Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:59, курсовая работа
Отрасль — выделяемая и обобщаемая структура предприятий, корпораций, организаций по признаку единства экономического назначения производимой продукции, работ, услуг.
Отрасль характеризуется также единством и однородностью потребляемого сырья; общностью технологической базы и технологических процессов; однородным профессиональным составом кадров.
при наиболее быстром росте цен на них и высокой рентабельности производства Так, основной особенностью происходящих изменений была ориентация на выпуск относительно престижных изделий при ухудшении условий выпуска многих других, что было во многом обусловлено покровительственной таможешюй политикой государства, например, в отношении автомобилестроения. Поэтому относительное благополучие некоторых предприятий данной отрасли временно и в условиях постоянного повышения издержек производства и нарастающей конкуренции со стороны иностранных производителей неизбежны спад и периодические остановки производства. Состояние машиностроения также усугублялось высоким уровнем концентрации и монополизмом производства.
Отраслевые
сдвиги в машиностроительном комплексе
в пореформенный период характеризовались
увеличением доли выпуска основного
производителя инвестиционных и
потребительских товаров
Параллельно формируется тенденция создания сборочных производств импортной комплектации.
Приборостроение в рассматриваемый период в прогрессирующем темпе утяжелялось значительной по объемам и устаревшей по сроку эксплуатации производственной базой. Последующее выбытие производственных мощностей в результате низкого спроса и ликвидация производств значительно сократили объемы выпуска подотрасли — особенно в радиоэлектронной составляющей, что объяснялось массовым потреблением высокотехнологичного импорта, Машиностроение для легкой и пищевой промышленности большей частью неэффективно — развитие соответствующих отраслей экономики обеспечивается в значительной мере импортными поставками оборудования.
Современное состояние машиностроения показывает необходимость продуманной политики государства в отношении оптимизации отраслевой структуры. Совершенствование отраслевой структуры отрасли должно основываться на анализе макроэкономических пропорций экономики. Установление научно обоснованных пропорций в развитии отраслей машиностроения позволяет повысить темпы развития народного хозяйства на базе научно-технического прогресса и достичь максимально возможной экономии общественного труда. Структурированию отрасли способствовало бы создание на государственном уровне системы определения технических и технологических приоритетов на перспективу в 5—10 лет, подобно тому, как это имеет место во многих развитых странах (Германии, Японии, Франции, США). Для этого на регулярной основе, опираясь на мнение ученых из Академии наук, с привлечением ведущих центров технической и технологической направленности, под эгидой Минпромнауки России и с привлечением заинтересованных министерств и ведомств должны составляться прогнозы развития техники и технологий, приводящие к созданию принципиально новых наукоемких продуктов, которые будут востребованы рынком. Далее, прослеживая необходимые технологические цепочки, приводящие к выпуску соответствующей продукции, т. е. определяя наличие (или отсутствие) соответствующих фундаментальных и прикладных знаний, ноу-хау, технологий, специалистов, производственных мощностей и так далее, специализированный исследовательский центр должен оценивать время и объем необходимых вложений для сохранения такого продукта. Правительство, на основе представленных данных и исходя, из стратегических интересов России могло бы уже принимать решение о целесообразности производства такого продукта в стране и степени и формах участия государства в поддержке и развитии соответствующей цепочки. Создание под эгидой государства таких цепочек будет способствовать образованию и укреплению кооперационных договорных связей между множеством предприятий различных форм собственности, которые затем могут перерасти и в более устойчивые связи, основанные на совместном владении капиталом.
Эффект от совершенствования отраслевой структуры машиностроения может проявляться в следующем: 1)рост взаимопроникновения и перераспределения ресурсов осваиваемых производств с повышением уровня качества продукции от применения наукоемких технологий; 2) постепенное снижение себестоимости производства за счет эффективного использования ресурсов; 3)постепенное замещение импортного производства продукцией отечественного машиностроения; 4) развитие инфраструктуры отраслей машиностроения.
В результате совершенствования отраслевой структуры машиностроения должно сформироваться ядро - совокупность хозяйствующих субъектов, эффективно реагирующих на изменение конъюнктуры рынка и выпускающих конкурентоспособную продукцию.
