Планирование деятельности предприятий общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 15:27, контрольная работа

Краткое описание

Управление персоналом представляет собой часть менеджмента, связанную с персоналом организации.
Управление персоналом - это разработка и реализация кадровой политики, включающей: планирование, наем и размещение рабочей силы; обучение, подготовку и переподготовку работников; продвижение по службе и организацию карьеры; условия найма, труда и его оплату; обеспечение формальных и неформальных связей, создание комфортного психологического климата в трудовом коллективе. Главная цель системы управления персоналом - создание результативных мотиваций, обеспечение компании высококлассными кадрами, их продуктивное использование, профессиональное и социальное развитие.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Теоретические аспекты управления персоналом предприятия.docx

— 101.46 Кб (Скачать файл)

ориентированный финансовый анализ (предназначен для решения  приоритетной финансовой проблемы компании, например оптимизации дебиторской  задолженности, проводится на базе как основных форм внешней бухгалтерской отчетности, так и расшифровок только тех статей отчетности, которые связаны с указанной проблемой);

регулярный финансовый анализ (предназначен для постановки эффективного управления финансами  компании на базе представления в  определенные сроки, ежеквартально  или ежемесячно, специальным образом  обработанных результатов комплексного финансового анализа).

В зависимости от заданных направлений финансовый анализ может проводиться в следующих  формах:

ретроспективный анализ - необходим для анализа сложившихся  тенденций и проблем финансового  состояния организации на основе отчетности с расшифровками, на основе текущих договоров;

план-фактный анализ - требуется для оценки и выявления причин отклонений отчетных показателей от плановых;

перспективный анализ - необходим для экспертизы финансовых планов, их обоснованности и достоверности  с позиций текущего состояния  и имеющегося потенциала.

Основные  направления финансово-экономического анализа.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия:

анализ доходов  и расходов предприятия,

анализ себестоимости  продукции,

анализ прибыли  предприятия,

анализ деловой  активности предприятия,

анализ рентабельности деятельности предприятия.

Маржинальный анализ (определение оптимального объема производства):

анализ взаимосвязи  затрат и объема реализации,

точка безубыточности,

анализ эффекта  операционного рычага.

Анализ имущественного потенциала предприятия:

анализ структуры  и динамики активов,

анализ структуры  и динамики пассивов.

Анализ ликвидности  и финансовой устойчивости предприятия:

анализ ликвидности  баланса,

коэффициентный  анализ ликвидности и платежеспособности,

коэффициентный  анализ финансовой устойчивости предприятия.

Экономический анализ деятельности предприятия

Определение места  предприятия на товарном рынке (анализ производства и реализации продукции):

анализ емкости  и доли рынка предприятия,

система показателей  объемов производства и продаж,

анализ ассортимента продукции,

анализ качества и конкурентоспособности продукции.

Анализ основных средств:

анализ состояния  основных средств,

анализ эффективности  использования основных средств,

факторный анализ фондоотдачи,

анализ использования  производственных мощностей.

Анализ материальных ресурсов:

анализ обеспеченности материальными ресурсами,

анализ эффективности  использования материальных ресурсов.

Анализ трудовых ресурсов:

анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами,

анализ использования  рабочего времени,

анализ производительности труда,

анализ фонда  заработной платы. 

 

Понятие «трудовые ресурсы» используется для характеристики трудоспособного населения в масштабах страны, региона, отрасли экономики или предприятия. В рамках отдельного предприятия наиболее употребляемое понятие — персонал, т.е. личный состав предприятия, включающий всех наемных работников, а также рабо тающих собственников и совладельцев. Основными характеристиками персонала предприятия являются численность и структура. Численность персонала предприятия зависит от характера, слож-ности, трудоемкости производственных (или иных) и управленче ских процессов, степени их механизации, автоматизации, компью теризации. Эти факторы определяют ее нормативное (плановое) значение. Более объективно персоналхарактеризуется списочной (фактической) численностью, т.е. числом работников, которые официально работают на предприятии в данный момент. Структура персонала предприятия — это совокупность отдель ных групп работников, объединенных по ряду признаков и катего рий. В зависимости от участия в производственном процессе выде ляются: промышленно-производственный персонал — работники, связанные непосредственно с производством, и непромышленный персонал — работники, непосредственно не связанные с произвол- ством и его обслуживанием, работники социальной инфраструкту ры предприятия (работники детских и медицинских учреждений, находящиеся на балансе предприятия, и т.д.). В зависимости от характера трудовых функций промышленно- производственный персонал подразделяется на категории: ¦ рабочие — это работники, непосредственно занятые созда нием материальных ценностей или оказанием производст венных и транспортных услуг. Рабочие подразделяются на основных, непосредственно связанных с производством продукции, и вспомогательных, связанных с обслуживани ем производства; ¦ специалисты — работники, осуществляющие экономические, инженерно-технические, юридические, административные и другие функции. К ним относятся: экономисты, инженеры, технологи, юристы, инспекторы по кадрам, бухгалтеры и др.

