Особенности функционирования олигополистического рынка и социально-экономические последствия ценовых войн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является изучение особенностей такой рыночной структуры как олигополия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение категории «олигополии»;
рассмотреть особенности олигополистического рынка;
рассмотреть основные виды олигополий;
проанализировать ценовую политику в условиях олигополистического рынка;
рассмотреть олигополистический рынок нефтепродуктов в России, выявить его основные черты;
проанализировать роль ФАС в регулировании рынка нефтепродуктов в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3
Раздел 1. Теоретические основы функционирования олигополистического рынка, причины и последствия ценовых войн
1.1 Понятие и структура олигополистического рынка..…………………....5
1.2 Модели олигополии ,ценовая конкуренция и ценовые войны………...7
Раздел 2. Анализ олигополистического рынка и социально-экономических последствий ценовых войн в России и за рубежом
2.1Особенности функционирования олигополистического рынка за рубежом (на примере ОПЕК)…………….…..……………………... ……20
2.2 Анализ олигополистического рынка в России (на примере автомобильного рынка, нефтяного рынка и др.)….……………….….…23
2.3 Особенности развития олигополистического рынка на региональном уровне (на примере рынка телекоммуникаций г. Пензы)……….……….32
Раздел 3. Государственное регулирование, последствия и перспективы развития олигополистического рынка
3.1 Перспективы развития олигополии на товарных рынках………...…..35 3.2 Последствия олигополии в России и во всем мире………….….……..37 3.3 Государственная политика и программы совершенствования олигополистического рынка в России……………………………………...39
Заключение………………………………………………………………….42
Библиографический список…..…………………………………………..44
Приложения……………………………………………………………..…..45

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсач (микроэкономика).docx

— 305.67 Кб (Скачать файл)

Автомобильная промышленность

Автомобильная промышленность является одной из самых "больных" отраслей Российской экономики. На производстве автомобилей занято более 1 млн. человек, предприятия как правило являются градообразующими. Однако продукция  автопрома чаще всего неконкурентоспособна не только на внешнем рынке, но и  на внутреннем. Единственное в большинстве  своем преимущество отечественных  автомобилей перед импортными - преимущество в цене постепенно невелируется.

Особенно это касается "Автоваза", который постепенно уменьшает выпуск "дешевых" моделей, расчищая нишу для отечественных  производителей ("ИЖавто") и для  иностранных конкурентов, в первую очередь корейских компаний. Ставка на "Шевроле Нива", казалось бы, себя оправдала за 2004 год объем  производства вырос на 1,2%. Но по итогам первого квартала 2005 года Волжский автозавод снизил объемы производства по сравнению с тем же периодом 2005 года на 4,7 процента. Все же "Автоваз" несомненный лидер в производстве легковых автомобилей от 70 - 75 % всех произведенных ежегодно. Объем реализации продукции в 2004 году составил 3,9 млрд $, для сравнения у "ГАЗа" - 1,1 млрд $ Государство проводит активную протекционистскую политику по отношению  к автопрому. Благодаря высоким  пошлинам на иномарки и стабильному  росту спроса на внутреннем рынке, "Автоваз" ежегодно испытывает рост. Однако уже  в 2003 году каждый третий купленный в  России автомобиль - иномарка.

Лидерство в ценах.

На примере рынка легковых автомобилей можно проследить ситуацию ли-дерства в ценах, когда один самый крупный производитель  диктует цены на продукцию остальным. В данном случае таким производителям является "Автоваз". Именно данная компания является основным переговорщиком с правительством по поводу защиты отрасли. Превосходя конкурентов по объемам продаж в 8 - 10 раз, имея большую  рентабельность, вследствие масштаба производства "Автоваз" разумеется является безусловным лидером

ОАО"ГАЗ"

Нельзя обойти стороной и "родной" "ГАЗ". Он как я  уже писал ниже может стать  центром целого сконцентрированного  холдинга под контролем "Сибала". Наш Автозавод по 2002 год увеличивал долю производства грузовиков и уменьшал производство легковых автомобилей. Но в 2003-2005 годах рынок малых грузовиков похоже пришел в состояние насыщения, в производстве наблюдался некоторый  спад.

Одновременно очков автозаводу не добавила компания против "Газелей" в качестве микроавтобусов. А ситуация с "ЗМЗ" вовсе могла сделать  автозавод банкротом. [6, с.54]

 

 

Цветная металлургия.

Цветная металлургия - отрасль  разнородная по составу и по самой  продук-ции. Можно сказать, что данная отрасль наиболее близка к монополии, так как большинство фирм специализируются на разных видах продукции (медь, цинк и тд.)

 Крупнейшие компании  цветной металлургии. 

Компания            Объем реализации продукции в млн.долл. За 2005 год.

