Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 15:47, курсовая работа
Цель исследования – разработка способов регуляции безработицы. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
– анализ состояния и динамики безработицы;
– оценка эффективности действующей региональной системы регуляции безработицы;
– определение внутренней структуры системы регуляции.
Введение……………………………………………………………….….…….3
1. Безработица как индикатор использования трудовых ресурсов….….…..4
2. Безработица как социальное явление……………………………….….….7
2.1. Динамика и структура безработицы в России……………...….7
2.1.1. Анализ изменения ситуации на рынке
труда г. Барнаула………………………………….….…..10
2.2. Проблема безработицы молодёжи…………………………..….15
2.2.1. Содействие занятости молодёжи по г. Барнаулу….……17
2.3. Женская безработица……………………………………….……18
2.3.1. Содействие занятости женщин по г. Барнаулу…………23
2.4. Социальные последствия безработицы…………………………24
3. Государственное регулирование безработицы…………………………….28
3.1. Характеристика государственного регулирования
рынка труда…………………………………………….………..28
3.2. Регулирование безработицы на региональном уровне…….…..30
3.3. Вопросы по проблемам занятости населения,
рассмотренные органами исполнительной и
законодательной власти по г. Барнаулу…………………….….36
Заключение………………………………………………………………….….39
Приложение………………………………………………………………….…40
Литература…
Депрессивные регионы характеризуются высокой безработицей и низким уровнем неполной занятости и жизни. Это Санкт-Петербург, Ленинградская, Астраханская области, республики Калмыкия, Дагестан. Деятельность по становлению рынка труда здесь началась, но ещё не достигла желаемого уровня.
Предлагается следующая система признаков для классификации и характеристики мер государственного регулирования рынка труда.
1. Направленность мер государственного воздействия на регулирование тех или иных элементов рынка труда. Важнейшими его элементами являются предложения рабочей силы, спрос на рабочую силу, её цена – заработная плата.
2. Характер мер: экономические и административные.
3. Содержание мер: поощрительные и ограничительные.
4. Объект воздействия в
5. Источники финансирования. По
этому признаку меры
Определение доли экономически активного
населения, его демографического и профессионально-
Для РФ с учётом протяжённости её территорий, разнообразия природных условий, специфики размещения производственных комплексов, различий национальных культур, образа жизни, традиций и обычаев, решение проблем занятости должно быть дифференцированным, «привязанным» к конкретной социально-экономической, природной и национальной среде.
Для каждого района нужно разработать свой комплекс мер из арсенала активной политики занятости. Региональную политику занятости можно рассматривать на разных уровнях. Решение проблем занятости в крупных регионах во многом связано с принятием специальных программ (конверсионная программа, программа помощи беженцам и т.п.). Вместе с тем, как показывает мировой опыт, существуют и типовые решения для территориальных единиц, входящих в крупные регионы. По социально-экономическим показателям такие территории можно подразделять на следующие группы: мегаполисы, монопроизводственные города, средние города, небольшие города и сельскохозяйственные районы.
Для мегаполисов наиболее эффективна модель открытого рынка труда, на котором происходит свободное перемещение кадров между предприятиями (учреждениями). Успех политики занятости на этом рынке труда зависит в первую очередь от активности службы занятости.
В монопроизводственных городах следует применять модель внутреннего труда, когда движение кадров происходит внутри предприятия. В случае закрытия предприятия гиганта типа КамАЗа города автоматически становятся «зоной бедствия», поскольку исчезает практически всякая возможность трудоустройства высвобожденных работников. В этом случае необходима государственная поддержка таких предприятий.
Средние города должны решать проблемы безработицы через развитие инфраструктуры, содействия малому бизнесу, индивидуально-трудовой занятости населения. Небольшие города – стимулировать занятость в сельском хозяйстве (на вторых работах, в сезоны уборки урожая), на предприятиях отраслей по переработке сельскохозяйственной продукции. Однако перечисленные виды деятельности носят сезонный характер, а значительную часть года работники этих отраслей оказываются не у дел. Считать их безработными в обычном понимании было бы не совсем точным. Здесь скорее должна идти речь о вторичной занятости. В данной связи представляется уместным вспомнить о распространённых когда-то в России отхожих промыслах. Их развитие, на наш взгляд, входит в задачу социально-экономической политики в современных условиях. Такие промыслы дадут и дополнительные доходы для работников, и дополнительный национальный продукт.
Большую роль для решения проблемы занятости играет кадровая политика предприятий. Суть её заключается в том, что развитие научно-технического прогресса, структурная перестройка производства, выпуск новой продукции должны быть обеспечены кадрами соответствующей квалификации. Потребности в кадрах по отдельным профессиям и специальностям определяются на основе прогнозов изменения производственных параметров. Производится тщательный анализ состояния и потенциала трудовых ресурсов предприятий фирмы, определяется общая потребность в рабочей силе, а также по отдельным должностным, оценивается необходимость найма новых работников и высвобождения некоторой части занятых на предприятиях.
Также к мерам, содействующим решению региональных проблем занятости, относятся:
– организация и расширение центров развития, имеющих благоприятные потенциальные возможности для создания рабочих мест;
– развитие и интенсификация регионального потенциала с учётом людских и природных ресурсов каждого региона и потребности в согласованном и сбалансированном региональном развитии;
– увеличение числа и размеров средних и небольших городов для ограничения роста крупных городов;
– улучшение оказания и распределения наиболее важных услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей и доступа к этим услугам;
– поощрение путём соответствующих социальных мер добровольной мобильности трудящихся в пределах отдельного региона и между различными районами страны наряду с усилиями, содействующими созданию удовлетворительных условий жизни и труда в районах происхождения трудящихся;
– вложение средств в развитие региональных инфраструктур и административных служб, назначение необходимого персонала и предоставление возможностей для получения профессиональной подготовки и переквалификации;
– содействие участию местного населения в определении и осуществлении мер регионального развития.
