Особенности функционирования олигополистического рынка и социально-экономические последствия ценовых войн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является изучение особенностей такой рыночной структуры как олигополия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение категории «олигополии»;
рассмотреть особенности олигополистического рынка;
рассмотреть основные виды олигополий;
проанализировать ценовую политику в условиях олигополистического рынка;
рассмотреть олигополистический рынок нефтепродуктов в России, выявить его основные черты;
проанализировать роль ФАС в регулировании рынка нефтепродуктов в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3
Раздел 1. Теоретические основы функционирования олигополистического рынка, причины и последствия ценовых войн
1.1 Понятие и структура олигополистического рынка..…………………....5
1.2 Модели олигополии ,ценовая конкуренция и ценовые войны………...7
Раздел 2. Анализ олигополистического рынка и социально-экономических последствий ценовых войн в России и за рубежом
2.1Особенности функционирования олигополистического рынка за рубежом (на примере ОПЕК)…………….…..……………………... ……20
2.2 Анализ олигополистического рынка в России (на примере автомобильного рынка, нефтяного рынка и др.)….……………….….…23
2.3 Особенности развития олигополистического рынка на региональном уровне (на примере рынка телекоммуникаций г. Пензы)……….……….32
Раздел 3. Государственное регулирование, последствия и перспективы развития олигополистического рынка
3.1 Перспективы развития олигополии на товарных рынках………...…..35 3.2 Последствия олигополии в России и во всем мире………….….……..37 3.3 Государственная политика и программы совершенствования олигополистического рынка в России……………………………………...39
Заключение………………………………………………………………….42
Библиографический список…..…………………………………………..44
Приложения……………………………………………………………..…..45

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсач (микроэкономика).docx

— 305.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Рисунок 4. Равновесие Нэша

 

Ценовая стратегия фирмы  «Альфа»

Ценовая стратегия фирмы «Зет»

 

5$

4$

5$

400$

450$

4$

240$

360$


В условиях равновесия Нэша стратегия  каждого игрока оптимальна в условиях стратегии, выбранной его  конкурентами. Таким образом, ни у одного игрока нет стимула изменить свою стратегию  после выяснения того, какую стратегию  выбрал другой игрок. Теория Курно оценивает  другой случай равновесия Нэша. В игре Курно каждая фирма первым делом  изменяет цены, как только узнает, что  сделали ее конкуренты. Тем не менее, постепенно цены сходятся к равновесию Нэша. Так как экономисты и математики изобрели более совершенные аналитические  приемы, они разработали гораздо  более сложные игры по олигополии. Игры отличаются тем, сколько знает  каждый игрок о действиях другого, сколько раз повторяется игра, каково количество игроков, структура  расходов. Разрабатывались также  игры, участники которых использовали “смешанную стратегию”, разнообразя  свою реакцию на действия конкурентов  на случайной основе.Эти исследования дали много интересных результатов, применимых к отдельным случаям, не приведя к каким-то общим выводам. Некоторые игры разрешаются равновесием  Нэша, некоторые нет. Некоторые приближаются к конкурентной модели с увеличением  числа фирм, некоторые нет. Некоторые  приводят к эффективному разрешению (либо с точки зрения игроков, либо с точки зрения рынка), некоторые  нет. Теория игр продолжает оставаться активной областью исследования олигополии.

Раздел 2. Анализ олигополистического рынка и социально-экономических последствий ценовых войн в России и за рубежом

2.1 Особенности функционирования олигополистического рынка за рубежом (на примере ОПЕК)

