Планирование издержек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Отрасль — выделяемая и обобщаемая структура предприятий, корпораций, организаций по признаку единства экономического назначения производимой продукции, работ, услуг.
Отрасль характеризуется также единством и однородностью потребляемого сырья; общностью технологической базы и технологических процессов; однородным профессиональным составом кадров.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая машиностоения.docx

— 445.74 Кб (Скачать файл)

при наиболее быстром  росте цен на них и высокой  рентабельности производства Так, основной особенностью происходящих изменений  была ориентация на выпуск относительно престижных изделий при ухудшении  условий выпуска многих других, что было во многом обусловлено покровительственной таможешюй политикой государства, например, в отношении автомобилестроения. Поэтому относительное благополучие некоторых предприятий данной отрасли временно и в условиях постоянного повышения издержек производства и нарастающей конкуренции со стороны иностранных производителей неизбежны спад и периодические остановки производства. Состояние машиностроения также усугублялось высоким уровнем концентрации и монополизмом производства.

Отраслевые  сдвиги в машиностроительном комплексе  в пореформенный период характеризовались  увеличением доли выпуска основного  производителя инвестиционных и  потребительских товаров длительного  пользования — автомобилестроения и значительным снижением коэффициента использования производственных мощностей  в оборонной промышленности. В  результате адаптации технологического ядра обрабатывающей промышленности к спаду инвестиций в экономике отечественное машиностроение стало функционировать в условиях сужения емкости всех рынков и падения эффективности, ориентируясь на текущий платежеспособный спрос. Это нашло свое отражение в смешении пропорций инвестиционного спроса промышленности и государства в сторону преимущественно потребительского спроса на продукцию машиностроения. В подотраслях гражданского машиностроения в период реформирования экономических отношений наблюдались тенденции обновления структуры, как результат межстранового перераспределения потоков продукции, обусловленного различиями в уровне конкурентоспособности. Суботрасли тяжелого, транспортного и особенно энергетического машиностроения обеспечиваются экспортом конкурентоспособных видов продукции и сохраняющимся спросом на отечественном рынке. Для электротехнической промышленности по-прежнему характерны значительные объемы выпуска и поставок на внутренний рынок, но по техническому уровню продукция этой отрасли отечественного производства уступает зарубежным аналогам. Отечественное оборудование, выпускаемое предприятиями химического и нефтяного машиностроения, по техническому уровню в большинстве своем также уступает зарубежным аналогам. В связи с этим для отраслей — потребителей данной продукции в значительной степени характерны поставки технологичного оборудования по импорту или создание собственных машиностроительных производств на базе зарубежных технологий и оборудования за счет финансовых средств от экспорта сырья и энергоресурсов.

Параллельно формируется тенденция создания сборочных производств импортной комплектации.

     Приборостроение в рассматриваемый период в прогрессирующем темпе утяжелялось значительной по объемам и устаревшей по сроку эксплуатации производственной базой. Последующее выбытие производственных мощностей в результате низкого спроса и ликвидация производств значительно сократили объемы выпуска подотрасли — особенно в радиоэлектронной составляющей, что объяснялось массовым потреблением высокотехнологичного импорта, Машиностроение для легкой и пищевой промышленности большей частью неэффективно — развитие соответствующих отраслей экономики обеспечивается в значительной мере импортными поставками оборудования.

