Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 13:48, курсовая работа
Цель курсовой работы – определение максимального значения выходной величины исследуемого процесса при минимизации издержек исследований.
Введение………………………………………………………………….…….4
Задание……………………………………………………………………….…5
1 Проверка гипотез о равенстве систематических погрешностей……….....6
2 Минимизация издержек исследований………………………………...…...13
3 Определение максимального значения выходной величины
исследуемого процесса…………………………..………………………..…...16
Заключение…………………………………………………………………..…77
Список использованных источников………………………………………....78
Приложение А Таблица А.1 – Программа для генерации стратегий проведения экспериментов, разработанная в среде Microsoft Visual Basic……………………………………………………………………………...79
Приложение Б Таблица Б.1 – Критерий Кохрена Ктабл при α=0,95…80
Приложение В Таблица В.1 – Значения критерия Стьюдента (t-критерия) при различной доверительной вероятности (α) для различного числа измерений (u)………………………………………………………….………….81
Приложение Г Таблица Г.1 – Критерий Фишера при доверительной
вероятности α = 0,9563……………………………………………………………...82
3.3.1.1.3 Определение достоверности полученных данных. Воспользуемся критерием Кохрена, согласно этому критерию определяется однородность дисперсий экспериментальных данных, если дисперсия результатов эксперимента неоднородна, значит, в эксперименте допущены грубые промахи, либо не учтен какой-то влияющий фактор.
Таблица 3.8– Расчетное и теоретическое значения критерия Кохрена
77,4712 |
6,7104 |
0,0866 |
0,11 |
– расчетное значение критерия Кохрена,
– теоретическое значение критерия Кохрена.
Теоретическое значение критерия Кохрена определяем согласно данным по Приложению 2
Если выполняется условие <, то дисперсия экспериментальных данных однородна.
3.3.1.1.4 Определение дисперсии воспроизводимости всего плана эксперимента:
1,2104
где N – число экспериментов в матрице плана полного факторного эксперимента.
3.3.1.1.5 Определение дисперсии ошибки в определении коэффициентов, рассчитываемых по формуле:
0,0794.
3.3.1.1.6 Определение оценок коэффициентов:
,
Оценки коэффициентов рассчитываются по формуле:
.
Оценки коэффициентов рассчитываются по формуле:
Оценки коэффициентов рассчитываются по формуле:
.
Таблица 3.9 – Оценкикоэффициентов
A0 |
3,90375 |
A56 |
-0,0020833 |
A1 |
0,45845 |
A123 |
-0,00208333 |
A2 |
-0,19355 |
A124 |
0,0125 |
A3 |
0,177083 |
A125 |
-0,01666666 |
A4 |
-0,25417 |
A126 |
0,00625 |
A5 |
0,192083 |
A134 |
-0,00208333 |
A6 |
0,402083 |
A135 |
0,002083333 |
A12 |
-0,0083333 |
A136 |
-0,00416666 |
A13 |
0,0020833 |
A145 |
0 |
A14 |
0,00416667 |
A146 |
-0,00083333 |
A15 |
-0,005417 |
A156 |
0,00625 |
A16 |
0,00625 |
A234 |
-0,01041666 |
A23 |
-0,00625 |
A235 |
0,002083333 |
A24 |
0,00416667 |
A236 |
-0,00833333 |
A25 |
0,0125 |
A245 |
0,016666667 |
A26 |
-0,00625 |
A246 |
0,002083333 |
A34 |
-0,00625 |
A256 |
-0,00625 |
A35 |
0,0020833 |
A345 |
-0,00208333 |
A36 |
0,0041667 |
A346 |
0,004166667 |
A45 |
-0,0041666 |
A356 |
0,004166667 |
A46 |
-0,005 |
A456 |
-0,00083333 |
3.3.1.1.7 Определение статистической значимости оценок коэффициентов регрессионной зависимости по критерию Стьюдента по формуле:
Таблица 3.10 – Расчетные значения
t0 |
49,16459 |
t56 |
0,02623791 |
t1 |
5,773809 |
t123 |
0,026237909 |
t2 |
2,437607 |
t124 |
0,157427454 |
t3 |
2,230222 |
t125 |
0,209903272 |
t4 |
3,201025 |
t126 |
0,078713727 |
t5 |
2,419135 |
t134 |
0,026237909 |
t6 |
5,063916 |
t135 |
0,026237909 |
t12 |
0,10495164 |
t136 |
0,052475818 |
t13 |
0,0262379 |
t145 |
0 |
t14 |
0,05247582 |
t146 |
0,010495164 |
t15 |
0,0682186 |
t156 |
0,078713727 |
t16 |
0,0787137 |
t234 |
0,131189545 |
t23 |
0,0787137 |
t235 |
0,026237909 |
t24 |
0,05247582 |
t236 |
0,104951636 |
t25 |
0,15742745 |
t245 |
0,209903272 |
t26 |
0,0787137 |
t246 |
0,026237909 |
t34 |
0,07871373 |
t256 |
0,078713727 |
t35 |
0,0262379 |
t345 |
0,026237909 |
t36 |
0,0524758 |
t346 |
0,052475818 |
t45 |
0,05247582 |
t356 |
0,052475818 |
t46 |
0,062971 |
t456 |
0,010495164 |
Если – значит этот коэффициент незначимый и исключается из математической модели (где – табличное значение коэффициента Стьюдента, расчетное значение коэффициента Стьюдента).
