Проблема безработицы и пути её решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – разработка способов регуляции безработицы. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
– анализ состояния и динамики безработицы;
– оценка эффективности действующей региональной системы регуляции безработицы;
– определение внутренней структуры системы регуляции.

Содержание

Введение……………………………………………………………….….…….3
1. Безработица как индикатор использования трудовых ресурсов….….…..4
2. Безработица как социальное явление……………………………….….….7
2.1. Динамика и структура безработицы в России……………...….7
2.1.1. Анализ изменения ситуации на рынке
труда г. Барнаула………………………………….….…..10
2.2. Проблема безработицы молодёжи…………………………..….15
2.2.1. Содействие занятости молодёжи по г. Барнаулу….……17
2.3. Женская безработица……………………………………….……18
2.3.1. Содействие занятости женщин по г. Барнаулу…………23
2.4. Социальные последствия безработицы…………………………24
3. Государственное регулирование безработицы…………………………….28
3.1. Характеристика государственного регулирования
рынка труда…………………………………………….………..28
3.2. Регулирование безработицы на региональном уровне…….…..30
3.3. Вопросы по проблемам занятости населения,
рассмотренные органами исполнительной и
законодательной власти по г. Барнаулу…………………….….36
Заключение………………………………………………………………….….39
Приложение………………………………………………………………….…40
Литература…

Вложенные файлы: 1 файл

безработица.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

Пытаясь компенсировать снижение уровня своих доходов, безработные используют запасы продуктов, купленные ранее предметы длительного пользования. Те, кто имеет садовые и дачные участки, стараются повысить эффективность использования земли для получения дополнительных натуральных и денежных доходов. Практикуется сдача в аренду жилых помещений. Кроме того, часть безработных вовлечена в сферу теневой экономики, имеет неконтролируемые доходы от индивидуальной деятельности. По закону центра занятости обязаны лишать эту категорию граждан (полностью или частично) пособий по безработице, однако механизм контроля за указанными доходами практически отсутствует.

Согласно положению «О порядке регистрации граждан и условиях выплаты пособий по безработице» размеры пособий дифференцируются в зависимости от категории граждан, признанных безработными: уволенным с предприятий она выплачивается в течение первых трёх месяцев в размере 75% среднего заработка, в течение последующих четырёх месяцев – 60%, в дальнейшем – 45%. Во всех случаях пособие по безработице не может быть ниже минимального размера заработной платы и превышать фактически сложившийся в конкретных регионах средний заработок.

Таким образом, можно констатировать соответствие условий выплаты пособий по безработице в России общепринятым стандартам. Тяжелое материальное положение наших безработных объясняется, по нашему мнению, не столько проблемами в законодательстве о социальной защите безработных, сколько общей экономической ситуацией в стране и перекосами в политике заработной платы и социального обеспечения.

Что же представляет собой так называемый прожиточный минимум?

Утрата квалификации и потеря квалифицированных работников. Одним из наиболее значимых последствий роста безработицы, особенно длительной, застойной, является полная или частичная утрата квалификации. При смене безработным профессии или специальности под давлением конъюнктуры рынка, общество по существу безвозвратно теряет те средства, которые были затрачены на подготовку работника по прежней профессии (специальности). Конечно в ряде случаев необходимость переобучения вызвана требованиями научно-технического прогресса, отмиранием старых профессий и появлением новых. В этом случае затраты на переобучение неизбежны, экономически оправданы и не связаны с безработицей.

Особенно ощутимы социально-экономические потери в связи с массовыми увольнениями или вынужденным переходом на малоквалифицированную работу специалистов и научных работников.

Исключительно большую угрозу для общества представляет отток научной и технической элиты и творческих работников из России в другие страны. Вследствие сокращения объёма научных исследований, недофинансирования предприятий ВПК, свёртывания наукоёмких производств, специалисты высокой квалификации не находят применение своим силам и вынуждены либо переходить в коммерческие структуры, либо уезжать за границу. Особую опасность представляет деградация фундаментальной науки: научные школы формируются десятки лет, а разрушить их можно очень быстро. Вместе с тем, отток учёных и специалистов за рубеж, обусловленный в том числе и ростом безработицы, среди научной и творческой интеллигенции нельзя, по нашему мнению, рассматривать только с негативной точки зрения. Работа по срочным контрактам позволяет приобрести дополнительные знания и опыт, которые могут в дальнейшем обогатить отечественную науку. Много хуже, когда учёные и специалисты выезжают в страны дальнего зарубежья на постоянное место жительства, увозя с собой частицу научного потенциала России.

