Планирование издержек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Отрасль — выделяемая и обобщаемая структура предприятий, корпораций, организаций по признаку единства экономического назначения производимой продукции, работ, услуг.
Отрасль характеризуется также единством и однородностью потребляемого сырья; общностью технологической базы и технологических процессов; однородным профессиональным составом кадров.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая машиностоения.docx

— 445.74 Кб (Скачать файл)

В составе автомобильной промышленности выделяются: производство троллейбусов; грузовых и легковых автомобилей; автобусов; прицепов и полуприцепов тракторных; мотоциклов и мотороллеров; велосипедов.

В зависимости  от того, на какой сектор ориентирована  выпекаемая продукция, предприятия  условно разделяют на группы:  инвестиционное машиностроение (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое,   нефтяное,   строительно-дорожное),    развитие   которого определяется   инвестиционной   активностью   ТЭКа,   строительного   и транспортного комплексов; транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, зависящее от платежеспособности сельхозпроизводителей, переработчиков сельхозпродукции, а также спроса населения; электротехника, приборостроение, станкостроение - наукоемкие подотрасли, развивающиеся вслед за потребностями всех иных отраслей промышленности, включая и само машиностроение; автомобильная промышленность, продукция которой ориентирована на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребности предприятий, фирм и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов); Тяжелое машиностроение объединяет производство металлургического, горно - шахтного, подъемно - транспортного и энергетического оборудования. Характерными особенностями являются низкая трудоемкость, высокая металлоемкость, низка транспортабельность продукции.

     В тяжелом машиностроении подавляющее большинство предприятий полного цикла (заготовка, обработка, сборка). Производство металлургического оборудования (95,5%) сконцентрирована в Донецком и Приднепровском экономических районах (например, Новокраматорский машиностроительный завод).   Производителями   металлургического   оборудования   является Дебальцевский машиностроительный завод, завод прокатных валков в г. Пугатино, Кадиевский литейно-механический завод, Московский завод тяжелого   машиностроения.   Торезский   завод   производит   рудничные электровозы, машины и вагонетки, Горловский - угольные комбайны и оборудования, Ясиноватский машиностроительный завод – горно-проходное оборудование,  завод в Славянске -  коксохимическое оборудование.

Производят  горно-шахтное    оборудование    для    железорудной промышленности,        энергетическое        машиностроение,       силовые трансформаторы и т. д. Общее машиностроение объединяет транспортное (за исключением автомобильного), сельскохозяйственное (за исключением тракторного), строительного оборудования (за исключением легкой, пищевой и  перерабатывающей  промышленности). Локомотиво – строительства является очень капиталоемким и  привязанным  к источникам  сырья. Тепловозы   производят  в  Брянске,  электровозы   —  в  Новочеркасске, железнодорожные вагоны - в Тверской области. Судостроение - это

строительство и ремонт судов, судовое машиностроение. Судостроение

является  морское и речное. Важнейшие типы судов являются: транспортные

(грузовые, пассажирские), промышленные, промышленно  - добывающие,

спортивно     -     туристические.     Центрами     сельскохозяйственного

машиностроения  являются следующие: Брянск - двигатели  для самоходных

комбайнов;    Нижний    Новгород-    сеялки;    Брянск,    Красноярск свеклоуборочные      комбайны;      Одесса      -      тракторные      плуги;

Москва , Николаев, Первомайск , Брянск, Мелитополь, Донецк, Луганск,

Умань. Среднее машиностроение включает широкий  спектр отраслей, имеет

высокий уровень кооперации производства. На размещение среднего

машиностроения  весомое влияние осуществляют  население, трудовые

ресурсы, квалифицированные кадры. Автомобильные  заводы выпускают:

Волжский, Нижний Новгород- автобусы; Кременчуг  – большегрузные автомашины; Тольятти - малолитражные легковые автомобили; Луцк - легковые автомобили для села; Мелитополь - автомобильные двигатели. Авиационная промышленность развита в Киеве, Харькове (в частности АН - 225). Центром тракторостроения является Харьков (тракторный, самоходных шасси, моторостроительный заводы). В Москве выпускают тракторы. Станкостроение расположено в районах развитого машиностроения (Киев, Харьков, Днепропетровск, Одесса, Запорожье, Львов). Производство приборов, точных машин, инструментов и механизмов сосредоточено в районах высокой технической культуры, для него характерна минимальная металлоемкость. Центрами производства являются: Телевизоров - Москва, Калининградская область, Зеленоград; Электронно-вычислительных машин - Москва, Зеленоград.