; ¦ служащие (технические  исполнители) — работники, осуществ ляющие финансово-расчетные функции, подготовку и оформ ление документов, хозяйственное обслуживание и другие функции. К ним относятся секретари, табельщики, кассиры, экспедиторы и др.; ¦ руководители, осуществляющие функции управления пред приятием. Руководителей условно можно подразделить на высший уровень (предприятия в целом — директор, гене ральный директор, управляющий и их заместители); средний (руководители основных структурных подразделений — цехов, отделов, управлений, а также главные специалисты) и низо вой (работающие с исполнителями — руководители бюро, секторов, мастера). Разделение персонала предприятия на категории осуществляет ся в соответствии с нормативным документом — квалификацион ным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, разработанным Институтом труда и утвержден ным постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 37 от 21 августа 1998 г. Квалификационный справочник, учитывая требования разви тия нашего общества, ввел в число должностей руководителей должность менеджера. Менеджеры осуществляют управление деятельностьюпредприятия (высший уровень), его структурных подразделений (средний уровень) или обеспечивают выполнение определенной деятельности в сфере бизнеса (низовой уровень). Менеджеры низового уровня в условиях развития малого и сред него предпринимательства являются организаторами этой дея тельности. Половозрастная структура персонала предприятия — это соот ношение групп персонала по полу и возрасту. Возрастная структура характеризуется долей лиц соответствующих возрастов в общей численности персонала. При изучении возрастного состава рекомендуются следующие группировки: 16, 17, 18, 19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45—49, 50—54, 55-59, 60-64, 65 лет и старше. В структуре персонала по уровню образования выделяются работники, имеющие высшее, незаконченное высшее, среднее специальное и среднее общее образование. Структура персонала по стажу может рассматриваться по обще му трудовому стажу и стажу работы на данном предприятии.

Профессиональная структура персонала предприятия — это соотношение представителей различных профессий или специ альностей (экономистов, бухгалтеров, рабочих), обладающих тео ретическими и практическими навыками, приобретенными в ре зультате обучения и опыта работы в данной области. Квалификационная структура персонала — соотношение работ ников различного уровня квалификации (степени профессиональ ной подготовки), необходимого для выполнения определенных тру довых функций. В нашей стране уровень квалификации рабочих определяется разрядом или классом, а для специалистов — категорией, разрядом или классом. Кроме представленной выше, структура персонала предприятия может быть рассмотрена и по другим признакам. Организационная структура — это состав и соподчиненность должностных лиц в соответствии с организационной структурой предприятия. Она отражена в схеме оргструктуры и штатном распи сании организации. Функциональная структура отражает функциональное разделе ние труда в сфере управления предприятием и соотношение от дельных групп персонала в зависимости от выполняемых ими кон кретных функций управления (управление персоналом, финансами, ремонтом и т.д.). Социальная структура характеризует трудовой коллектив предприятия как совокупность групп, выделенных по полу, воз расту, семейному положению, уровню образования, уровню до ходов и т.п. Ролевая структура коллектива определяет состав и распределе ние творческих, коммуникативных и поведенческих ролей между отдельными работниками. Творческие роли характерны для органи заторов и изобретателей. Коммуникативные роли определяют со держание и участие работников при принятии решений. Поведен ческие роли характеризуют типовые модели поведения работников на работе, в быту, в конфликтных ситуациях. Анализ структуры персонала следует проводить систематически.

