Планирование издержек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Отрасль — выделяемая и обобщаемая структура предприятий, корпораций, организаций по признаку единства экономического назначения производимой продукции, работ, услуг.
Отрасль характеризуется также единством и однородностью потребляемого сырья; общностью технологической базы и технологических процессов; однородным профессиональным составом кадров.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая машиностоения.docx

— 445.74 Кб (Скачать файл)

Классификация отраслей народного  хозяйства может осуществляться посредством группировки видов  деятельности по отраслям, различающимся  характером функций, выполняемых ими  в общей системе общественного  разделения труда.

Международная    стандартная   отраслевая    классификация   всех   видов

экономической деятельности  имеет  17  секций,  обозначенных заглавными

11латинскими буквами. Одни секции состоят из одного раздела например, строительство, образование, другие - из нескольких разделов. Всего в МСОК входит 159 групп, которые образуют 290 классов, к ней адаптирована российская ОКВЭД (Таблица 1.2.) Приложение 2). Здесь разделы и группы представлены с учетом характера производимых товаров и услуг; вида сырья, обработки и технологии производства. Классы устанавливаются с учетом основной части продукции, производимой включенными в этот класс единицами. Единицами наблюдения в МСОК являются объекты, по которым ведется сбор информации, однородные по экономической деятельности и местоположению. Единицами вида деятельности может быть предприятие или его часть (подразделение).

Рыночные  отношения предприятий развивают интеграционные процессы Повидимому, этим объясняется возникновение отраслевых и межотраслевых комплексов. Под межотраслевыми понимают комплексы, продукция которых используется во многих других отраслях. К ним в настоящее время относятся топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, агропромышленный, социальный комплексы.

Сущность  комплекса пока точно не определена, скорее всего это стремление предприятий  не просто к интеграции, а к комбинированной  интеграции, что в общем относится  к прогрессивным явлениям концентрации производства. 

     Машиностроительный комплекс является ведущим звеном в экономике страны, поскольку здесь осуществляется производство подавляющей части орудий труда, решающая роль которых в общей системе производительных сил показана в работах многих исследователей.

     Для современного машиностроения характерны: многообразие производимой продукции; гибкость и мобильность производства которая обеспечивается с помощью гибких производственных систем (ГПС); широкие межотраслевые связи, порождающие мультипликативный эффект во взаимодействии отраслей машиностроительного комплекса.

  Дальнейший экономический прогресс нашего общества неразрывно связан с глубокими качественными сдвигами в материально-технической базе на основе интенсификации производства, повышение его эффективности и ускорение научно-технического прогресса. Основой материально-технической базы является машиностроительный комплекс. Он пока еще располагает мощным производственным и научно-техническим потенциалом и оказывает большое влияние на масштабы и темпы развития экономики нашей страны.

     За последние годы в машиностроительном комплексе произошли крупные количественные и качественные изменения.

     В развитии машиностроительного комплекса целесообразно, прежде всего, обеспечить опережающее развитие отраслей, являющихся базой научно-технического прогресса (электронная промышленность, приборостроение, станкостроительная и инструментальная промышленность, электротехническая промышленность), обеспечить широкое внедрение гибких производственных систем, добиться максимальной унификации узлов и деталей, увеличить применение прогрессивных материалов.

    Новая техника выпускаемая предприятиями машиностроительного комплекса должна отвечать следующим требованиям: соответствовать или превосходить высшие отечественные и мировые достижения по качественным показателям ресурсосбережения и трудосбережения; обладать высоким уровнем эргономичности; производство и поставка техники должна осуществляться в виде систем и комплексов машин, реализующих целостные технологические процессы;

оборудование и машины должны быть оснащены электронными и компьютерными  устройствами для диагностики, измерения  и регулирования параметров, автоматизированного  управления; все вновь выпускаемые виды техники надежности должны превышать существующие не менее, чем в 2 - 3 раза; вновь создаваемые виды машин должны производиться в блочно-модульном исполнении, обладать высокой степенью унификации и стандартизации узлов и агрегатов.

    Дальнейшее развитие машиностроительного комплекса должно осуществляться путем рационального сочетания базовых и новых технологий.

    На первом этапе реконструкции следует преодолеть отставания в распространении многих прогрессивных базовых технологий, создать предпосылки для широкого использования новых высокоэффективных ресурсосберегающих технологических процессов.