"РусАл"                                     3960

ГМК "Норильский никель"         3354,2

"УГМК-Холдинг"                 1185,7

СУАЛ                                      709,3

Группа "ВСМПО-Ависма"         322,1 

 

Особенности Российского  рынка олигополии.

Рассмотрев некоторые  олигополистические рынки, можно представить  целостную картину российского  рынка олигополии. Во-первых, можно  еще сказать, что он находится  на стадии становления. Ряд отечественных  компаний становятся похожи некоторыми чертами на иностранные олигополистические корпорации. Это и космополитизация, преобретение активов за рубежом, появление  иностранных собственников, черты  ТНК. Во-вторых, для него присущи  два абсолютно противоположных  процесса - увеличение и уменьшение доли концентрации фирмы в отрасли. Увеличение концентрации связано с  слиянием компаний для получения  большей выгоды от масштабов производства(черная металлургия, автопром). Уменьшение концентрации связано с притоком иностранных  фирм на рынки. В-третьих, российские олигополисты сильно зависят от государства. Нередко  государство является крупнейшим акционером.

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Особенности развития олигополистического рынка на региональном уровне (на примере рынка телекоммуникаций г. Пензы)

Рынок операторов сотовой  связи г.Пензы

Одним из примеров ценовых  олигополистических войн в период 1998 - 2007 гг. является динамично развивающийся рынок операторов сотовой связи. По данным Госкомстата число сотовых телефонов в России превысило количество жителей. На фоне этого операторы сотовой связи проводили политику повышения числа своих абонентов, уменьшая стоимость услуг. Так с 1995г. Стоимость услуг сотовых операторов уменьшилась в 30 раз. В настоящий момент с середины 2004 года операторы начали использовать неценовые методы борьбы. Примером олигополии на региональном уровне при взаимодействии общенациональных и регеональных фирм может стать нижегородский рынок сотовых операторов . Здесь на фоне общероссийских ( Билайн, МТС, Мегафон), действует и внутриобластные (НСС), СМАРТС.

Доли рынка услуг операторов сотовой связи на территории Пензы за январь 2005 года.

Несмотря на жесткую конкуренцию, Российский рынок сотовой связи  в целом находится только на первом этапе своего развития. Для достижения предела насыщения потребуется  ещё несколько лет. Вероятно только после этого " маркетинговая" война  операторов перейдет из сферы количества в сферу качества. Хотя уже сегодня  некоторые операторы интересуются вопросами формирования индивидуальной лояльности абонентов и начинают смещать акцент из ценовой области  в сферу дополнительных услуг  и сервиса.

Также ярким примером олигополистического  рынка является рынок телекоммуникаций г.Пензы. Рынок состоит из трех основных олигополистов:

ОАО «ВолгаТелеком»,ЗАО «ЭР-Телеком» и ЗАО «Пенза-Телеком».

ОАО «ВолгаТелеком» - один из крупнейших операторов связи России. На территории Пензенской области компания представлена Пензенским филиалом, который до вхождения в компанию назывался ОАО «Связьинфом» Пензенской области.            

 ЗАО «Пенза-Телеком» - современная компания, предоставляющая широкий спектр телекоммуникационных услуг, как для корпоративных клиентов, так и для частных клиентов.

                                           

Российский телекоммуникационный холдинг «ЭР-Телеком» - первая федеральная  компания, специализирующаяся на оказании широкого спектра телекоммуникационных услуг корпоративным и частным  клиентам, получившая импульс развития из региона.

                          

Компании специализируются на оказании услуг кабельного телевидения, интернета и домашней телефонии. [3, с.79]

Между компаниями происходит жесткая конкуренция, в том числе  и ценовая конкуренция. Ярким  примером ценовой борьбы было веление»ЭР-Телеком» в конце 2009 года нового безлимитного тарифа по 350 рублей, хотя по всему г.Пенза минимальная цена на безлимитный тариф составляла 450 рублей. И сразу же этот тариф начал пользоваться популярностью у клиентов и начался приток новых абонентов. Этот тариф просуществовал полгода, поскольку компании достаточно тяжело держать такую низкую цену на протяжении большого промежутка времени , но тем не менее компания сделав такой резкий шаг получила большое количество новых абонентов. Кроме ценовой борьбы также существует борьба по следующим направлениям : сервис, тех.поддержка, акции различного рода и др. Более того в ближайшее время гиганты(федеральные компании: ВолгаТелеком,ЭР-Телеком) «съедят» местного провайдера Пенза-Телеком.

Олигополистический рынок  г.Пензы достаточно интересен и  выше был приведен наиболее яркий  пример олигополии ( в том числе  и ценовой конкуренции) на региональном уровне.

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Государственное регулирование, последствия и перспективы развития олигополистического рынка

3.1 Перспективы развития олигополии на товарных рынках

По мнению экономистов, при  перераспределении экономических  ресурсов рыночная система в условиях олигополии действует практически  столь же гибко, как и при совершенной  конкуренции.