Как мы видим, олигополия является важной рыночной структурой современной  экономики. Классическим примером образования и существования до сих пор картельного соглашения является, например, Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК), которая в разные периоды своей истории контролировала от 25% до 60% производства нефти индустриальных стран. Он позволит нам не только проиллюстрировать важнейшие аспекты деятельности картелей, но и сделать более общие выводы о последствиях любого вида группового контроля над отраслью. В 1960 году крупнейшие нефтедобывающие страны мира объединились в ОПЕК (Организацию стран - экспортеров нефти). Их целью являлось достижение соглашения о ценах и объемах производства нефти, то есть фактически - соглашения о создании картеля. Однако поначалу ОПЕК не могла действовать как картель, поскольку на нефтяном рынке существовало множество стран и компаний, добывающих нефть на арабской земле. Ослабление этих компаний стало важным шагом на пути создания эффективного картеля: концессии на добычу нефти в арабских странах стали постепенно отменяться. [15, с.254]

В связи с арабо-израильской  войной члены ОПЕК на несколько месяцев  ввели эмбарго (запрет) на экспорт  ближневосточной нефти в США  и другие симпатизировавшие Израилю  страны, что привело к росту  нефтяных цен.

После окончания срока  эмбарго члены ОПЕК ограничили общий  объем производства нефти, введя  квоты на выпуск нефти для каждого  участника. В результате этих действий ОПЕК произошел громадный скачок цен на нефть: с 2 долларов США за баррель накануне введения эмбарго  до 11,25 долларов после него. Повышение  цен повлекло за собой резкое увеличение прибыли стран ОПЕК и падение  реальных доходов в странах-импортерах нефти. Вместе с тем оно вызвало к жизни и долгосрочные факторы, препятствующие дальнейшему росту богатства этих стран. Высокие цены и высокие прибыли, полученные картелем ОПЕК, привели к быстрому росту предложения нефти со стороны стран, не входящих в ОПЕК. Нефтяные поступления с Северного моря, из Мексики, Советского Союза, США и Канады постепенно заполнили тот “вакуум”, который образовался после ограничения производства странами ОПЕК. Высокие цены сделали рентабельной разработку многих ранее убыточных месторождений, и мировая добыча нефти стала возрастать. Одновременно с ростом предложения произошло снижение спроса на нефть и нефтепродукты. Первоначально это выражалось в простой экономии энергоресурсов. Со временем снижение потребления энергии стало весьма ощутимым. Было введено в эксплуатацию новое, менее энергоемкое оборудование, а вместо нефтепродуктов стали использоваться другие виды энергоносителей. Потребители также стали покупать новые, более компактные и более экономичные автомобили. Домовладельцы начали переходить с мазута на более дешевые виды топлива - газ, например. Интенсифицировались исследования и разработки новых технологий, использующих солнечную энергию и энергию моря. Все это привело к значительному сокращению спроса на нефть. Снижение спроса и увеличение предложения нефти не позволяло ОПЕК и далее взвинчивать цену. Более того, поддержание прежней цены стало возможным лишь путем дальнейшего снижения производства и экспорта нефти членами картеля. Это привело к падению доходов ОПЕК и возникновению серьезных разногласий между участниками картеля: некоторые из них стали превышать установленные квоты на производство нефти и снижать цену ниже уровня, установленного картелем. Дальнейшее падение спроса и рост предложения нефти другими странами заставили ОПЕК впервые снизить цену с 34 до 29 долларов за баррель. В дальнейшем ОПЕК оказались не в состоянии достичь соглашения по вопросу о квотах. Квоты были отменены, а каждый член картеля стал самостоятельно принимать решения об объемах производства. Это привело к дальнейшему падению цен.

Рассмотрение конкретного примера  ОПЕК позволяет сделать более  общие выводы о деятельности как  картеля, так и олигополии в целом.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ олигополистического рынка в России (на примере автомобильного рынка, нефтяного рынка и  др.)