    На втором этапе необходимо произвести замену традиционных базовых технологий на новейшие, основанные на использовании энергии атома, комплексной автоматизации и электронизации, информационных технологиях, биотехнологиях, производстве новых материалов.

    Следует повысить масштабы применения нетрадиционных методов обработки материалов, электрофизических процессов, электромагнитных полей, электронно-лучевой и лазерной обработки, и плазменно-механической и магнитно-образивной обработки, импульсно-взрывных методов, сверхвысоких давлений и других методов. Совершенствование традиционных технологий необходимо проводить за счет внедрения ресурсосберегающих процессов.

1.3. Факторы  определяющие отраслевую структуру  машиностроения

 

 Структура машиностроения формируется под воздействием многих факторов, важнейшими из которых являются: научно-технический прогресс; темпы развития отраслей народного хозяйства; концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование; рост материального благосостояния и культурного уровня народа; сырьевые ресурсы страны; место страны в системе международного разделения труда; укрепление позиций России на мировом рынке.

     В  отраслевой структуре машиностроения, как и всей промышленности  в целом, отражается уровень  индустриального развития страны  и ее экономической самостоятельности,  степень технической оснащенности  отраслей народного хозяйства.

Несомненно, что  основным фактором, определяющим структуру  машиностроения и ее изменения, является научно-технический прогресс, уровень  развития науки и техники в  стране. Научно-технический прогресс находит свое выражение в создании новой и совершенствовании действующей  техники и технологии; росте механизации  и автоматизации производства; создании и использовании новых видов  сырья, топлива, энергии и материалов; освоении новой и совершенствовании  ранее выпускаемой продукции, повышении ее качества; росте квалификационного и образовательного уровня занятых в народном хозяйстве, изменении отраслевой структуры производства и т.д.

Это способствует возникновению новых специализированных отраслей машиностроения, совершенствованию  и увеличению объемов производства уже имеющихся отраслей, углублению их специализации кооперирования. Внедрение  в народном хозяйстве достижений научно-технического прогресса ломает прежние представления о составе  отраслей, об их рациональных сочетаниях и взаимосвязях. Возникают и ускоренно  развиваются новые, наукоемкие отрасли  и виды производств (атомное и  космическое машиностроение, производство компьютеров всех классов и их программного обеспечения, робототехники, микропроцессоров и др.). Возрастает удельный вес в общем объеме машиностроения существующих отраслей, создающих техническую базу для автоматизации производства: электротехнической, электронной промышленности, приборостроения, станкостроения. Ускорение научно-технического прогресса способствует экономии материальных ресурсов, что, в свою очередь, оказывает воздействие на отраслевую структуру машиностроения. Освоение ресурсосберегающей техники и технологии обеспечивает опережающие темпы роста ресурсо - потребляющих отраслей.

Большое влияние на изменение отраслевой структуры машиностроения оказывают  темпы развития отраслей народного  хозяйства, потребляющих машиностроительную продукцию. Чем выше темпы развития той или иной отрасли народного  хозяйства, тем больше ее потребность в машиностроительной продукции и тем выше темпы роста отрасли машиностроения, производящей эту продукцию.

Развитие  специализации и кооперирования производства приводит к разделению существующих отраслей и к образованию  v новых отраслей машиностроения, специализирующихся не только на изготовлении отдельных видов продукции и ее частей, но и на осуществлении определенных стадий технологического процесса.

Массовое  внедрение в производство научных  достижений, широкое распространение  современной высокопроизводительной техники влекут за собой усиление концентрации производства и углубление его специализации не только в  рамках национальных хозяйств, но и  в пределах целой группы сотрудничающих стран. Экономическая интеграция, объединяя  силы стран-участниц и углубляя разделение труда между ними, способствует прогрессивным  сдвигам в отраслевой структуре  их хозяйств, вытекающим из требований научно-технического прогресса.

Значительное  влияние на отраслевую структуру  машиностроения оказывает рост материального  благосостояния и культурного уровня народа. Под влиянием этих факторов образуются новые производства по изготовлению предметов культурно-бытового назначения - магнитофонов, музыкальных центров, телевизоров, видеоаппаратуры, электроприборов, стиральных машин, пылесосов, мотоциклов, легковых автомобилей.