Современное состояние машиностроения показывает необходимость продуманной политики государства в отношении оптимизации отраслевой структуры. Совершенствование отраслевой структуры отрасли должно основываться на анализе макроэкономических пропорций экономики. Установление научно обоснованных пропорций в развитии отраслей машиностроения позволяет повысить темпы развития народного хозяйства на базе научно-технического прогресса и достичь максимально возможной экономии общественного труда. Структурированию отрасли способствовало бы создание на государственном уровне системы определения технических и технологических приоритетов на перспективу в 5—10 лет, подобно тому, как это имеет место во многих развитых странах (Германии, Японии, Франции, США). Для этого на регулярной основе, опираясь на мнение ученых из Академии наук, с привлечением ведущих центров технической и технологической направленности, под эгидой Минпромнауки России и с привлечением заинтересованных министерств и ведомств должны составляться прогнозы развития техники и технологий, приводящие к созданию принципиально новых наукоемких продуктов, которые будут востребованы рынком. Далее, прослеживая необходимые технологические цепочки, приводящие к выпуску соответствующей продукции, т. е. определяя наличие (или отсутствие) соответствующих фундаментальных и прикладных знаний, ноу-хау, технологий, специалистов, производственных мощностей и так далее, специализированный исследовательский центр должен оценивать время и объем необходимых вложений для сохранения такого продукта. Правительство, на основе представленных данных и исходя, из стратегических интересов России могло бы уже принимать решение о целесообразности производства такого продукта в стране и степени и формах участия государства в поддержке и развитии соответствующей цепочки. Создание под эгидой государства таких цепочек будет способствовать образованию и укреплению кооперационных договорных связей между множеством предприятий различных форм собственности, которые затем могут перерасти и в более устойчивые связи, основанные на совместном владении капиталом.

Эффект  от совершенствования отраслевой структуры  машиностроения может проявляться  в следующем: 1)рост взаимопроникновения и перераспределения ресурсов осваиваемых производств с повышением уровня качества продукции от применения наукоемких технологий; 2) постепенное снижение себестоимости производства за счет эффективного использования ресурсов; 3)постепенное замещение импортного производства продукцией отечественного машиностроения; 4) развитие инфраструктуры отраслей машиностроения.

В результате совершенствования отраслевой структуры машиностроения должно сформироваться ядро - совокупность хозяйствующих субъектов, эффективно реагирующих на изменение конъюнктуры рынка и выпускающих конкурентоспособную продукцию.

3.2. Основные направления совершенствования отраслевой структуры машиностроения

Машиностроение  определяет производственный потенциал  Российской Федерации, обеспечивает устойчивое функционирование жизненно важных комплексов отраслей промышленности и секторов экономики (топливно-энергетического  комплекса, оборонных отраслей, строительной индустрии) и наполнение потребительского рынка.

Машиностроительному комплексу принадлежит ключевая роль в осуществлении научно-технической  революции. Массовое изготовление техники  новых поколений, способной дать многократное повышение производительности труда, открыть путь к автоматизации  всех стадий производства, требует  существенных структурных сдвигов. В 1991 — 1998 гг. отмечается резкое снижение производства машиностроения и всей промышленности. Это обусловило ряд  негативных явлений в экономике: снизилась производительность труда, сохраняется высокая доля затрат ручного труда недостаточны темпы  обновления и модернизации действующего парка оборудования, что обуславливает  старение активной части основных фондов.

Наметившаяся  в 1999 г. тенденция оживления реального  сектора, сохраняемая и в последние  годы, позволила машиностроительным предприятиям продолжить реформирование производственного аппарата, увеличивать  объем выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом. По итогам четырех  лет (1999-2002 гт.) общий объем производства продукции машиностроения и металлообработки вырос на 51,4 %. Высокими темпами росло  производство в отраслях металлургического  машиностроения, подъемно-транспортного, химического и нефтяного, транспортного  и сельскохозяйственного, железнодорожного машиностроения и станкостроения.

Росту производства способствовало повышение спроса со стороны отраслей     топливно-энергетического     комплекса,     химической     и  нефтехимической промышленности, строительно-дорожного и коммунального хозяйства, сельского хозяйства и других потребителей машин и оборудования. Этому же способствовала и ценовая конкурентоспособность отечественной техники на внутреннем рынке (аналогичная импортная продукция в 2-5 раз дороже) и импортозамещение, подкрепленное переходом на выпуск новых видов приборов, техники и машин. На предприятиях активизировалась работа по оптимизации мощностей, реструктуризации активов, проведению сертификации, освоению новых видов машиностроительной продукции и повышению качества.

В ближайшей  перспективе (2004-2020 гг.) намечены прогрессивные  структурные сдвиги не только между  отраслями машиностроения, но и внутри каждой отрасли. С этой целью разработаны ряд программ, которые будут способствовать ускоренному развитию тех или иных отраслей машиностроения.