Российский рынок как  переходный и постплановый имеет  ряд особенностей, в первую очередь  связанных с советский прошлым. Экономическая обособленность от других государств, нерыночный способ ведения  хозяйства, большой перевес в  сторону производства средств производства и ВПК над производством средств  потребления, всеобщая концентрация ради упрощения управления хозяйствующими субъектами привели на данный момент к высокой доли отдельных компаний в различных отраслях народного  хозяйства. В результате рынок олигополии для нас является очень важным, так как многие фирмы-олигоолисты  являются ключевыми для нашей  экономики. Это и АвтоВаз и  Газпром и нефтеэкспортеры и "металлурги" и многие другие. Если взять производство основных видов промышленной продукции, то на долю олигополистических отраслей приходится 40% , а по некоторым данным все 60%. Фирмы олигополисты являются крупнейшими в России по объему реализации: "Газпром",РАО"ЕЭС","Лукойл","ЮКОС","Сургутнефтегаз","ТНК","Сибнефть","Русал".

По мнению журнала "Эксперт", в нашей стране крупный бизнес по-прежнему обеспечивает более высокую  рентабельность и производительность труда нежели средний и малый. Крупные предприятия устойчивее по отношению к так называемым неэкономическим проблемам, которые  существуют в нашей стране. Это  и высокий уровень коррумпированности чиновников, криминализация общества, "нерыночная" конкуренция и  т.п. Крупные фирмы, в большинстве  своем олигополисты, являются основным локомотивом экономического роста  России.

 

 

Рост рентабельности отраслей промышленности за 2005 год ( в %)

Нефтегазовая промышленность 18,5


Промышленность драгоценных  ме-таллов и алмазов 15,5


Табачная промышленность 15,5


Пищевая промышленность  9


Лесная и деревообрабатывающая промышленность 7


Черная металлургия   6


Машиностроение 5,5


Электроэнергетика 5,5


Химическая промышленность 5


Цвет. Мет. 3


Угольная промышленность -3


Производительность труда  в крупном бизнесе растет опережающими темпами и превосходит средний  бизнес в 1,5 раза. В нефтегазовой сфере  производительность труда составляет 2300 тыс. руб./ чел. в год, когда как  например в производстве строительных материалов 400 тыс. рублей в год. Это, конечно же можно списать на высокие цены на сырье и эффект масштаба . Но не только, сегодняшние средние и мелкие фирмы недостаточно используют свое преимущество быстрой реакции на изменения рынка, лишь пищевая промышленность выглядит особняком (про-сть 1600 тыс. руб/чел).

Основные олигополистические рынки России.

Черная металлургия.

Одна из классических отраслей для рынка олигополии. В России - стране одной из лидеров по запасам  железной руды эта отрасль является ключевой. На данный момент на рынке  представлено более 20 фирм, но 80% рынка  держат 7 металлургических компаний. Несмотря на ощутимый рост за последние 5 лет, объемы производства продукции остаются низкими. Так в первом полугодии 2005 года они составили 31,6 млн т ., когда как в Китае 125 млн. т . [13, с.4]

 Крупнейшие компании  черной металлургии 2005г.

      Компания                                             Объем реализации в млн.$

1 ММК                                                                  1928,4

2 "Северсталь"                                               1923,6

3 Новолипецкий металлургический комбинат 1699,5

4 "Евразхолдинг"                                                 1589,2

5 Трубная металлургическая компания            959,5

6 Кузнецкий металлургический комби-нат            714,3

7 "Мечел"                                                           593

   Следует отметить, что доля отдельных металлургических предприятий возрастает если рассматривать отдельно рынки производства продукции: рынок чугуна, стали и проката. Так, например, ТМК является крупнейшим производителем труб в России.

Особенности рынка.