Принципиальное значение в борьбе с безработицей имеют следующие направления:
Стимулирование хозяйственных процессов и лучшее использование производственных мощностей для производства товаров, конкурентоспособных на рынке.
Ключ в борьбе с безработицей лежит в восстановлении хозяйственной активности, повышении спроса и росте объёма производства.
Разработка программы жилищного строительства. Одной из программ, нацеленных на сокращение безработицы в большом масштабе может стать программа развития жилищного строительства. Она будет косвенно стимулировать развитие значительной части промышленности, сферы услуг и др. Главными факторами, обуславливающими реализацию такой программы, являются: дешёвый кредит и преференционная политика.
Оптимальная политика внешнеэкономического сотрудничества. Она должна создавать элементы конкуренции, но при этом охранять рынок от чрезмерного импорта.
Таким образом, основная цель региональной политики занятости заключается в сбалансированности регионального развития как средства смягчения социальных проблем и проблем занятости, создаваемых неадекватным распределением природных ресурсов и недостаточной мобильностью средств производства, и способа устранения неравномерности развития и распространения занятости по районам и зонам одной о той же страны.
Безусловно, многие вопросы региональной политики занятости в принципе не решаемы без осуществления единой социально-экономической политики, включающей меры кредитно-финансовой и налоговой политики, выработку чёткой позиции по отношению к предпринимателям-банкротам, регулирования миграционных процессов.
3.3. Вопросы по проблемам
органами исполнительной и законодательной власти по г. Барнаулу
По предложению отдела занятости в 2000 году были рассмотрены следующие вопросы на коллегии городской администрации и приняты постановления:
Наименование орга-нов исполнительной и законодательной власти, рассмотрев-ших вопросы |
Название документа по рассмотренному вопросу, дата принятия и № |
Краткая информация о ходе выполнения принятого документа |
1 |
2 |
3 |
Коллегия администрации г. Барнаула |
1. «Об организации общественных работ в 2000 году» от 07.02.2000 г. № 207 |
За 2000 г. в общественных работах приняли участие 4111 чел. |
2. «О квотировании рабочих мест» от 18.02.2000 г. № 283 |
Доведено задание по квотированию рабочих мест до 130 предприятий и организаций города, проведена их регистрация | |
3. «О ходе выполнения Программы
содействия занятости |
Краткая информация о ходе выполнения Программы занятости см. в 1 разделе отчёта | |
4. «О привлечении молодёжи на
работы в период летних |
За 2000 г. 12129 учащейся молодёжи отработало на каникулах |
За 2000 г. проведено 3 заседания городского координационного комитета содействия занятости населения, где рассматривались следующие вопросы:
1. Информация об итогах
2. Рассмотрение бизнес-проектов, представленных на конкурс по организации предпринимательской деятельности безработными гражданами.
3. О положении на
рынке труда города и
4. О результатах конкурса
на лучший бизнес-проект по
организации предпринимательско
5. О проекте основных направлений программы содействия занятости населения г. Барнаула на 2001-2003 гг.
6. О результатах конкурса
на лучший бизнес-проект по
организации предпринимательско
Начальник отдела еженедельно участвует в аппаратных совещаниях главы администрации города, 2 раза в месяц - в работе коллегии городской администрации, ежеквартально - в заседаниях городской Думы, ежемесячно - в часе прямого провода, проводимого администрацией города.
В 2000 году начальник отдела принимала участие в городских заседаниях: Совета предпринимателей, Совета директоров, Совета ректоров, Совета по профилактике правонарушений, комиссии по борьбе с пьянством, алкоголизмом и наркоманией, координационных Советов:
- по делам инвалидов;
- молодежи;
- по социальной адаптации лиц, отбывших уголовные наказания.
Специалисты отдела принимали участие в проведении совещаний в районных администрациях, в РайОНО, где обсуждались вопросы по организации и проведению общественных работ, трудоустройства учащихся на период летних каникул.
Продолжает работу рабочая группа, созданная в 1999 году по предложению отдела при первом заместителе главы администрации города по организации и оперативному управлению временной занятостью населения города - это общественные работы и работа молодежи в период летних каникул, за 2000 год проведено 3 заседания рабочей группы.
Ежедневно начальник отдела и его заместители ведут личный прием граждан, кроме того, за текущий год подготовлены ответы на 126 письменных обращения граждан в службу занятости по вопросам трудоустройства, выплаты пособия, оформления на досрочную пенсию, а также дана информация на 1986 запросов учреждений исполнения наказания; прокуратуры города, края, России; комитетов социального обеспечения; судебных приставов.
Итоги исполнения поручений по обращениям граждан в 2000 году следующие:
– трудоустроено - 15 чел.;
– поставлено на учет в качестве безработного - 11 чел.;
– трудоустроено на общественные работы - 6 чел.;
– оказана материальная помощь - 2 чел.;
– оформлено на досрочную пенсию - 8 чел.;
– даны письменные разъяснения -39 чел.;
За 2000 год отделом также получено 10 письменных обращений от депутатов Барнаульской городской Думы и одно – от депутата Государственной Думы. Все запросы связаны с трудоустройством граждан, нуждающихся ещё и в жилье. Из них один – трудоустроен, один – направлен на профобучение. По трём вопросам не решён, т.к. для них главное не работа, а жильё, чем городская служба занятости не распоряжается; а пять человек на приглашение службы занятости не откликнулись. [24 с. 11-13]