Обострение криминогенной ситуации. Другим очень опасным и разрушительным следствием роста безработицы является обострение криминогенной ситуации. Беспрецедентный рост преступности может свести на нет все усилия по радикальному реформированию экономических и общественных отношений.

Преступниками, как известно, не рождаются, ими становятся. Не малое число тех, кто не может найти работу, особенно длительное время, стремится поправить своё материальное положение за счёт легальных и нелегальных (нетрудоспособных) доходов. Нередко они смыкаются с преступными группировками, которые контролируют значительную часть банковского и финансового капитала, торговлю сырьём и импортными товарами.

Застойная безработица усиливает социальное расслоение общества и отбрасывает тех, кто потерял работу, в самый низкий по своему социальному статусу слой населения. У люмпенизированной части населения накапливается ненависть к богатым, которых они считают виновниками своих страданий, возникает соблазн восстановить «социальную справедливость».

Усиление социальной напряжённости и политической нестабильности. Рост безработицы, безусловно, увеличивает социальную напряжённость как прямо, так и косвенно: снижается жизненный уровень безработных, усиливается социальное расслоение в обществе, обостряется криминогенная ситуация.

Один из серьёзнейших социальных последствий роста безработицы – неуверенность в своём будущем. При этом количество людей, не уверенных в стабильности своих рабочих мест, значительно выше реальных масштабов безработицы. Это объясняется и общей нестабильностью экономического положения в стране, спадом производства и снижением уровня жизни, непривычностью феномена безработицы.

Выявлены и определённые различия в отношении к безработице различных социальных групп населения. Больше других опасаются потерять работу лица в возрасте 45-60 лет, представители технической и гуманитарной интеллигенции, работника промышленных предприятий и проектных организаций (до 51% опрошенных), лица, занятые в государственном секторе экономики (29-34% респондентов).

Социологические вопросы прояснили ещё один важнейший аспект проблемы – каков психологический настрой тех, кто потерял работу, как они себя чувствуют в роли безработного. Как оказалось, люди совершено по разному реагируют на потерю места работы: для большинства это не создаёт стрессовую ситуацию. У некоторых возникает чувство беспокойства, апатии и даже крушение надежд и жизненных планов. Особенно унизительным считают своё положение одинокие немолодые люди, у которых, как правило, не очень крепкое здоровье.

В зоны критичности были включены: официально зарегистрированные безработные; неработающие, но не имеющие официального статуса безработного граждане с душевым доходом в семье менее прожиточного минимума; лица, работающие в режиме частичной занятости с низким уровнем душевого дохода; работающие граждане с низким уровнем заработной платы, не имеющие дополнительных доходов.

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  БЕЗРАБОТИЦЫ

 

3.1. Характеристика государственного  регулирования рынка труда

 

Под государственной политикой на рынке труда мы понимаем деятельность государства, направленную на регулирование элементов рынка труда во имя достижения оптимального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчение последствий безработицы.

В России создана государственная служба занятости, которая проводит эту политику. Основные сведения:

Дата создания. Государственная служба занятости населения РФ сформирована в 1991 г. после принятия закона «О занятости населения в РФ».

Правовые акты, регулирующие основную деятельность. Закон «О занятости населения в РФ»; Положение «О государственном фонде занятости населения», Указы президента (4); Постановления правительства (11); Нормативный акты ФСЗ (467).

Основные задачи. Учитывать свободные рабочие места и граждан, нуждающихся в трудоустройстве; информировать о возможностях трудоустройства; содействовать выбору подходящей работы гражданами и подбору необходимых работников работодателями; сохранять и организовывать новые рабочие места путём прямого инвестирования и кредитования; организовывать общественные работы; организовывать профессиональное обучение и профессиональное консультирование незанятых граждан; оплачивать обучение, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий; регистрировать безработных, выплачивать пособия по безработице и другие виды материальной помощи; оформлять досрочный выход на пенсию; разрабатывать программы занятости, мероприятия по социальной защите различных групп населения.

Источники финансирования. Государственный фонд занятости населения. Аппарат ФСЗ содержится за счёт федерального бюджета.

Структура. ФСЗ России, 89 региональных органов, 2390 городских и районных центров (бюро) занятости, 54 филиала, 52 учебно-методических центра, 7 центров профориентации. Общая численность сотрудников – 35,9 тыс. человек, из них около 20 тыс. специалисты по обслуживанию населения, 5 тыс. – финансовые работники. Территориальная структура органов государственной службы занятости доступна всем гражданам РФ.