В 2002 г. структура выпуска продукции  перечисленных групп выглядела  следующим образом: (в процентах) инвестиционное машиностроение - 18, наукоемкое машиностроение - 14,6, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение - 2,7, машиностроение для  легкой и пищевой промышленности - 2,6, автомобилестроение - 30,6, другие подотрасли машиностроения - 31,5.

Существуют  однако и иные классификации отраслей машиностроения. Так, например, по технико-экономическим  особенностям производства, которые  определяют основные различия в требованиях  к условиям размещения предприятий, выделяют металлоемкое, трудоемкое и  наукоемкое машиностроение: согласно используемым технологиям — малозатратные  и затратные (средне- и высокотехнологичное).

В структуре производства продукции  промышленности в целом машиностроение занимает лидирующие позиции, о чем  свидетельствуют данные таблицы 2.1.

Структура производства продукции по основным отраслям промышленности (в ценах 1999 г.; в процентах к итогу)

Таблица 2.1.

 

 

1992

1995

1998

1999

2000

2001

2002

Вся промышленность

100

100

100

100

100

100

100

В том числе

             

электроэнергетика

8,2

10,5

11,2

10,1

9,2

8,8

8,3

Топливная промышленность

14,0

16,9

18,1

16,9

15,8

15,9

16,4

Из  нее:

             

нефтедобывающая

9,0

10,9

12,0

11,1

10,4

10,7

11,2

нефтеперерабатывающая

2,3

2,6

2,7

2,3

2,3

2,2

2,3

газовая

1,4

1,8

1,9

1,8

1,7

1,6

1,6

угольная

1,2

1,3

1,4

1,3

1,4

1,4

1,3

Черная металлургия

6,7

7,7

7,8

8,3

8,5

8,1

8,1

Цветная металлургия

7,3

9,0

10,0

10,1

10,3

103

10,6

Химическая и нефтехимическая

6,4

6,3

6,3

7,3

7,5

7,4

7,3

промышленность

             

Машиностроение              и

23,8

19,3

17,9

19,2

20,3

20,8

20,3

металлообработка

             

Лесная, деревообрабатьвающая

5,9

5,1

43

4,8

,43

4,7

4,7

целлюлозно-бумажная

             

промышленность

             

Промышленность строительных

4,4

3,8

2,9

2,9

2,9

2,9

2,9

материалов,  легкая

             

промышленность

             

Пищевая промышленность

14,5

15.3

15,5

14,7

14,9

15.3

15.8


Таким образом пятая часть производимой в стране промышленной продукции  приходится на долю машиностроения.

Отраслевая  структура отражает степень общественного  разделения труда, дифференциации и  специализации отраслей. Она люзволяет  судить о пропорциях и взаимосвязях отраслей, в распределении общественного  труда между отраслями и производствами, об их роли в промышленном производстве. Более совершенная отраслевая структура  машиностроения в определенной степени  характеризует эффективность промышленного  производства. Прогрессивность отраслевой структуры мапшностроения характеризуется такими количественными соотношениями отдельных отраслей и производств, при которых обеспечивается наиболее эффективное использование достижений научно-технического прогресса, форм и методов организации производства, материальных и трудовых ресурсов.

Наличие большого количества отраслей и производств  ведет к изменению и совершенствованию  отраслевой структуры машиностроения. За последние годы отраслевая структура машиностроения претерпела

Производство  важнейших видов продукции машиностроительного комплекса России Таблица 2.2.