Черная металлургия, прежде всего экспортная отрасль, зависящая  от мировых цен на металл. В настоящий  момент в отрасли происходят подвижки в сторону увеличения доли более  дорого по сравнению с заготовкой и сортовым прокатом листового проката. Его доля увеличилась на 38,7% . В  целом же экспорт проката в  стоимостном выражении вырос  в 2004 году на 18%. На рынке на фоне высоких  экспортных достижений вследствие высоких  рыночных цен на сырье идет процесс  консолидации и укрепление предприятий. Так, например, стальная группа "Мечел" еще в 2004 году объявила о планах создания вертикально интегрированного холдинга, формирование которого завершилось в конце 2005 года. В новую компанию вошли, кроме самого "Мечела", угольная компания "Южный Кузбасс", торговая компания "Угле-меттрейдинг", Вяртсильский метизный завод, Белорецкий меткомбинат и компания "Южуралникель". Также российские металлурги охотно приобретают активы за рубежом - заводы для производства конечной продукции и полуфабрикатов. Так, например, Новолипецкий МК имеет завод в Дании, а "Мечел" - ряд заводов в Румынии и Хорватии. Важным вопросом для металлургов является вступление России в ВТО и ряда дискриминирующих Россию законодательств стран-импортеров.

Нефтяная промышленность.

В данный момент является определяюшей для всей Российской экономики. Сколько  раз по новостям центральных и  региональных СМИ, мы слышим о колебаниях цен на нефть и о возможных  последствиях этих колебаний для  России. Действительно сейчас, как  говорят аналитики, Россия, как никогда, привязана к нефтяной игле, а от цен на нефть зависит и дефицит  государственного бюджета, и рост благосостояния граждан. Хотя нефтяная и угольная промышленность имеет долю в основных видах промышленной продукции в нашей стране всего  около 5 %, по суммарной добычи сырьевой нефти Россия постепенно выходит  на первое место в мире, добывая  около 2900 млн. баррелей в год. На сегодняшнем  рынке ( после распродажи "Юкоса") представлены несколько общероссийских и региональных компаний: "Лукойл", "Сибнефть" , "ТНК", "Татнефть", "Роснефть", "Транснефть", "РиТек", "Башнефть", "Сургутнефтегаз" и некоторые другие. По объемам  добычи между этими компаниями, разумеется, существует большая разница. Основными  игроками на рынке являются общероссийские компании. Так в 2005 году 11 крупнейших нефтяных компаний добывали около 91,28% всей нефти в России, а четыре общероссийских "ЛукОйл", "Юкос", "Сибнефть" и "ТНК" чуть менее 60%. При этом "Лукойл" и "Юкос" занимали по 20% рынка (добыча нефти по 35,4 млн т. за полтора квартала).Ситуация изменилась, когда компания "Юкос" фактически завершила свое существование (были распроданы её основные активы). На рынке появился один ярко выраженный лидер - "Лукойл". Именно с ним, а также со сгово-ром остальных нефтяников, связывают заметное увеличение цен на бензин на внутреннем рынке в 2004 - 2005.

Особенности рынка 

На рынке нефти сложилась  парадоксальная ситуация - рост доходов  при заметном росте издержек компаний. Рост доходов связан с высокими ценами на нефть в следствие очередного энергетического кризиса и нестабильности политической ситуации на ближнем востоке. В 2005 году цена нефти марки BRENT достигала  около 40$ за баррель.

 

Ситуация с издержками связана с все большим ужесточением налогового законодательства и укреплением  рубля. Можно отметить факт, что для  нефтяных компаний, все равно если цены на нефть будут больше 25$ за баррель, так как больше этого  уровня они вряд ли смогут заработать. Увеличение налогового бремени крайне негативно сказалось на инвестициях  в сферу нефтедобычи. При вступившей с 1 августа 2004 года новой экспортной шкале пошлин государство в виде налогов взимает около 88% дополнительного  дохода при цене свыше 25$ за баррель  у крупнейших нефтедобывающих ком-паний  и 100% у независимых компаний ( при  учете налога на прибыль). Укрепление рубля также понижает реальную прибыль  компаний. Кроме того при "экстенсивной" добычи нефти старые месторождения  заметно умень-шают отдачу, а разработка новых в силу разных ( в том  числе климатических) причин влечет дополнительные сверхиздержки. Еще  один фактор - дело "Юкоса", которые  не прибавило привлекательности  акциям отечествен-ных нефтяных компаний. [2, с.74]

Информация о работе Особенности функционирования олигополистического рынка и социально-экономические последствия ценовых войн