Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:59, курсовая работа
Отрасль — выделяемая и обобщаемая структура предприятий, корпораций, организаций по признаку единства экономического назначения производимой продукции, работ, услуг.
Отрасль характеризуется также единством и однородностью потребляемого сырья; общностью технологической базы и технологических процессов; однородным профессиональным составом кадров.
В
составе автомобильной
В зависимости от того, на какой сектор ориентирована выпекаемая продукция, предприятия условно разделяют на группы: инвестиционное машиностроение (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное), развитие которого определяется инвестиционной активностью ТЭКа, строительного и транспортного комплексов; транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, зависящее от платежеспособности сельхозпроизводителей, переработчиков сельхозпродукции, а также спроса населения; электротехника, приборостроение, станкостроение - наукоемкие подотрасли, развивающиеся вслед за потребностями всех иных отраслей промышленности, включая и само машиностроение; автомобильная промышленность, продукция которой ориентирована на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребности предприятий, фирм и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов); Тяжелое машиностроение объединяет производство металлургического, горно - шахтного, подъемно - транспортного и энергетического оборудования. Характерными особенностями являются низкая трудоемкость, высокая металлоемкость, низка транспортабельность продукции.
В тяжелом машиностроении подавляющее большинство предприятий полного цикла (заготовка, обработка, сборка). Производство металлургического оборудования (95,5%) сконцентрирована в Донецком и Приднепровском экономических районах (например, Новокраматорский машиностроительный завод). Производителями металлургического оборудования является Дебальцевский машиностроительный завод, завод прокатных валков в г. Пугатино, Кадиевский литейно-механический завод, Московский завод тяжелого машиностроения. Торезский завод производит рудничные электровозы, машины и вагонетки, Горловский - угольные комбайны и оборудования, Ясиноватский машиностроительный завод – горно-проходное оборудование, завод в Славянске - коксохимическое оборудование.
Производят горно-шахтное оборудование для железорудной промышленности, энергетическое машиностроение, силовые трансформаторы и т. д. Общее машиностроение объединяет транспортное (за исключением автомобильного), сельскохозяйственное (за исключением тракторного), строительного оборудования (за исключением легкой, пищевой и перерабатывающей промышленности). Локомотиво – строительства является очень капиталоемким и привязанным к источникам сырья. Тепловозы производят в Брянске, электровозы — в Новочеркасске, железнодорожные вагоны - в Тверской области. Судостроение - это
строительство и ремонт судов, судовое машиностроение. Судостроение
является морское и речное. Важнейшие типы судов являются: транспортные
(грузовые, пассажирские), промышленные, промышленно - добывающие,
спортивно - туристические. Центрами сельскохозяйственного
машиностроения являются следующие: Брянск - двигатели для самоходных
комбайнов; Нижний Новгород- сеялки; Брянск, Красноярск свеклоуборочные комбайны; Одесса - тракторные плуги;
Москва , Николаев, Первомайск , Брянск, Мелитополь, Донецк, Луганск,
Умань. Среднее машиностроение включает широкий спектр отраслей, имеет
высокий уровень кооперации производства. На размещение среднего
машиностроения весомое влияние осуществляют население, трудовые
ресурсы, квалифицированные кадры. Автомобильные заводы выпускают:
Волжский, Нижний Новгород- автобусы; Кременчуг – большегрузные автомашины; Тольятти - малолитражные легковые автомобили; Луцк - легковые автомобили для села; Мелитополь - автомобильные двигатели. Авиационная промышленность развита в Киеве, Харькове (в частности АН - 225). Центром тракторостроения является Харьков (тракторный, самоходных шасси, моторостроительный заводы). В Москве выпускают тракторы. Станкостроение расположено в районах развитого машиностроения (Киев, Харьков, Днепропетровск, Одесса, Запорожье, Львов). Производство приборов, точных машин, инструментов и механизмов сосредоточено в районах высокой технической культуры, для него характерна минимальная металлоемкость. Центрами производства являются: Телевизоров - Москва, Калининградская область, Зеленоград; Электронно-вычислительных машин - Москва, Зеленоград.
В 2002 г. структура выпуска продукции перечисленных групп выглядела следующим образом: (в процентах) инвестиционное машиностроение - 18, наукоемкое машиностроение - 14,6, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение - 2,7, машиностроение для легкой и пищевой промышленности - 2,6, автомобилестроение - 30,6, другие подотрасли машиностроения - 31,5.
Существуют однако и иные классификации отраслей машиностроения. Так, например, по технико-экономическим особенностям производства, которые определяют основные различия в требованиях к условиям размещения предприятий, выделяют металлоемкое, трудоемкое и наукоемкое машиностроение: согласно используемым технологиям — малозатратные и затратные (средне- и высокотехнологичное).
В структуре производства продукции промышленности в целом машиностроение занимает лидирующие позиции, о чем свидетельствуют данные таблицы 2.1.
Структура производства продукции по основным отраслям промышленности (в ценах 1999 г.; в процентах к итогу)
Таблица 2.1.
