Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:59, курсовая работа
Отрасль — выделяемая и обобщаемая структура предприятий, корпораций, организаций по признаку единства экономического назначения производимой продукции, работ, услуг.
Отрасль характеризуется также единством и однородностью потребляемого сырья; общностью технологической базы и технологических процессов; однородным профессиональным составом кадров.
темпы роста оборотов в 2005‐2006 гг.
Рис. 5. Средние темпы роста выручки компаний различных секторов машиностроительной отрасли, - %, базовый год - 2005
В результате лидерами по
стали компании энергетического
Рис. 6. Средние темпы роста активов компаний различных секторов машиностроительной отрасли, %, базовый год – 2005
За 2005‐2007 их совокупный объем вырос в 3,1 раза, в то время как активы
судостроительных и
увеличились всего на 36% и 78%, показав минимальный
(см.рис.3)
Рис. 3. Структура машиностроительной отрасли
Почти половина доходов приходится на производителей
транспортных средств и
оборудования.Более подробное
Рис.4. Распределение компаний отрасли по выручке, 2007 г.
И 50% чистой прибыли пришлись
Рис.8. Распределение компаний Рис 7. Распределение компаний
отрасли по чистой прибыли отрасли по активам
Авиа- и ракетостроители
сектора при 20%‐ой доле по
соответственно при доле в
машиностроения.
Характеристика предприятий
Общее число компаний машиностроительного
сектора на отечественном рынке,
согласно данным Госкомстата составляет
более 90 тысяч, 7,5 тысяч из которых
Уровень концентрации в
Согласно критериям ФАС, это
концентрации в секторе.
с крупнейшими предприятиями
металлургической и газовой
распределение крупнейших компаний по годовому обороту (см. рис. 9)
Рис. 9. Распределение компаний отрасли по выручке, 2007 год
По итогам 2007 года лишь 3% компаний получили выручку, превышающую 2 млрд. $. Это крупнейшие представители отрасли АвтоВАЗ, Группа ГАЗ, Форд Мотор, КамАЗ, Концерн ПВО Алмаз-Антей и Трансмашхолдинг.
Еще 9% компаний получили выручку от 1 до 2 млрд. $.
Среди них Соллерс (Севастополь-Авто) ТВЭЛ, Ахк Сухой, ПО Уралвагонзавод, Автотор, Концерн Тракторные заводы, Автофрамос,
ОПК Оборонпром и др. Все это крупнейшие предприятия
Стоит учесть, что в
Остальные предприятия отрасли характеризуются
еще более низкими показателями оборота и
Установление научно-обоснованных пропорций в развитии отраслей машиностроения позволяет повысить темпы развития народного хозяйства на базе научно-технического прогресса и достичь максимально возможной экономии общественного труда.
Машиностроение отличается разветвленной отраслевой структурой, постоянным увеличением количества отраслей. Ведущая роль машиностроения в народном хозяйстве предполагает создание такой его структуры, которая отвечала бы задачам. Освоенности расширенного воспроизводства, всемерного повышения экономической эффективности производства. Такая структура создается путем установления и научного обоснования темпов роста и доли каждой отрасли в машиностроительном производстве, путем обеспечения пропорциональности между отраслями в соответствии с уровнем развития производительных сил и потребностями отечественного и мирового рынков в продукции машиностроения. При том предусматривается преимущественное развитие отраслей и производств, обеспечивающих научно-технический прогресс.
Объективной закономерностью развития советского машиностроения являлось опережение темпов его отраслей по сравнению с темпами развития отраслей — потребителей его продукции. Так, за 1950-1990 гг. прирост продукции машиностроения в 2 раза превосходил отрасли группы «А», т.е. тяжелую промышленность страны.
Процесс перехода России к рыночной экономике тяжело отразился на машиностроении. Здесь произошел значительный спад производства большинства видов машиностроительной продукции.
Ниже представлена динамика производства в промышленности и машиностроении (табл. 2.3).
Таблица 2.3.
