Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 19:13, курсовая работа
Целью нашей работы является изучение особенностей такой рыночной структуры как олигополия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение категории «олигополии»;
рассмотреть особенности олигополистического рынка;
рассмотреть основные виды олигополий;
проанализировать ценовую политику в условиях олигополистического рынка;
рассмотреть олигополистический рынок нефтепродуктов в России, выявить его основные черты;
проанализировать роль ФАС в регулировании рынка нефтепродуктов в России.
Введение…………………………………………………………………………..…3
Раздел 1. Теоретические основы функционирования олигополистического рынка, причины и последствия ценовых войн
1.1 Понятие и структура олигополистического рынка..…………………....5
1.2 Модели олигополии ,ценовая конкуренция и ценовые войны………...7
Раздел 2. Анализ олигополистического рынка и социально-экономических последствий ценовых войн в России и за рубежом
2.1Особенности функционирования олигополистического рынка за рубежом (на примере ОПЕК)…………….…..……………………... ……20
2.2 Анализ олигополистического рынка в России (на примере автомобильного рынка, нефтяного рынка и др.)….……………….….…23
2.3 Особенности развития олигополистического рынка на региональном уровне (на примере рынка телекоммуникаций г. Пензы)……….……….32
Раздел 3. Государственное регулирование, последствия и перспективы развития олигополистического рынка
3.1 Перспективы развития олигополии на товарных рынках………...…..35 3.2 Последствия олигополии в России и во всем мире………….….……..37 3.3 Государственная политика и программы совершенствования олигополистического рынка в России……………………………………...39
Заключение………………………………………………………………….42
Библиографический список…..…………………………………………..44
Приложения……………………………………………………………..…..45
Рисунок 3. Ломаная кривая спроса олигополиста
Если представить, что кривая спроса выражает положение олигополиста в условиях, когда его конкуренты выравнивают свои цены по его ценам, а кривая спроса соответствует игнорированию конкурентами изменения цен этим олигополистом, то можно сделать вывод о наличии кривой спроса у олигополиста в условиях ценовой конкуренции. Такого рода заключение вытекает из неоднозначной реакции конкурентов на повышение или понижение цен одним из олигополистов. В случае установления цены и объема выпуска, соответствующих точке А, положение предприятия характеризуется равновесным состоянием. Однако если предприятие примет решение о повышении цены на свою продукцию, а его конкуренты на это никак не отреагируют, то положение на рынке предприятия-инициатора будет характеризоваться отрезком кривой спроса . В результате того, что на данном отрезке спрос обладает относительно высокой эластичностью, повышение цены приведет к сокращению объема продаж предприятием, тогда как его конкуренты получат дополнительных покупателей.
Но если предприятие предпримет попытку понизить цену, то остальные олигополисты моментально отреагируют соответствующим понижением цен на свою продукцию. В этом случае состояние спроса будет характеризоваться отрезком . Этой части кривой спроса присуща более низкая эластичность, следовательно, понижение цены не позволит заметно увеличить объемы продаж.
При этом необходимо заметить, что и кривая предельного дохода имеет необычную форму: она состоит также из двух отрезков. Первый отрезок кривой предельного дохода соответствует кривой спроса , второй – . Наличие переломного момента в эластичности спроса в точке А обуславливает разрыв кривой предельного дохода, т.е. появляется вертикальный отрезок BE кривой предельного дохода . Данный разрыв в кривой предельного дохода наводит на мысль о том, что фактически любые изменения в предельных издержках в границах между кривыми предельных издержек и не будут оказывать влияние на цену и объем производства, так как точка пересечения вертикального отрезка кривой предельного дохода (ВЕ) с кривой предельных издержек будет указывать на неизменность масштаба производства ( ), максимизирующего прибыль.
Сдержанный характер ценовой конкуренции связан, во-первых, со слабыми надеждами на достижение рыночных преимуществ по сравнению с конкурентами, а во-вторых, с риском развязывания «войны» цен.
Ценовая война - цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Она является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества. Войны цен хороши для потребителей, но плохи для прибылей продавцов.
