Проблема безработицы и пути её решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – разработка способов регуляции безработицы. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
– анализ состояния и динамики безработицы;
– оценка эффективности действующей региональной системы регуляции безработицы;
– определение внутренней структуры системы регуляции.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….…….3
1. Безработица как индикатор использования трудовых ресурсов….….…..4
2. Безработица как социальное явление……………………………….….….7
2.1. Динамика и структура безработицы в России……………...….7
2.1.1. Анализ изменения ситуации на рынке
труда г. Барнаула………………………………….….…..10
2.2. Проблема безработицы молодёжи…………………………..….15
2.2.1. Содействие занятости молодёжи по г. Барнаулу….……17
2.3. Женская безработица……………………………………….……18
2.3.1. Содействие занятости женщин по г. Барнаулу…………23
2.4. Социальные последствия безработицы…………………………24
3. Государственное регулирование безработицы…………………………….28
3.1. Характеристика государственного регулирования
рынка труда…………………………………………….………..28
3.2. Регулирование безработицы на региональном уровне…….…..30
3.3. Вопросы по проблемам занятости населения,
рассмотренные органами исполнительной и
законодательной власти по г. Барнаулу…………………….….36
Заключение………………………………………………………………….….39
Приложение………………………………………………………………….…40
Литература…

Вложенные файлы: 1 файл

безработица.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2.1. Содействие занятости молодёжи по г. Барнаулу

 

За отчётный период зарегистрировано в качестве ищущих работу 22353 человека в возрасте 14-29 лет (в т.ч. в возрасте 16-29 лет – 14703 чел., 14-15 лет – 7650 чел.), из них 12129 школьников, 1264 студента учебных заведений, временно занятых в период летних каникул.

Присвоен статус безработного 2156 чел., назначено пособие 2181 чел..

Снято с учёта всего 21840 чел., в т.ч.:

– трудоустроено 15531 чел., в т.ч. 12129 школьников, 811 студентов учебных заведений, 754 безработных;

– направлено на профобучение 523 чел.;

– 10247 чел. получили профориентационные услуги.

Приняли участие в общественных работах 2126 чел..

Средняя продолжительность безработицы среди молодёжи за 2000 г. составила 4,5 месяца. В целях расширения возможности трудоустройства молодёжи в февраля 2000 г. проведена ярмарка вакансий рабочих мест для выпускников высших, средних специальных, профессионально-технических учебных заведений. Четырнадцать предприятий предложили молодым специалистам 310 рабочих мест. Претенденты на трудоустройство после предварительного отбора на соответствие требованиям направились на собеседование с работодателями. В результате из 300 выпускников, посетивших ярмарку, 45 нашли работу. [24 с. 6]

 

2.3. Женская безработица

 

При переходе к рыночным отношениям с учётом особенностей состояния экономики России неизбежны крупные изменения в сфере занятости всего населения, включая женщин.

Сегодня бытует мнение, что у российской безработицы женское лицо. Однако это утверждение справедливо лишь для той части рынка труда, что регулируется государством; Здесь действительно доля женщин среди безработных 65-70%. Женщины ощущают неравенство возможностей прежде всего при трудоустройстве и в процессе должностного роста. Чаще указывают на это женщины, имеющие детей (при чём их количество не оказывает существенного влияния на их оценки). Отмечена устойчивая и сильная зависимость между высказанными мнениями и уровнем образования. Чем он выше, тем сильнее ощущается неравенство возможностей. Среди респондентов с высшим образованием считают, что женщины не обладают равными возможностями в должностном росте 68%, а при устройстве на работу – 75%; среди имеющих неполное среднее образование такого мнения придерживаются соответственно только 33% и 43,5%. [2 с. 13]

Определённое значение имеют также возраст и стаж работы. Естественно, что они взаимосвязаны и их влияние однонаправлено. Чем старше женщины и чем продолжительнее их стаж работы, тем в большей степени их мнение меняется от неопределённого к негативному при оценке равенства возможностей в оплате труда, получении образования, карьере. В то же время уровень оплаты оказывает обратное влияние. Чем он выше, тем в большей степени респонденты разделяют точку зрения о равенстве возможностей мужчин и женщин в сфере труда. Однако положение женщин в трудовой сфере зависит не только от воздействия дискриминационных явлений, но и от реализации ценностных установок и устремлений и отражает их предпочтения при выборе типа и вида занятости.

Треть женщин, находящихся на рынке труда в поисках работы – это уволенные по собственному желанию. Показательно, что к увольнению по собственному желанию чаще всего прибегают женщины в возрасте 25-29 лет, т.е. те, для кого как раз и характерна повышенная домашняя нагрузка. Они в основном и обращаются за помощью в службу занятости.

Женский контингент безработных меньше поддаётся отчаянию по сравнению с мужчинами, когда встаёт вопрос о поиске работы. Женщины достаточно легко переходят на ведение домашнего хозяйства, что связано скорее всего с традиционной ролью женщины в обществе.