Анализ отраслей с олигополистической структурой выявляет значительные различия между ними в аллокационной эффективности. В некоторых олигополистических отраслях фирмам удается приблизится  к такому уровню координации своих  действий, который позволяет совместно  максимизировать прибыль.

В других отраслях соперничество  и независимость поведения фирм могут быть столь велики, что цена и прибыль значительно отличаются от монопольных. В ряде случаев экономическая  прибыль, как и при совершенной  конкуренции, может приближаться к нулю.Практика экономической жизни показывает, что чаще всего фирмы в условиях олигополии устанавливают цены выше предельных издержек производства, а это означает, что они функционируют при объемах производства меньше тех, которые желательны для потребителя. Следовательно, олигополия не достигает той эффективности в распределении экономических ресурсов, которую обеспечивает совершенная конкуренция. И в этом отношении она сходна с монополией.Однако олигополия все же лучше, чем монополия. Суть олигополии - в сплаве координации и конкуренции. Так, даже в случае совместной максимизации прибыли всегда возникает вопрос о долях рынка: как будет распределен между конкурентами объем продаж, обеспечивающий максимальную прибыль? Конкуренция заставляет отдельных участников олигополии явно или скрыто нарушать соглашения, практиковать тайные скидки, позволяющие увеличить объем продаж. В результате монопольный уровень прибыли не достигается.Существует и другая причина, по которой фирмы-участники олигополии не получают монопольной прибыли. Это связано с теми издержками, которые они несут, вступая в неценовую конкуренцию со своими соперниками за долю рынка. Например, издержки на рекламу будут заметно снижать отраслевую прибыль, хотя, конечно, данное соображение является слабым утешением для потребителей.Главным оправданием олигополистической структуры отрасли является то, что она, возможно, наилучшим образом приспособлена для тех видов деятельности, где минимальный эффективный размер производства достаточно велик. Гигантская экономия на масштабах производства, достигаемая крупными фирмами, делает их практически неуязвимыми для конкуренции со стороны мелких фирм. Так, если представить, что олигополистическая отрасль могла бы быть реорганизована в большое количество более мелких фирм, то очевидно, что удельные издержки производства в условиях совершенной конкуренции были бы существенно выше, чем при олигополии, хотя каждая конкурентная фирма и достигала бы минимума на своей кривой издержек, а фирма-олигополист - нет.

Что касается России, то тут  рыночная экономика только создается. Вероятно, формирование олигополистических рынков в стране целесообразно, т.к. они могут послужить обеспечению  надежных поставок и сбыта, т.е. решении.ю  проблемы очень важной и болезненной  для отечественной экономики. Также  объединение в олигополии привлекательно с точки зрения борьбы с зарубежными  компаниями. [5, с.90]

Делая общий вывод о  перспективах олигополистического рынка в России и зарубежом можно сказать, что в условиях несовершенной конкуренции олигополия является наиболее оптимальным вариантом как и для предпринимателей, так и для потребителей. Она является наиболее гибкой и более приближенной к совершенной конкуренции, нежели монополия при которой один монополист диктует цены, предложение и т.д.

3.2 Последствия олигополии в России и во всем мире

Исследование олигополистических в России и за рубежом позволяет  сделать ряд выводов о последствиях олигополии.

Ограничение объема производства ниже того уровня, который существовал  бы при совершенной конкуренции, в краткосрочной перспективе  может привести к громадному увеличению прибыли участников олигополии.

Это означает, что у фирм-участников олигополии всегда существуют мощные стимулы для координации своей  деятельности с целью реализации возможностей по контролю над рынком.

Сговор и ограничение  предложения оказываются особенно успешными в случае: высокой рыночной концентрации предложения товара; быстрого роста спроса на него; низкой эластичности спроса и предложения товара; высоких  барьеров для вступления на рынок.

Контролировать рынок  со временем становится все труднее  и труднее.Это связано с тем, что, по мере того как новые компании, привлеченные высокой прибылью, преодолевают барьеры для вхождения в отрасль, предложение на рынке увеличивается. Одновременно снижается и спрос, так как растет экономия, а также  появляются новые заменители данной продукции.

Компании, контролирующие рынок, всегда будут сталкиваться с проблемой  выбора между увеличением прибыли  в течение короткого и длительного  периодов. Чем ближе устанавливаемые цены к уровню монопольных цен, тем выше и прибыль в течение короткого периода времени. Однако в долгосрочной перспективе это усиливает ответную реакцию рынка: появляется больше новых производителей аналогичной продукции, возникает больше товаров-заменителей.

Искусственное ограничение  объема производства с помощью соглашения между несколькими фирмами достаточно трудно поддерживать в течение длительного  периода.

Информация о работе Особенности функционирования олигополистического рынка и социально-экономические последствия ценовых войн