Легко понять, как фирмы втягиваются в эту войну. Поскольку каждый продавец думает, что другой не будет реагировать на его понижение цены, то у каждого из них есть искушение увеличить продажи, сокращая цены. Снижая цену ниже цены своего конкурента, каждый продавец может захватить весь рынок - или он так думает - и может тем самым увеличить прибыль. Но конкурент отвечает понижением цены. Война цен продолжается до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек. В равновесии оба продавца назначают одну и ту же цену P=AC=MC .Общий рыночный выпуск такой же, какой имел бы место при совершенной конкуренции. Предполагая, что каждая фирма всегда поддерживает свою текущую цену, другая фирма всегда может увеличить прибыль, требуя на 1 рубль меньше, чем ее соперница. Конечно, другая фирма не сохранит прежнюю цену, т.к. она осознает, что может получить большую прибыль, требуя на 1 копейку меньше конкурента.Равновесие существует тогда, когда ни одна фирма больше не может получать выгоды от понижения цены. Это происходит, когда Р=АС, а экономические прибыли равны нулю. Снижение цены ниже этого уровня приведет к убыткам. Поскольку каждая фирма допускает, что другие фирмы не будут менять цену, то у нее нет стимула увеличивать цены. Сделать так значило бы потерять все продажи в пользу конкурентов, которая, как предполагается, удерживает свою цену неизменной на уровне Р=АС. Это так называемое равновесие Бертрана. В общем, на олигополистическом рынке равновесие зависит от предположений, которые делают фирмы о реакции своих соперников. [9, с.122]
К несчастью для потребителей, ценовые войны обычно недолговечны. Олигополистические фирмы испытывают искушение вступить между собой в сотрудничество, чтобы устанавливать цены и делить рынки таким образом, чтобы избежать перспективы ценовых войн и их неприятного воздействия на прибыль.
В связи с тем, что во
многих странах действует
Наиболее изощренной формой тайных сговоров являются так называются джентльменские соглашения, которые заключаются в устной форме в непринужденной обстановке за рамками рабочего времени и которые весьма трудно выявляются с целью предъявления иска. Конечно, тайные соглашения о ценах требуют от их участников взаимного доверия и готовности пойти на компромиссы и уступки, чтобы добиться сбалансированности интересов участников. Расхождения в издержках, различия в целевых установках обуславливают далеко не одинаковое рыночное поведение олигополистов. В рамках тайных соглашений, которые фактически блокируют ценовую конкуренцию, могут развиваться неценовые формы конкуренции, сопровождаемые предоставлением скрытых скидок и дополнительных услуг, улучшением форм обслуживания клиентов, обеспечением наилучшим послесбытовым обслуживанием.
Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничения рынков сбыта и долю каждого участника в общем, объеме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой деятельности участников.
На первый взгляд, сходство картеля с монополией очевидно. Но картель весьма редко, в отличие от монополии, контролирует весь рынок, ибо вынужден учитывать политику некартелизованных предприятий. Кроме того, участники картеля имеют довольно мощный соблазн обмануть своих партнеров, снижая цены или активно рекламируя свой товар, что создает условия для захвата части рынка. Вследствие этого многие картели представляют собой временную структуру рынка и встречаются редко. К тому же законодательство многих стран считает картельную практику незаконной и противодействует ей различными методами.
Невозможность полностью и постоянно использовать картель для взаимодействия олигополистических фирм вынуждает их идти на негласные экономические соглашения, тайную экономическую политику в области изменения цен и разграничения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться как через особую экономическую политику олигополистических фирм в виде “жесткости цен” или “лидерства в ценообразовании”, так и через особые организации типа “патентных пулов” (или консорциумов).
Однако, в силу перечисленных
выше причин, чаще всего развиты
такие формы олигополии, при которых
между фирмами отсутствует
Олигополия, значительно отличается от монополии. Суть ее в сплаве координации и конкуренции. В то же время действует и общее правило: чем меньше фирм в отрасли и чем крупнее каждая из них, тем легче им координировать свои действия и добиваться максимально высоких прибылей, регулируя цены на выпускаемую продукцию. И в этом смысле мы можем говорить о потенциальной опасности монополизации тех или иных отраслей экономики. Кроме того, чем меньше фирм, тем менее эластичен по цене спрос потребителя на данном рынке. Вследствие этого фирма может повышать цены на свою продукцию, не неся больших потерь в объеме продаж.