Для большинства работающих женщин главное – сохранить рабочее место. При этом многие из них согласны потерять в заработке, лишь бы иметь гарантированный доход и сохранить социальные услуги, предоставляемые по месту работы. Тем более, что в отдельных населённых пунктах нет и пока не предвидится других сфер приложения труда, где могли бы трудоустроиться женщины, потерявшие работу.

Проблема феминизации безработицы в настоящее время локализуется и обостряется применительно к так называемым слабо защищённым группам женщин: одиноким и многодетным, воспитывающим детей дошкольного возраста и детей-инвалидов.

По данным статистики, к середине 1999 г. среди безработных женщин многодетные составляли 6%, воспитывающие детей дошкольного возраста – 65% и женщины с детьми инвалидами – 3%. [26 с. 89]

Опыт решения проблем женской безработицы в различных регионах страны показывает, что традиционные направления содействия женской занятости далеко не всегда могут быть успешно применены в отношении слабозащищённых категорий женщин. Устройство безработных женщин на квотированные рабочие места малоэффективно.

Более перспективной формой считается трудоустройство на новые рабочие места, создаваемые на предприятиях альтернативного сектора, например, в социальной сфере. Рациональным считается также предоставление безвозмездных ссуд работодателям, которые трудоустраивают на свои предприятия слабозащищённые категории женщин. Однако механизм взаимодействия службы занятости с исполнительными органами власти, регулирующими все вопросы налогообложения и инвестиций, создания и сохранения рабочих мест, отлажен пока слабо. Хотя служба занятости регулярно вносила свои предложения, но «обратная связь» до последнего времени не действовала. Правда, сегодня определилось несколько направлений координации и дальнейшего совершения работы соответствующих структур.

Прежде всего это касается полноты и достоверности информации о рабочих местах, интересующие данные категории женщин, в частности, о рабочих местах, где возможно применение нестандартных режимов труда.

На уровне предприятий и организаций важно заботиться о том, чтобы при регулировании социально-трудовых отношений проблемы указанных категорий женщин обязательно учитывались в деятельности профсоюзов, а их интересы отражались в соответствующих разделах коллективных договоров и тарифных соглашений. Меры по их социальной защите, принимаемые органами государственной власти, обязательно должны взаимоувязываться с мероприятиями, реализуемыми службой занятости на рынке труда.

Определённым сдерживающим фактором роста численности безработных из числа представительниц массовых «женских» профессий физического труда выступает низкая социальная престижность многих этих занятий. Отмечено, что даже при сокращении общей численности работников предприятия доля женщин, занятых, например, на рабочих местах с неблагоприятными условиями труда, растёт.

Повышенным спросом у безработных женщин пользуются: специальности финансово-экономического профиля – бухгалтер, экономист, финансист, банковский служащий; инженерно-технические – программист, оператор ЭВМ; профессии в сфере торговли и услуг.

Наименьший интерес женщины проявляют к профессиям в области медицины и работе, связанной с воспитанием и уходом за детьми.

Несовпадение профессионально-квалификационной структуры безработных со структурой вакансий имеет для женщин выраженные негативные последствия, чем для мужчин.

Предприятие, подающее заявки в службу занятости, печатающее объявление о приёме, если и не оговаривают в открытую пол работника, то предпочтение отдают мужчинам. Явно прослеживается тенденция к тому, что пол работника, а часто и наличие и количество детей становятся определяющими при трудоустройстве: среди мужчин доля лиц с непродолжительными сроками безработицы (до 1 месяца) больше, чем у женщин, особенно среди тех, кто имеет несовершеннолетних детей (соответственно среди них ниже удельный вес лиц с наибольшими сроками безработицы). Прослеживается тенденция: слабый пол –более длительный период трудоустройства (безработных свыше 1 года среди женщин в 1,5 раза больше, чем среди мужчин – 0,9% против 0,6% на конец июня 1994 г. Женщины предпенсионного возраста (6,8%) вообще не могут найти   работу. [23 с. 92]

Реальность трудоустройства незанятых женщин, ищущих работу, зависит во многом от состояния региональных рынков труда. Но действительно серьёзная оценка состояния регионального рынка труда по качественным его характеристикам требует, чтобы компьютерная сеть службы занятости мела бы сведения не только о наличии рабочих мест, но и о предложении рабочих рук в профессионально-квалификационном и половозрастном составе.