Индексы промышленного производства (1990 г. = 100)
1992 |
1995 |
1998 |
1999 |
2000 |
или |
2002 | |
Вся промышленность |
75 |
50 |
46 |
51 |
57 |
60 |
62 |
в том числе: |
|||||||
машиностроение и металлообработка |
77 |
41 |
37 |
44 |
52 |
56 |
57 |
машиностроение |
75 |
39 |
37 |
38 |
45 |
48 |
49 |
Эти данные свидетельствуют о том, что за указанный период снижение производства в машиностроении было больше чем в промышленности в целом. Это крайне негативное явление, поскольку машиностроение является структурообразующей отраслью в народном хозяйстве страны. Опережающие темпы развития машиностроения позволяют расширять технологический парк машин в отраслях потребителях, заменять машины, ежегодно выбывающие вследствие износа, повышать уровень механизации и автоматизации производства, с тем, чтобы облегчить труд и повысить его производительность.
Чем выше темпы развития отраслей народного хозяйства и глубже процессы механизации и автоматизации производства, тем более возрастает необходимость ускорить темпы роста машиностроения. Изменения в отраслевой структуре машиностроения взаимосвязаны с развитием и изменением его производственных связей. Производственные связи могут быть межотраслевыми и внутриотраслевыми. Все они основаны на получении и поставках изделий производственного потребления — орудий и предметов труда — одними отраслями промышленности другим или внутри отрасли отдельными предприятиями в порядке как снабжения, так и кооперирования. К производственным относятся связи по снабжению металлом, электроэнергией, топливом, по поставке готовых машин, оборудования, приборов, а также отдельных узлов, деталей, полуфабрикатов, заготовок. Межотраслевые и внутриотраслевые связи отражают взаимоотношения машиностроения с отраслями народного хозяйства и промышленности, а также взаимоотношения отраслей внутри машиностроения.
Уровень межотраслевых производственных связей зависит от степени дифференциации отраслевой структуры машиностроения, промышленности и народного хозяйства в целом. Связи каждой отрасли определяются ее ролью в процессе воспроизводства, характером экономического назначения продукции и используемых в процессе производства орудий и предметов труда. Производственные связи между отраслями устанавливаются путем разработки материальных балансов, в которых отражаются все ресурсы определенного вида продукции и их распределение. Материальные балансы, разрабатываемые по важнейшим видам продукции, позволяют раскрыть связи определенной отрасли с отраслями потребителями данной продукции, показать соотношение между производством и потреблением. Но в реальных условиях общественного производства отрасли находятся в более глубоких производственных связях друг с другом, поэтому в системе частных материальных балансов трудно и практически невозможно выделить все цепные связи, относящиеся к данному конкретному продукту.
Вся совокупность отраслевых связей в народном хозяйстве и промышленности раскрывается с помощью разработки межотраслевого баланса производства и потребления продукции.
Составление межотраслевого
Уровень детализации
межотраслевого баланса 1995 года предполагал
выделение примерно 200 отраслей. Классификация
отраслей и соответствующих им групп
товаров и услуг для
Нахождение наиболее эффективной отраслевой структуры промышленного производства предполагает многовариантную разработку межотраслевого баланса. Эта задача решается с использованием экономико-математической модели баланса и электронно-вычислительных машин.
В промышленно развитых странах, где кризисы и спады производства повторяются периодически, изменения текущей конъюнктуры меньше всего затрагивают выпуск новейшей высокотехнологичной продукции, что создает определенные импульсы для выхода из кризисных ситуаций.
Машиностроению России в последнее время присуща диаметрально
противоположная
тенденция — опережающее
прогрессивной техники. В результате можно полностью утратить накопленный за
предшествующие годы технологический потенциал, хотя и недостаточно
30качественный,
но все же имеющий
Резкое сокращение производства в начале 1990-х гг. меньше затронуло выпуск товаров длительного пользования, удельный вес которых был выше среднего, — главным образом легковое автомобилестроение и производство бытовой техники,