1992 |
1995 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 | |
Вся промышленность |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
В том числе |
|||||||
электроэнергетика |
8,2 |
10,5 |
11,2 |
10,1 |
9,2 |
8,8 |
8,3 |
Топливная промышленность |
14,0 |
16,9 |
18,1 |
16,9 |
15,8 |
15,9 |
16,4 |
Из нее: |
|||||||
нефтедобывающая |
9,0 |
10,9 |
12,0 |
11,1 |
10,4 |
10,7 |
11,2 |
нефтеперерабатывающая |
2,3 |
2,6 |
2,7 |
2,3 |
2,3 |
2,2 |
2,3 |
газовая |
1,4 |
1,8 |
1,9 |
1,8 |
1,7 |
1,6 |
1,6 |
угольная |
1,2 |
1,3 |
1,4 |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
1,3 |
Черная металлургия |
6,7 |
7,7 |
7,8 |
8,3 |
8,5 |
8,1 |
8,1 |
Цветная металлургия |
7,3 |
9,0 |
10,0 |
10,1 |
10,3 |
103 |
10,6 |
Химическая и нефтехимическая |
6,4 |
6,3 |
6,3 |
7,3 |
7,5 |
7,4 |
7,3 |
промышленность |
|||||||
Машиностроение и |
23,8 |
19,3 |
17,9 |
19,2 |
20,3 |
20,8 |
20,3 |
металлообработка |
|||||||
Лесная, деревообрабатьвающая |
5,9 |
5,1 |
43 |
4,8 |
,43 |
4,7 |
4,7 |
целлюлозно-бумажная |
|||||||
промышленность |
|||||||
Промышленность строительных |
4,4 |
3,8 |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
материалов, легкая |
|||||||
промышленность |
|||||||
Пищевая промышленность |
14,5 |
15.3 |
15,5 |
14,7 |
14,9 |
15.3 |
15.8 |
Таким
образом пятая часть
Отраслевая
структура отражает степень общественного
разделения труда, дифференциации и
специализации отраслей. Она люзволяет
судить о пропорциях и взаимосвязях
отраслей, в распределении общественного
труда между отраслями и
Наличие
большого количества отраслей и производств
ведет к изменению и
Производство
важнейших видов продукции маши
1990 |
1995 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Станки металлорежущие, тыс. шт. |
74.2 |
18.0 |
7.6 |
7.7 |
8.6 |
83 |
63 |
В том числе с числовым программным управлением, тыс. шт. |
16,7 |
ОЛ |
0.1 |
0.1 |
0.2 |
0.18 |
0.16 |
Кузнечнопрессовые машины, тыс. шт. |
2,3 |
2,3 |
1,3 |
1,1 |
1,2 |
13 |
1.2 |
Автоматические полуавтоматические линии |
56 |
57 |
19 |
26 |
11 |
- |
- |
Турбины млн. кВт |
12.5 |
5,1 |
2.9 |
2.6 |
2,1 |
1.8 |
3.9 |
Генераторы, млн. |
8,0 |
2.8 |
2,9 |
2,1 |
1.4 |
- |
- |
Легковые автомобили, тыс. шт. |
1103 |
835 |
840 |
954 |
969 |
1022 |
981 |
Грузовые автомобили, тыс. шт. |
665 |
142 |
141 |
176 |
184 |
1843 |
192 |
Автобусы, тыс. шт. |
51.9 |
39.8 |
45,7 |
50,0 |
54.0 |
56,4 |
67.7 |
Тепловозы магистральные, шт. |
46 |
12 |
10 |
16 |
21 |
22 |
23 |
Экскаваторы, тыс. шт. |
23,1 |
5.2 |
33 |
2,6 |
3,4 |
3.6 |
3,2 |
Бульдозеры, тыс. шт. |
14,1 |
2,4 |
1,6 |
2.4 |
3,0 |
2.7 |
1,6 |
За последние годы отраслевая структура машиностроения претерпела определенные изменения, что было вызвано резким снижением производства многих изделий (табл. 2.2). Из таблицы видно, что за указанный период (1990-2002) спад производства фактически не отражается лишь на автомобильной промышленности, и это поставило ее во главе отраслевой структуры машиностроения.
В практике планирования и учета отраслевая структура машиностроения определяется путем нахождения удельного веса отраслей (подотраслей) в общем объеме производства продукции. Кроме этого, используются также показатели структуры, исчисленные по удельным весам производственных основных фондов и но численности работающих. Применяется и такой показатель как отраслевой коэффициент опережения (отношение темпов роста производства каждой отрасли и темпам роста производства машиностроения либо промышленности в целом). Результатом изменений в темпах роста отдельных отраслей за определенный период является изменение их удельного веса в машиностроении в целом.
Показатель
выпуска продукции является главным
и обобщающим при изучении отраслевой
структуры машиностроения и ее изменений.
Этот показатель точнее других характеризует
структуру машиностроения с точки
зрения роли той или иной отрасли
в создании общественного продукта.
Показатели численности работающих
и стоимость основных промышленно-производственных
фондов имеют вспомогательное
Применение комплекса показателей дает возможность с разных сторон оценить те сдвиги, которые происходят в отраслевой структуре машиностроения.
Объем отрасли
По оценкам экспертов объем (суммарный доход) рынка машиностроительной продукции в 2002 г. Превысил 3 трлн. руб. (см. рис. 2)
Рис. 2. Общий объем машиностроительной отрасли, млрд. руб.
Что составляет около 20% от оборота всего
обрабатывающего сектора, или 5% от оборота
всех российских компаний. До кризиса
сектор машиностроения