Машиностроение определяет производственный потенциал Российской Федерации, обеспечивает устойчивое функционирование жизненно важных комплексов отраслей промышленности и секторов экономики (топливно-энергетического комплекса, оборонных отраслей, строительной индустрии) и наполнение потребительского рынка.
Машиностроительному
комплексу принадлежит ключевая
роль в осуществлении научно-
Наметившаяся в 1999 г. тенденция оживления реального сектора, сохраняемая и в последние годы, позволила машиностроительным предприятиям продолжить реформирование производственного аппарата, увеличивать объем выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом. По итогам четырех лет (1999-2002 гт.) общий объем производства продукции машиностроения и металлообработки вырос на 51,4 %. Высокими темпами росло производство в отраслях металлургического машиностроения, подъемно-транспортного, химического и нефтяного, транспортного и сельскохозяйственного, железнодорожного машиностроения и станкостроения.
Росту производства способствовало повышение спроса со стороны отраслей топливно-энергетического комплекса, химической и нефтехимической промышленности, строительно-дорожного и коммунального хозяйства, сельского хозяйства и других потребителей машин и оборудования. Этому же способствовала и ценовая конкурентоспособность отечественной техники на внутреннем рынке (аналогичная импортная продукция в 2-5 раз дороже) и импортозамещение, подкрепленное переходом на выпуск новых видов приборов, техники и машин. На предприятиях активизировалась работа по оптимизации мощностей, реструктуризации активов, проведению сертификации, освоению новых видов машиностроительной продукции и повышению качества.
В ближайшей перспективе (2004-2020 гг.) намечены прогрессивные структурные сдвиги не только между отраслями машиностроения, но и внутри каждой отрасли. С этой целью разработаны ряд программ, которые будут способствовать ускоренному развитию тех или иных отраслей машиностроения.
Приказом Минпромторга России № 319 от 23 апреля 2010 года утверждена Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года.
Стратегия предназначена: для определения приоритетных направлений развития автомобильной промышленности Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу и путей их реализации; для определения перспективных направлений по разработке и корректировке законодательной и нормативной правовой базы развития автомобильной промышленности.
Для реформирования и развития
станкостроительной и
Все эти программы являются составной частью стратегии развития машиностроительного комплекса на период до 2020 г.
Помимо вышеперечисленных стратегий и концепций сюда вошли стратегии развития строительно-дорожного и коммунального машиностроения, электротехнической промышленности, машиностроения для текстильной и легкой промышленности, транспортного машиностроения, нефтегазового машиностроения, а также отрасли приборостроения.
Минский автомобильный завод (МАЗ)
является государственным предприятием
и находится в ведении
История завода начинается с 9 августа 1944 года, когда Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве автосборочного завода в г. Минске.
В настоящее время МАЗ - крупнейшее предприятие Республики Беларусь по выпуску автомобильной техники. Гамма выпускаемых автомобилей включает седельные и бортовые магистральные автопоезда колесных формул 4x2,4x4,6x4, самосвалы, лесовозы, шасси под комплектацию в количестве 25 моделей. Кроме того, заводом выпускаются прицепы и полуприцепы к грузовым автомобилям порядка 10 моделей и прицепы к легковым автомобилям 2-х моделей.
Наряду с автомобильной
Фактические данные о выпуске продукции РУП "МАЗ" за 2007-2010 гг.
Таблица 3.1. Выпуск продукции Минским автозаводом
Наименование продукции |
Единица измерения |
Фактический выпуск по годам | |||
| 2007 год |
20О8 год |
2009 год |
2010 год прогноз. | |
1. Автомобили |
шт. |
11449 |
11 343 |
11 904 |
12675 |
2. Прицепная техника, всего |
- |
2504 |
2 4 33 |
2 954 |
3450 |
в т. ч. прицепы |
- |
547 |
467 |
1 004 |
1543 |
полуприцепы |
- |
1957 |
1966 |
1 950 |
1907 |
3. Автобусы |
- |
110 |
250 |
380 |
490 |
Всего объем товарной продукции в действующих ценах |
млрд. руб. |
10895,2 |
19861,1 |
86142,7 |
95620 |