Практически во всех областях и автономных республиках (округах) России регистрируемая безработица носит женский характер: женщины среди лиц, имеющих статус безработных, составляют большинство. Вместе с тем наблюдаются существенные различия по областям и республикам в составе безработных по полу: доля женщин колеблется по регионам от 42-60% до 80-82%. По данным за II квартал 1999 г. в 17 областях доля женщин в составе безработных превышала 75%. В основном это регионы Дальнего Востока, Восточной и Западной Сибири, Северный Кавказ, где в силу специфики экономического развития традиционно не хватало рабочих мест для женского населения. Однако не здесь сосредоточена основная масса безработных российских женщин. [7 c. 95]

Половина из них приходится на Центральный, Уральский, Северо-Западный и Волго-Вятский регионы, отмечающиеся высоким экономическим потенциалом, высокой долей обрабатывающей промышленности, в частности машиностроения и лёгкой промышленности, охваченных глубоким кризисом производства. В этих регионах (кроме Уральского) доля женщин среди зарегистрированных безработных заметно ниже, чем в целом по РФ, но безработица носит более массовый характер по двум причинам: из-за высокой численности занятых и нередко из-за более высокого, чем по стране в целом, уровня безработицы. Самая напряжённая ситуация на рынке труда в связи со спадом производства сложилась во Владимирской, Ивановской, Ярославской, Костромской, Псковской областях, в Мордовской и Чувашской Республиках, в которых требуются особые меры содействия занятости женщин и регулирования рынка труда. В этих регионах официальное число не занятых на одну вакансию в 3-18 раз превышает общероссийские. При среднем значении показателя нагрузки по России 41, в регионах с преимущественным использованием женского труда он составляет от 11,1 (Костромская область) до 75,7 (Ивановская область).

2.3.1. Содействие занятости женщин  по г. Барнаулу 

 

Реализуя постановление администрации Алтайского края от 16.10.2000г. №808 "О краевой комплексной программе " Семья. Женщины. Дети." на 2000- 2002 г. отдел занятости проводил определенную работу.

Как и прежде, наибольший удельный вес из числа обратившихся в службу занятости за отчетный период имеют женщины, их число составляет 19231 человек (54,5%), при этом, среди поставленных на учет по причине сокращения доля женщин значительно выше -74,7 %.

Получили статус безработного 3454 женщины, назначено пособие 3741 человеку. Снято с учета всего 19494 женщины, из них:

  • трудоустроено 11262 чел. (56,9% от общей численности трудоустроенных), в т.ч. 1849 безработных (78,5%);
  • направлено на профобучение 658 чел. (70,8% от общего числа обучающихся), в т.ч. в целях самозанятости - 53 чел.;
  • оформлено на досрочную пенсию 66 женщин (75% от общего числа оформленных).

Пять женщин организовали собственное дело.

На 01.01.2001г. число женщин, состоящих на учете как ищущие работу, составляет 4228 чел. (61, 5% от общей численности), в том числе:

–    имеют статус безработного 2462 чел.(80,0% от общей численности безработных).

Из числа безработных женщин:

– 1615 чел. или 65,6% имеют высшее либо среднее профессиональное образование;

–  118 чел. (4,8%) - инвалиды;

– 769 чел. (31,2%) воспитывают несовершеннолетних детей и детей-инвалидов; в т.ч.

7 чел. (0,3%) - многодетные  родители;

  • 16 чел.(0,6%) - одинокие родители.

Участвовали в общественных работах 2617 женщин, что составляет 63,7% от общего числа работавших на общественных работах.

Услугами Клуба ищущих работу воспользовались 205 женщин, что составляет 94,9 процента от общего числа посетителей Клуба.

Получили услуги по профессиональной ориентации 14960 (62,7%) женщин.

На субсидируемых рабочих местах, созданных и сохраненных за счет средств фонда занятости, отработало 118 женщин.

На Молодежной практике в отчетном периоде было занято 136 женщин. Закончили практику 131 женщина, из которых 103 чел. после окончания практики трудоустроились. Средняя продолжительность безработицы женщин составила 6,8 месяца.   [24 с. 7-8]

 

2.4. Социальные последствия безработицы

 

Как и всякое социально-экономическое явление, безработица имеет закономерные и случайные черты, сущностные и поверхностные характеристики, позитивные и негативные стороны. Их интенсивность и соотношение зависят от масштабов, уровня, региональной специфики, формы безработицы. С точки зрения теории и практики регулирования рынка труда наибольший интерес представляет анализ негативных социальных последствий роста безработицы, позволяющий повысить качество мероприятий по предупреждению и смягчению этих последствий, минимизировать социальную цену радикальных экономических реформ.

В целом в обществе сложилось неприятие безработицы и ясное осознание её социальных последствий.

Снижение жизненного уровня оставшихся без работы, потеря безработными значительной части личных доходов и ухудшение их материального положения характерны для всех стран независимо от действующей системы страхования от безработицы, размеров пособий, и другой материальной помощи. Ведь безработные не участвуют в создании национального дохода, и общество не в состоянии обеспечивать им жизненный уровень, равный тому, что имеют работающие граждане. Ради этого пришлось бы резко увеличить налоговое бремя, что свело бы на нет заинтересованность в труде как занятого, так и не занятого населения.

Информация о работе Проблема безработицы и пути её решения