. Вследствие этого многие картели  представляют собой временную структуру  рынка и встречаются редко. К  тому же законодательство многих стран  считает картельную практику незаконной и противодействует ей различными методами. Невозможность полностью и постоянно использовать картель для взаимодействия олигополистических фирм вынуждает их идти на негласные экономические соглашения, тайную экономическую политику в области изменения цен и разграничения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться как через особую экономическую политику олигополистических фирм в виде “жесткости цен” или “лидерства в ценообразовании”, так и через особые организации типа “патентных пулов” (или консорциумов). Однако, в силу перечисленных выше причин, чаще всего развиты такие формы олигополии, при которых между фирмами отсутствует формальное соглашение о контроле над рынком. Олигополия, значительно отличается от монополии. Суть ее в сплаве координации и конкуренции. В то же время действует и общее правило : чем меньше фирм в отрасли и чем крупнее каждая из них, тем легче им координировать свои действия и добиваться максимально высоких прибылей, регулируя цены на выпускаемую продукцию. И в этом смысле мы можем говорить о потенциальной опасности монополизации тех или иных отраслей экономики. Кроме того, чем меньше фирм, тем менее эластичен по цене спрос потребителя на данном рынке. Вследствие этого фирма может повышать цены на свою продукцию, не неся больших потерь в объеме продаж. [7, с.156]

Можно выделить следующие  черты олигополистических рынков:

1.Всего несколько фирм снабжают весь рынок. Продукт может быть как дифференцированным, так и стандартизированным. 2.По крайней мере, некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями. Следовательно, некоторые фирмы на рынке способны влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке. 3.Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость .4. Слияния и поглощения. Одним из важнейших способов увеличить свою долю рынка являются слияния и поглощения. Они способны значительно поднять рыночную концентрацию в отрасли. 5. Барьеры для вхождения новых фирм на рынок. Высокие барьеры для новых фирм также поддерживают значительный уровень рыночной концентрации и сохранение олигополии.

Нет единой модели олигополии, хотя разработан целый ряд моделей.

1.2 Модели олигополии, ценовая конкуренция и ценовые войны

Прежде всего, обратим  внимание на огромную роль, которую  играет при определении рыночного поведения олигополиста субъективный фактор – характер взаимоотношений между конкурирующими на рынке фирмами. В этом состоит уникальная особенность олигополии. При всех других типах рынков значение субъективной политики фирм-конкурентов невелико. В условиях совершенной и отчасти монополистической конкуренции на рынке действует такое количество фирм, что особенности поведения  каждой из фирм-конкурентов не поддаются учету. А при монополии конкурентов вообще нет. И только на олигополистическом рынке решение каждого из немногочисленного круга фирм-олигополистов непосредственно сказывается на всех остальных его участниках и на отрасли в целом.Лучше понять закономерности поведения фирмы на олигополистическом рынке позволяет анализ дуополии, т.е. простейшей олигополистической ситуации, когда на рынке действуют только две конкурирующие между собой фирмы. Главная особенность моделей дуополий состоит в том, что выручка и, следовательно, прибыль, которую получит фирма, зависит не только от ее решений, но от решений фирмы-конкурента, также заинтересованной в максимизации своей прибыли. Процесс принятия решения на олигополистическом рынке напоминает домашний анализ отложенной шахматной партии, где игрок ищет самые сильные ответы на возможные варианты хода своего противника.

                                       Модель Курно

Существует много моделей  олигополии, и ни одну из них нельзя считать универсальной, тем не менее, общую логику поведения фирм на этом рынке они объясняют. Первая модель дуополии была предложена французским  экономистом Огюстеном Курно  еще в 1938 г.

Его модель основывалась на следующих предпосылках:

  • на рынке присутствуют только две фирмы;
  • каждая фирма, принимая свое решение, считает цену и объем производства конкурента постоянными.

Допустим, что на рынке  действуют две фирмы: X и Y Как будет определять фирма X цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос, в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит фирма Y. Однако что будет делать фирма Y, фирме X неизвестно, она лишь может предположить возможные варианты ее действий и соответственно планировать собственный выпуск.

Поскольку рыночный спрос  есть величина заданная, расширение производства фирмой Y вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы X. На рисунке 4 показано, как сместится график спроса на продукцию фирмы X (он будет сдвигаться влево), если Y начнет расширять продажу. Цена и объем производства, устанавливаемые фирмой X исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться соответственно от до , и от до , .

Рисунок 1. Модель Курно

Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой X при расширении производства фирмой Y: D — спрос; MR — предельный доход; МС — предельные издержки.

Если рассматривать ситуацию с позиции фирмы Y, то можно начертить подобный график, отражающий изменение цены и количества выпускаемой продукции в зависимости от действий, предпринятых фирмой X.

Объединив оба графика, получим  кривые реакции обеих фирм на поведение  друг друга. На рис. 5 кривая X отражает реакцию фирмы X на изменения в производстве фирмы Y, а кривая Y— соответственно наоборот. Равновесие наступает в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями.

Рисунок 2. Кривые реакции фирм X и Y на поведение друг друга

В модели Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют на изменение фирмой цены определенным образом. Когда фирма Y выходит на рынок и отнимает у фирмы X часть потребительского спроса, последняя “сдается”, вступает в ценовую игру, снижая цены и объем производства. Однако фирма X может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить фирму Y на рынок. Такие действия фирмы X не охватываются моделью Курно. [9, с.120]

 Ценовая  конкуренция и ценовые «войны»

В условиях ограниченного  числа поставщиков определенного  товара их поведение можно описать  двояким образом. Повышение или  понижение цены на товар одним  из товаропроизводителей вызывает адекватную реакцию конкурентов. В данном случае действия конкурентов нейтрализуют преимущество в цене, которого пытался  добиться один из хозяйственных субъектов. В результате между конкурентами фактически не происходит перераспределение  общих объёмов продаж, каждый из конкурентов не ощущает потери своих  покупателей. Если и происходит отток  или приток покупателей, то это ощущает  отрасль в целом под воздействием понижения или повышения цен  всеми товаропроизводителями. В  зависимости от направления динамики цен покупатели будут искать способы  удовлетворения своих потребностей путем расширения объема закупок  товаров в данной отрасли или  в других отраслях.В реальной действительности в зависимости от конкретно складывающихся обстоятельств поведение конкурентов  в качестве ответной реакции на действия одного из олигополистов может быть весьма разнообразным. Однако наиболее достоверной реакцией можно считать  то, что понижение цены кем-либо из конкурентов вызовет стремление у остальных выровнять свои цены, т.е. понизить их с целью не допустить  расширения рынка продаж конкурента-инициатора. В то же время повышения цен  одним из товаропроизводителей, как  правило, оставляют без внимания. Такое игнорирование повышения  цен со стороны конкурентов связано  с надеждой увеличить свои доли в  общем объеме продаж за счет того из олигополистов, который рискнул  поднять цену на свой продукт. Для  наглядности обратимся к рисунку 6, на котором показаны кривые спроса олигополиста.

Информация о работе Особенности функционирования олигополистического рынка и социально-экономические последствия ценовых войн