     Приказом Минпромторга России № 319 от 23 апреля 2010 года утверждена Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года.

 Стратегия предназначена: для определения приоритетных направлений развития автомобильной промышленности Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу и путей их реализации; для определения перспективных направлений по разработке и корректировке законодательной и нормативной правовой базы развития автомобильной промышленности.

  Для реформирования и развития  станкостроительной и инструментальной  промышленности — реализация  федеральной целевой программы  «Реформирование и развитие станкостроительной  и инструментальной промышленности  России на период до 2005 г.»,  что позволит создать мобильную  структуру эффективных предприятий,  сформировать ядро действующих  предприятий по выпуску действительно  конкурентоспособного оборудования  с переходом на комплектную  поставку оборудования с монтажом, наладкой и сервисным обслуживанием.  Для стабилизации развития энергетического  машиностроения и реализации  энергетической стратегии России  с целью обеспечения энергетической  независимости страны: разработка  и принятие «Стратегия развития  энергетического машиностроения  Российской Федерации на 2010 -2020 годы  и на перспективу до 2030 года».  Для стабилизации развития тракторного  и сельскохозяйственного машиностроения: утверждение «Стратегии развития  тракторного и сельскохозяйственного  машиностроения»; организация    научно-технического    центра    тракторного    и    сельскохозяйственного  машиностроения,  в  состав   которого  предлагается включить   научно-исследовательские   институты,   имеющие   в   своем акционерном капитале доли государственной собственности. Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года Подобные   программы   были   разработаны   и   в   других   отраслях машиностроения,   что   будет   способствовать   совершенствованию   его отраслевой структуры, увеличению объемов производства и повышения качества выпускаемой продукции.

Все эти программы являются составной  частью стратегии развития машиностроительного  комплекса на период до 2020 г.

Помимо  вышеперечисленных стратегий и  концепций сюда вошли стратегии  развития строительно-дорожного и  коммунального машиностроения, электротехнической промышленности, машиностроения для  текстильной и легкой промышленности, транспортного машиностроения, нефтегазового  машиностроения, а также отрасли  приборостроения.

3.3. Анализ предприятия  отрасли на примере РУП «Минский  автомобильный завод»

Минский автомобильный завод (МАЗ) является государственным предприятием и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь.

История завода начинается с 9 августа 1944 года, когда Государственный комитет  обороны принял постановление о  строительстве автосборочного завода в г. Минске.

В настоящее время МАЗ - крупнейшее предприятие Республики Беларусь по выпуску автомобильной техники. Гамма выпускаемых автомобилей  включает седельные и бортовые магистральные  автопоезда колесных формул 4x2,4x4,6x4, самосвалы, лесовозы, шасси под комплектацию в количестве 25 моделей. Кроме того, заводом выпускаются прицепы  и полуприцепы к грузовым автомобилям  порядка 10 моделей и прицепы к  легковым автомобилям 2-х моделей.

Наряду с автомобильной техникой, завод выпускает запасные части  к ней, готовые узлы, детали и заготовки по межзаводской кооперации, специальное технологическое оборудование, инструмент, товары народного потребления, оказывает услуги населению и сторонним организациям.

Фактические данные о выпуске продукции  РУП "МАЗ" за 2007-2010 гг.

Таблица 3.1. Выпуск продукции Минским автозаводом

Наименование продукции

Единица измерения

Фактический выпуск по годам

 

 

2007 год

20О8  год

2009 год

2010 год прогноз.

1. Автомобили

шт.

11449

11 343

11 904

12675


 

2. Прицепная  техника, всего

-

2504

2 4 33

2 954

3450

в т. ч. прицепы

-

547

467

1 004

1543

полуприцепы

-

1957

1966

1 950

1907

3. Автобусы

-

110

250

380

490

Всего объем товарной продукции в действующих ценах

млрд. руб.

10895,2

19861,1

86142,7

95620

Информация о работе Планирование издержек