 

 

1990

1995

1998

1999

2000

2001

2002

1

2

3

4

5

6

7

8

Станки

металлорежущие, тыс. шт.

74.2

18.0

7.6

7.7

8.6

83

63

В том числе с числовым программным управлением, тыс. шт.

16,7

ОЛ

0.1

0.1

0.2

0.18

0.16

Кузнечнопрессовые машины, тыс. шт.

2,3

2,3

1,3

1,1

1,2

13

1.2

Автоматические полуавтоматические линии

56

57

19

26

11

-

-

Турбины млн. кВт

12.5

5,1

2.9

2.6

2,1

1.8

3.9

Генераторы, млн.

8,0

2.8

2,9

2,1

1.4

-

-

Легковые автомобили, тыс. шт.

1103

835

840

954

969

1022

981

Грузовые автомобили, тыс. шт.

665

142

141

176

184

1843

192

Автобусы, тыс. шт.

51.9

39.8

45,7

50,0

54.0

56,4

67.7

Тепловозы магистральные,  шт.

46

12

10

16

21

22

23

Экскаваторы, тыс. шт.

23,1

5.2

33

2,6

3,4

3.6

3,2

Бульдозеры, тыс.

шт.

14,1

2,4

1,6

2.4

3,0

2.7

1,6


За  последние годы отраслевая структура  машиностроения претерпела определенные изменения, что было вызвано резким снижением производства многих изделий (табл. 2.2). Из таблицы видно, что за указанный период (1990-2002) спад производства фактически не отражается лишь на автомобильной  промышленности, и это поставило  ее во главе отраслевой структуры  машиностроения.

В практике планирования и учета отраслевая структура машиностроения определяется путем нахождения удельного веса отраслей (подотраслей) в общем объеме производства продукции. Кроме этого, используются также показатели структуры, исчисленные по удельным весам производственных основных фондов и но численности работающих. Применяется и такой показатель как отраслевой коэффициент опережения (отношение темпов роста производства каждой отрасли и темпам роста производства машиностроения либо промышленности в целом). Результатом изменений в темпах роста отдельных отраслей за определенный период является изменение их удельного веса в машиностроении в целом.

Показатель  выпуска продукции является главным  и обобщающим при изучении отраслевой структуры машиностроения и ее изменений. Этот показатель точнее других характеризует  структуру машиностроения с точки  зрения роли той или иной отрасли  в создании общественного продукта. Показатели численности работающих и стоимость основных промышленно-производственных фондов имеют вспомогательное значение. Они не являются такими комплексными, как показатель выпуска продукции, и кроме того, действительная роль предприятий отрасли зависит  не только от численности работающих и стоимости имеющихся фондов, но и от степени их использования.

Применение  комплекса показателей дает возможность  с разных сторон оценить те сдвиги, которые происходят в отраслевой структуре машиностроения.

2.2. Общая  характеристика отрасли машиностроения 

Объем отрасли

По оценкам экспертов объем (суммарный доход) рынка машиностроительной продукции в 2002 г. Превысил 3 трлн. руб. (см. рис. 2)

Рис. 2. Общий  объем машиностроительной отрасли, млрд. руб.

                                                                                

 

 

Что составляет около 20% от оборота всего обрабатывающего сектора, или 5% от оборота всех российских компаний. До  кризиса  сектор  машиностроения характеризовался высокими и устойчивыми темпами роста. В 2007 году совокупный оборот (выручка) российских машиностроительных  компаний вырос на 20%, что превысило темпы роста совокупной выручки  промышленности. Однако с  2008 года развитие отрасли    затормозилось — рост сектора в 2008 году составил около 10%. В январе текущего года выпуск автомобилей (основной продукции отрасли отечественного машиностроения) и вовсе упал на 80%. Неисключено, что по итогам 2009 года сектор покажет отрицательные темпы прироста. Среди секторов машиностроительной  отрасли, представленных  в  выборке,  наилучшие 

Информация о работе Планирование издержек