Принимая доверительную вероятность равной и число степеней свободы равным табличное значение коэффициента Стьюдента будет равным 2,00 (Приложение 3).
Таким образом, исходя из этого условия, значимыми остались следующие коэффициенты: .
3.3.1.2 Проверка регрессионной зависимости на адекватность:
3.3.1.2.1 Определение теоретических значений в каждой точке плана по регрессионной зависимости:
Таблица 3.11 – Теоретические значение в каждой точке плана и разности между теоретические значение и средним значениями (-)2
Yтеор |
(Yтеор - Y)^2 |
3,121767 |
0,021973121 |
4,038667 |
0,126261778 |
2,734667 |
0,083328444 |
3,651567 |
0,021973121 |
3,475933 |
0,00599076 |
4,392833 |
0,12924025 |
3,088833 |
0,123318028 |
4,005733 |
0,007350204 |
2,613433 |
0,018650454 |
3,530333 |
0,059373444 |
2,226333 |
0,076729 |
3,143233 |
0,010657121 |
2,9676 |
0,01752976 |
3,8845 |
0,061421361 |
2,5805 |
0,074438028 |
3,4974 |
0,030299204 |
3,505933 |
0,00948676 |
4,422833 |
0,079994694 |
3,118833 |
0,137764694 |
4,035733 |
0,043708871 |
3,8601 |
0,008692454 |
4,777 |
0,082369 |
3,473 |
0,134689 |
4,3899 |
0,021481788 |
2,9976 |
0,02027776 |
3,9145 |
0,191698028 |
2,6105 |
0,173194694 |
3,5274 |
0,000944538 |
3,351767 |
2,401E-05 |
4,268667 |
0,095275111 |
2,964667 |
0,169744 |
3,881567 |
0,028302454 |
3,925933 |
0,01153476 |
4,842833 |
0,074438028 |
3,538833 |
0,09891025 |
4,455733 |
0,01752976 |
4,2801 |
0,02886601 |
5,197 |
0,118106778 |
3,893 |
0,059373444 |
4,8099 |
0,00488601 |
3,4176 |
0,007350204 |
4,3345 |
0,123318028 |
3,0305 |
0,12924025 |
3,9474 |
0,00599076 |
3,771767 |
0,04618201 |
4,688667 |
0,083328444 |
3,384667 |
0,049284 |
4,301567 |
0,021973121 |
4,3101 |
0,002168454 |
5,227 |
0,071289 |
3,923 |
0,149769 |
4,8399 |
0,037339121 |
4,664267 |
0,011895538 |
5,581167 |
0,04182025 |
4,277167 |
0,146561361 |
5,194067 |
0,03896676 |
3,801767 |
0,010315788 |
4,718667 |
0,119255111 |
3,414667 |
0,058564 |
4,331567 |
0,005121788 |
4,155933 |
0,00948676 |
5,072833 |
0,12215025 |
3,768833 |
0,09272025 |
4,685733 |
0,005735538 |
3.3.1.2.2 Дисперсии адекватности математической модели определяем по формуле:
,
где l– количество значимых коэффициентов. Дисперсия адекватности показывает, насколько велик разброс значений между теоретической моделью и результатами эксперимента. l =7.
0,203666
3.3.1.2.3Определение адекватности математической модели по критерию Фишера:
Математическая модель будет адекватна, если будет выполнено условие , где - теоретическое значение критерия Фишера, - расчетное значение критерия Фишера.
0,168251, а = 1,4000 , значит математическая модель адекватна. По таблице значений критерия Фишера при доверительной вероятности Q1=N=64, Q2=N-l=64-7=57, где l - число значимых факторов определяем, что (Приложение 4). Мы видим, что (0,168251<1,4), следовательно можно сделать вывод, что модель адекватна. Можно переходить к составлению плана дробного факторного эксперимента.
Расчеты полного факторного эксперимента представлен в документе «Чабан А.» формата Excel.
3.3.2 Для составления плана дробного факторного эксперимента типа необходимо взять три основных фактора и три фактора полученные при помощи генерирующих соотношений. Основными факторами выбираются те факторы, у которых оценки коэффициентов наиболее статистически значимы, а генерирующие соотношения выбираются на основе парных и тройных взаимодействий основных факторов, причем выбираются те сочетания факторов, у которых оценки коэффициентов наименее статистически значимы.
Математическая модель полного факторного эксперимента.
Генерирующие соотношения. Наиболее статистически значимые оценки коэффициентов, исходя из значений критериев Стьюдента, имеют факторы. Из них можно составить следующие генерирующие соотношения: . Сравним значимость данных оценок коэффициентов: 0,05247582, 0,0787137, 0,062971, 0,010495164.
Наименее значимые оценки
коэффициентов соответствуют
.
Примем приближённо равными , все остальные будут статистически незначимыми.