Под SWOT-анализом понимаются исследования, направленные на определение и оценку сильных и слабых сторон предприятия, оценку его возможностей и потенциальных угроз. Возможности определяются как нечто, дающее фирме шанс сделать что-то новое: выпустить новый продукт, завоевать новых клиентов, внедрить новую технологию, перестроить бизнес-процессы и т.п. Угроза — это то, что может нанести ущерб фирме, лишить ее существующих преимуществ: появление новых конкурентов, появление товаров-заменителей и т.п.

SWOT-анализ  может быть проведен в течение любого реально имеющегося времени: от 1 — 2 часов до нескольких дней. Если в первом случае выводы приходится делать на основе экспресс-опроса, то при наличии 2 — 3 дней удается предварительно изучить документы, провести необходимые интервью, разработать модель ситуации и детально обсудить проблемы с заинтересованными участниками.

SWOT-анализ  целесообразно проводить с использованием  несложных графологических средств.

На  первом этапе SWOT-анализа перечисляются  слабые и сильные стороны организации  по схеме:

  • сильные стороны;
  • слабые стороны;
  • угрозы;
  • благоприятные возможности.

Таким образом, формируется 4 списка, которые  затем удобно расположить в виде матрицы, представленной в таблице 1.

Затем рассматриваются различные сочетания  сильных сторон с угрозами и возможностями, а также слабых сторон с угрозами и возможностями. При этом на пересечении  строк и столбцов можно располагать  как различные стратегические мероприятия, обусловленные конкретным сочетанием сильных или слабых сторон с угрозами и возможностями, так и количественные оценки значимости взаимодействия сильных или слабых сторон с угрозами и возможностями.

Рассмотрим  условный пример. Существует предприятие, которое хочет освоить новую  продукцию — моторные лодки для  отдыха населения. Для определения  стратегии проводят SWOT-анализ. Получены следующие результаты, представленные в табл. 1.

Таблица 1 Матрица SWOT-анализа

Сильные стороны:

  • Высокое качество родукции фирмы
  • Муниципальная помощь
  • Квалифицированный персонал

Слабые стороны:

  • Отсутствие новых видов продукции
  • Слабый маркетинг
  • Недостаток финансов

Угрозы:

  • Жесткая конкуренция
  • Покупатели ожидают разнообразного дизайна

Возможности:

  • В данном регионе много озер, прудов и водоемов
  • Увеличение числа желающих провести досуг на воде

Вторым  шагом анализа будет количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней  среды. На пересечении строки и столбца  ставится экспертная оценка значимости данного сочетания угроз и  сильных сторон, возможностей и сильных  сторон и прочее. Если угроз; значима  для сильных или слабых сторон предприятия, то оценка значимости такого сочетания будет высокой. Таким  образом, получаем количественную оценку проблем, возникших на пересечении  сильных и слабых сторон предприятия, с угрозами и возможностями внешней  среды. Представим эти данные в виде матрицы (табл. 2).

Таблица 2 Количественная оценка сильных и  слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды

 

Сильные стороны

Слабые стороны

Высокое качество продукции фирмы

Муниципальная помощь

Квалифицированны персонал

Отсутствие новых видов продукции

Слабый маркетинг

Недостаток финансов

Угрозы

Жесткая конкуренция

5

4

4

5

4

2

Покупатели ожидают разнообразного дизайна

4

1

2

5

3

1

Возможности

В данном регионе много озер, прудов и водоемов

2

1

1

3

4

3

Увеличение числа желающих провести досуг на воде

2

1

1

3

4

3


Результаты  оценки по пятибалльной системе приведены  в таблице 3. Суммируя полученные оценки, можно определить общую значимость сильных и слабых сторон, угроз  и возможностей внешней среды (см. табл. 12).

Таблица 3 Количественная оценка сильных ii слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды

Сильные стороны:

Слабые стороны:

Высокое качество продукции фирмы

13

Отсутствие новых видов продукции

16

Муниципальная помощь

7

Слабый маркетинг

15

Квалифицированный персонал

8

Недостаток финансов

9

Угрозы:

Возможности:

Жесткая конкуренция

24

В данном регионе много озер, прудов и водоемов

14

Покупатели ожидают разнообразного дизайна

16

Увеличение числа желающих провести досуг на воде

14

Информация о работе Планирование деятельности предприятий общественного питания