Лидерство в ценах –
это одна из форм рыночного поведения
олигополистов, при которой все
конкуренты на данном рынке следуют
в фарватере ценовой политики
ведущего или господствующего
Когда мы говорим о лидерстве
в ценах, то предполагаем, что никаких
соглашений или договоренностей
между предприятиями нет. И тем
не менее согласование действий олигополистов,
несмотря на закамуфлированный характер,
в определенном смысле происходит открыто.
Ценовой лидер, высказывая публично
те или иные намерения в отношении
предполагаемого изменения
Особенность поведения ценового лидера заключается в том, что он, как правило, не реагирует на незначительные колебания в условиях издержек и спроса. Изменение цен происходит только в том случае, если имеют место заметные отклонения в стоимости тех или иных факторов производства или изменения в условиях функционирования предприятия либо выпуска продукции.
Наконец, цена на олигополистическом рынке может формироваться на основе учета средних общих издержек производства, к которым прибавляется накидка обычно в размере определенного процента. В дальнейшем мы будем использовать термин «средние издержки», под которыми в долгосрочном периоде следует понимать совокупность издержек, так как деление их на постоянные и переменные приемлемо лишь для краткосрочного периода.
Расчетная цена, образованная на основе средних издержек производства и определенной процентной накидки в качестве экономической прибыли, служит своего рода стандартной ценой для проведения ценовой политики, которая призвана учитывать действительную и возможную конкуренцию, финансово-экономическую и рыночную конъюнктуру, стратегические цели и прочие обстоятельства. Подобного рода форма ценообразования в основном присуща предприятиям в высокой степенью дифференциации и диверсификации выпускаемой продукции, которые становятся значительным препятствием для точного определения спроса и издержек по каждому отдельно взятому изделию. [9, с.135]
Предпочтение, отдаваемое олигополиям
и развертыванию неценовой
Часто отмечают, что в
действительности олигополия - это
игра характеров - игра, в которой
так же, как в шахматах или в
покере, каждый игрок должен предугадать
действия соперника - его блеф, контрдействия,
контрблеф - настолько, насколько это
возможно. Поэтому экономисты, занимающиеся
теорией олигополии, были восхищены
появлением в 1944 году объемистой и высоко
математезированной книги под названием
“Теории игр и экономическое
поведение”. Могло ли случиться, что
Джон фон Нейман и Оскар Моргенштерн
решили, наконец, головоломку олигополии?
Конечно, Нейман и Моргенштерн сделали
большой шаг вперед. Вместо того
чтобы в качестве отправной точки
предпринятого ими исследования
выдвинуть свое предположение о
том, как одна фирма отреагирует
на изменения, проводимые другой фирмой,
они решили выяснить, какое предположение
относительно поведения своих конкурентов
оптимально для фирмы.Суть подхода
Неймана-Моргенштерна - можно выразить
с помощью простого примера. Представьте
себе рынок, где существует только две
фирмы - компания Альфа и предприятие
Зет. Единица их продукции стоит
1 доллар затрат. Если каждая фирма установит
цену 5 долларов и продаст 100 единиц
в месяц, то, имея 4 доллара прибыли
с единицы, каждая из них получит
общий месячный доход в 400 долларов.
Если каждая фирма установит 4 доллара
за штуку и продаст 120 единиц, то,
имея 3 доллара прибыли с единицы,
она получит общую месячную прибыль
в 360 долларов. Какую цену реально
установят эти фирмы? Конечно, 5 долларов
- это цена, которая максимизирует
их общие доходы, но в условиях олигополии
эта цена может не быть стабильно
равновесной. Кроме двух уже упомянутых
возможностей, Альфа должна учитывать
еще две. Первая - снизить цену до
4 долларов, в то время как Зет
держит 5 долларов. Это позволит ей забрать
у Зет множество потребителей
и продать 150 единиц, получив 450 долларов
дохода. Вторая - держать цену 5 долларов,
в то время как Зет снизит цену
до 4. В этом случае Зет заберет
у Альфа множество
Один вариант поиска ответа
- рассмотрение различных предположений,
которые каждая фирма может сделать
о поведении другой. Если Альфа
предположит, что Зет спросит 4 доллара,
опять-таки лучшим для нее будет
держать цену в 4 доллара. Похоже, что
Альфе лучше всего держать
цену именно в 4 доллара, независимо от
того, что делает фирма Зет. Альфа
будет также осознавать, что взгляды
Зет на эту игру - зеркальное отражение
ее собственных. После соизмерения
возможных последствий