, , , , , , .
Математическая модель полного факторного эксперимента сокращается под действием смешанных коэффициентов, и теперь в ней будут принимать участие только значимые коэффициенты.
Таблица 3.12 – Стратегия проведения дробного факторного эксперимента
N= |
8 | ||||||||
ПР/Р3 |
1-1 |
1-2 |
1-3 |
2-1 |
2-2 |
2-3 |
3-1 |
3-2 |
3-3 |
Количество |
0 |
0 |
8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Таблица3.13 – План дробного факторного эксперимента
№ |
Х1 |
Х2 |
Х3 |
Х4 |
Х5 |
Х6 |
1 |
-1 |
1 |
1 |
-1 |
-1 |
-1 |
2 |
1 |
-1 |
-1 |
-1 |
1 |
-1 |
3 |
-1 |
-1 |
1 |
1 |
1 |
-1 |
4 |
1 |
1 |
-1 |
1 |
-1 |
-1 |
5 |
-1 |
1 |
-1 |
-1 |
1 |
1 |
6 |
1 |
-1 |
1 |
-1 |
-1 |
1 |
7 |
-1 |
-1 |
-1 |
1 |
-1 |
1 |
8 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3.4 В соответствии с методом крутого восхождения формула по полученному плану дробного факторного эксперимента определяются оценки коэффициентов и адекватность регрессионной зависимости .
3.5 Неадекватности регрессионной зависимости или статистическая не значимость коэффициентов являются признаком достижения глобального экстремума.
3.6 Если глобальный экстремум не достигнут осуществляется переход к следующей базовой точке.
Также необходимо следить за тем, чтобы не “проскочить” глобальный экстремум. Для этого необходимо знать среднее значение выходной величины базовое в базовых точках . Необходимым условием является увеличение величины базовое с каждым новым экспериментом. Если величина базовое (n-1)- го эксперимента стала больше чем величина базовое (n)- го эксперимента, то необходимо уменьшить шаг варьирования и заново провести n-й эксперимент.
3.7.1 Вводится шаг варьирования ,для k-того фактора, причем
Таблица 3.14 – Значения оценок коэффициентов первого дробного факторного эксперимента
A1 |
0,45845 |
A2 |
-0,1935 |
A3 |
0,177083 |
A4 |
-0,25417 |
A5 |
0,192083 |
A6 |
0,402083 |
Выбираем наибольшую оценку коэффициентов из таблицы 3.14:
Выбираем значение соответствующей оценки коэффициентов:
= 0,06
Значение таким образом, чтобы выполнялось условие :
= 0,059.
3.7.2 Рассчитываем нормированный шаг:
λ=2,144909.
3.7.3 Рассчитываем шаги в естественных координатах для остальных факторов:
Таблица 3.15 – Шаги в естественных координатах для первого дробного факторного эксперимента
λ1 |
0,059 |
λ2 |
-0,02491 |
λ3 |
0,13294 |
λ4 |
-0,08177 |
λ5 |
0,02472 |
λ 6 |
0,051746 |
3.7.4 Определяем координаты новых базовых точек:
где – старая базовая точка;
– новая базовая точка.
Таблица 3.16 – Значения координат новых базовых точек для первого дробного факторного эксперимента
Х1 |
Х2 |
Х3 |
Х4 |
Х5 |
Х6 | |
Старая база |
0,1714 |
0,25 |
0,375 |
0,375 |
0,1227 |
0,1125 |
Новая база |
0,2304 |
0,225091 |
0,50794 |
0,29323 |
0,14742 |
0,164246 |
Таблица 3.17 - План первого дробного факторного эксперимента.
№ |
Х1 |
Х2 |
Х3 |
Х4 |
Х5 |
Х6 |
Y1 |
Y2 |
Y3 |
1 |
0,1704 |
0,285091177 |
0,85794 |
0,143225 |
0,08742 |
0,104246 |
2,77 |
3,37 |
3,37 |
2 |
0,2904 |
0,165091177 |
0,15794 |
0,143225 |
0,20742 |
0,104246 |
5,56 |
5,36 |
5,76 |
3 |
0,1704 |
0,165091177 |
0,85794 |
0,443225 |
0,20742 |
0,104246 |
3,39 |
2,99 |
3,39 |
4 |
0,2904 |
0,285091177 |
0,15794 |
0,443225 |
0,08742 |
0,104246 |
4,98 |
4,78 |
4,38 |
5 |
0,1704 |
0,285091177 |
0,15794 |
0,143225 |
0,20742 |
0,224246 |
5,61 |
5,81 |
5,81 |
6 |
0,2904 |
0,165091177 |
0,85794 |
0,143225 |
0,08742 |
0,224246 |
4,44 |
4,44 |
4,04 |
7 |
0,1704 |
0,165091177 |
0,15794 |
0,443225 |
0,08742 |
0,224246 |
4,89 |
5,49 |
5,29 |
8 |
0,2904 |
0,285091177 |
0,85794 |
0,443225 |
0,20742 |
0,224246 |
4,01 |
4,61 |
4,61 |
Информация о работе Проведение регрессивного и дисперсионного анализа