 

 

 

 

Глава 2.  Машиностроение России и его отраслевая структура

2.1. Отрасль  машиностроения и ее структура

Современное машиностроение многопрофильно, оно  включает в себя больше сотни подотраслей  и производств, является самой сложной  и дифференцированной отраслью промышленности. Возникновение машиностроения, как самостоятельной отрасли и его отраслевая дифференциация непосредственно связаны с общественным разделением труда. Разделение общественного труда проявляется в трех формах: общее, частное, единичное.

Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные  отрасли народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт  и др.

Частное разделение труда проявляется в обособлении отдельных отраслей и производств внутри промышленности, сельского хозяйства, строительства и других отраслей материального производства. Например, в промышленности выделились металлургическая, машиностроительная, легкая, пищевая промышленность и другие отрасли. Под воздействием частного разделения труда в машиностроении постоянно создаются новые отрасли.

Единичное разделение труда находит свое выражение  в разделении и организации труда  непосредственно на предприятиях.

То  или иное производство становится обособленной отраслью машиностроения при наличии определенных технико-экономических предпосылок. И, прежде всего, при условии наличия ряда однородных предприятий, специально занятых изготовлением отдельных видов продуктов.

Отрасль машиностроения представляет собой  совокупность субъектов хозяйственной  деятельности независимо от их ведомственной  принадлежности   и   форм   собственности,   разрабатывающих   и  (или) современное машиностроение многопрофильно, оно включает в себя больше сотни подотраслей и производств, является самой сложной и дифференцированной отраслью промышленности. Возникновение машиностроения как самостоятельной отрасли и его отраслевая дифференциация непосредственно связаны с общественным разделением труда. Разделение общественного труда проявляется в трех формах: общее, частное, единичное.

Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные  отрасли народного хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт  и др.

Частное разделение труда проявляется в обособлен  ии отдельных отраслей и производств  внутри промышленности, сельского хозяйства, строительства и других отраслей материального производства. Например, в промышленности выделились металлургическая, машиностроительная, легкая, пищевая  промышленность и другие отрасли. Под  воздействием частного разделения труда  в машиностроении постоянно создаются  новые отрасли.

Единичное разделение труда находит свое выражение  в разделении и организации труда  непосредственно на предприятиях.

То  или иное производство становится обособленной отраслью машиностроения при наличии определенных технико-экономических предпосылок. И, прежде всего, при условии наличия ряда однородных предприятий, специально занятых изготовлением отдельных видов продуктов. Отрасль машиностроения представляет собой совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности   и   форм   собственности,   разрабатывающих   и  (или) производящих продукцию (выполняющих работу или выполняющих услуги) определенных видов, которые имеют однорядное потребительское или функциональное назначение. При этом отрасль характеризуется однородностью производственно-технической базы, специфичностью состава кадров и условий труда. Отрасли, в состав которых входит несколько однородных специализированных отраслей, называют комплексными отраслями. В состав специализированных отраслей включаются различные подотрасли и производства, которые характеризуются теми же признаками, что и отрасль, но являются более узко специализированными, выпускают более однородную продукцию по сравнению с отраслью и располагают меньшим количеством предприятий.

   В настоящее время отрасли  машиностроения объединены в  единый машиностроительный комплекс, который включает в себя 12 крупных  отраслей и около 100 специализированных отраслей, подотраслей и производств.

( см. Приложение 3) К комплексным отраслям  относятся: тяжелое, энергетическое  и транспортное машиностроение; электрическая промышленность; химическое  и нефтяное машиностроение; станкостроительная  и инструментальная промышленность; приборостроение; автомобильная  промышленность; транспортное и  сельскохозяйственное машиностроение; строительно-дорожное и коммунальное  машиностроение; машиностроение для  легкой и пищевой промышленности  и бытовых приборов; авиационная  промышленность; судостроительная  промышленность; промышленность средств  связи. Комплексные   отрасли,   в  свою   очередь,   включают  в   себя   ряд специализированных  первичных отраслей. Например, в  такую комплексную отрасль, как  тяжелое, энергетическое и транспортное  машиностроение, входят:    производство    турбин    и    котлов    паровых;    дизелей    и  дизельгенераторов; комбайнов, проходческих  машим и машин шахтных погрузочных;  кранов мостовых электрических,  кранов на автомобильном ходу  и кранов башенных; тепловозов  магистральных, грузовых и пассажирских  магистральных вагонов, вагонов  метрополитена.

Информация о работе Планирование издержек