Численность безработных граждан, трудоустроенных органами службы занятости, показана в таблице 2 (приложение).

Государство использует различные приёмы политики занятости, можно привести пример некоторых их них, давших положительный эффект в западных странах.

1. Дифференцированный подход к  регулированию рынка труда при  разработке и осуществлении мер  для смягчения особенно разрушительных  социальных последствий экономических  реформ, первоочередная ориентация политики занятости на «группы риска» и регионы с высокой концентрацией застойной безработицы.

2. Взаимодействие и взаимосвязь  политики занятости с другими  направлениями социальной политики.

3. Разработка и осуществление  мер по борьбе с безработицей  особых групп, децентрализация регулирования рынка, возрастание в практике регулирования роли местных муниципальных органов власти.

4. Сочетание государственных и  негосударственных форм деятельности, в том числе общественных, в  области политики занятости.

Необходимо пересмотреть отношение к безработице, следует признать, что безработица – неотделимый элемент рынка труда. Более того, это обратная сторона свободы труда, а в условиях движения к рынку – постоянно возрастающий социальный риск. Пора перейти от призывов к профилактике и недопущению массовой безработице, к выработке реалистических мер:

– недопущение обвальной безработице путём запрещения внезапного закрытия предприятий;

– рынки труда должны стать более гибкими в первую очередь за счёт отмены административных ограничений на свободный перелив рабочей силы;

– пересмотрение и сокращение многочисленных и дорогостоящих социальных программ, отказавшись от достижения «полной занятости» за счёт явно неконкурентоспособных групп, передав заботу о них органам социальной опеки;

– социальные гарантии по безработице целесообразно привести в соответствие с экономическими возможностями субъектов Федерации и ресурсами местных фондов занятости и т.д.

Формирование рыночной системы хозяйствования неизбежно сопровождается обострением проблемы использования трудовых ресурсов и усилением безработицы, что объективно требует разработки государственной политики занятости и механизма её реализации, включая социальную помощь безработным.

Регулирующая функция государства состоит в том, чтобы максимально сблизить спрос на наёмную рабочую силу (со стороны работодателей) и предложение трудоспособного населения, причём не только по количеству работников и их качественной структуре, но и во времени и пространстве.

Очень важен интегрированный и комплексный подход к политике противодействия безработице – в макромасштабе, а также в региональном и местном масштабах.

 

3.2. Регулирование безработицы на  региональном уровне

 

Существуют активные и пассивные подходы к проведению региональной политики занятости. В первом случае акцент делается на государственные инвестиции в развитие производства определённого региона, которые способствуют созданию новых рабочих мест не только на промышленных предприятиях, но и в сфере услуг.

Во втором случае государство действует через систему социальной защиты и финансовую систему и средства из федерального бюджета перераспределяются в пользу наименее развитых регионов и социально незащищённых слоёв населения.

Региональные особенности занятости и функционирование рынка труда обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимися уровнем и структурой занятости, предопределённой отраслевой структурой хозяйства, степенью её конверсионной «утяжелённостью» и завершённости производственного цикла, обеспеченностью сырьевой базой, динамикой и эффективностью производства, инвестиционной активностью и привлекательностью территории (для внешних инвесторов), характером поддержки предприятий со стороны федеральных и местных органов власти и управления.

В качестве критериального показателя разграничения регионов по степени напряжённости на рынке труда целесообразно принять общероссийский уровень безработицы, превышение которого сведёт одни регионы в рисковую группу, а остальные будут составлять нормальную группу.

Все регионы страны дифференцированы по уровню безработицы и неполной занятости на:

  • кризисные
  • дестабилизационные
  • депрессивные
  • регионы становления
  • стабилизационные

Кризисным регионам присущ низкий уровень жизни, а также безработицы и высокая неполная занятость. К их числу относятся, например, Брянская, Тверская, Ярославская области и некоторые другие. Характерно, что реализация реформ в этих регионах имела чисто формальный характер, не затрагивая глубинных основ, обусловивших экономический кризис.

Дестабилизационные регионы – это районы, где высокая безработица и неполная занятость сочетаются с низким уровнем жизни. В их числе Псковская, Ивановская области, Чувашская республика и др. Работа по становлению рынка труда в этих районах шла вяло, высокие показатели безработицы на фоне низкого уровня жизни свидетельствуют о том, что инициатива населения скована.

Информация о работе Проблема безработицы и пути её решения