Системный анализ станции технического обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявить слабые места в системе управления СТО и найти пути решения данных проблем.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решались следующие основные задачи:
анализ системы управления СТО;
изучение концепции развития управления СТО в условиях нестабильной экономической среды;
анализ реально существующей системы СТО;
предложение модели формирования сервисной системы на основе необходимой и существующей системы.

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Теоретические особенности системы автосервиса 5
1.1. Автосервис, как система 5
1.2. Зарубежные особенности станции технического обслуживания как системы 9
1.3. Внешняя и внутренняя среда системы управления автосервисом 13
Вывод к разделу 1 16
Раздел 2. Концепция эффективной системы управления автосервисом в нестабильной экономической среде 18
2.1. Функции системы управления автосервисом 18
2.2. Принципы к развитию управления системой автосервиса 21
2.3. Система моделей и методов 23
Вывод к разделу 2 27
Раздел 3. модель формирования системы сетового автосервиса 29
3.1. Существующая система управления автосервисом и ее недостатки 29
3.2. Пути решения проблемы 33
Вывод к разделу 3 34
Заключение 36
Список использованной литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

Системный анализ станции технического обслуживания.docx

— 2.72 Мб (Скачать файл)

2.3. Система моделей и методов

 

Концепция управления СТО в условиях нестабильной экономической среды включает в себя следующие основные положения:

  1. рассмотрение предприятия как стохастической системы, функционирующей в условиях нестабильной экономической среды, способной к саморегулированию и адаптации;
  2. создание и использование системы непрерывного (адаптивного) прогнозирования состояния внешней среды и показателей деятельности предприятия;
  3. использование для прогнозирования комбинированных оценок, позволяющих синтезировать решения, получаемые с помощью количественных и качественных методов;
  4. использование системы методов и моделей, имеющих единую информационную базу и связанных друг с другом определенными информационными связями, способных адаптироваться к реальным процессам и условиям быстроменяющейся рыночной среды;
  5. методы и модели прогнозирования и планирования объемов материальных потоков, величины материальных запасов должны рассматриваться в комплексе с методами оценки развития основного и вспомогательного производства предприятия с использованием единой информационной базы.

Моделирование производства товаров и услуг необходимо рассматривать  как единый процесс, призванный обеспечить получение достоверной оценки возможностей предприятия по созданию конкурентоспособной  продукции.

Следует особо отметить широкое  применение как количественных, так  и качественных методов. Развитие методов  качественного анализа (прежде всего, методов экспертных оценок) обусловлено  отсутствием точного знания об объекте  управления и быстром устареванием информации при очередном изменении  среды.

Развитие методов количественного анализа предполагает использование современных информационных технологий, защищенных от неполноты, неточности и быстрого устаревания информации.

Основные методы системы  управления показаны на рис. 2.2.

Рис. 2.2. – Основные методы управления

 

Экономические методы управления – это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных, участник процесса преследует и общественные, и групповые цели.

В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.

Организационно-распорядительные методы управления – это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

К числу организационных  методов относят:

  1. организационное проектирование;
  2. регламентирование;
  3. нормирование.

При этом не указываются  конкретные лица и конкретные даты исполнения.

При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.

Сущность организационного регламентирования состоит в  установлении правил, обязательных для  выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и так далее).

Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.

Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.

Распорядительные методы реализуются в форме: приказа, постановления, распоряжения, инструктажа, команды, рекомендаций.

Управление производством  осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений  в процессе производства.

Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.

К ним относятся: моральное поощрение, социальное планирование, убеждение, внушение, личный пример, регулирование межличностных и межгрупповых отношений, создание и поддержание морального климата в коллективе.[8]

Основные идеи вероятностно-адаптивного  подхода к управлению предприятием реализуются через систему моделей  и методов принятия управленческих решений, позволяющих обеспечить устойчивое функционирование предприятия и  его адаптацию в условиях нестабильной экономической среды. Эта система  включает в себя:

  1. модель факторного анализа финансового состояния предприятия
  2. модели непрерывного прогнозирования спроса на продукцию и услуги;
  3. модели формирования и оптимизации структуры провозных возможностей предприятия;
  4. модели показателей перевозочного процесса;
  5. модель оценки надежности работы автомобильного парка;
  6. модели материально-технического обеспечения предприятием;
  7. модели управления техническим обслуживанием предприятия.

Использование указанных  моделей и соответствующих методик  расчета позволит сделать прогноз  производственной программы предприятия  и выполнить экономическую оценку производства продукции и услуг. Структура и состав предлагаемой системы моделей меняется в зависимости  от наличия исходной информации на СТО.

Вывод к  разделу 2

 

Рассмотрение СТО как объекта управления в современной динамично изменяющейся экономике требует развития модели предприятия. Главная идея при подходе к формированию модели заключается в признании трех основных положений:

  1. автосервис представляет собой открытую сложную систему, имеющую стохастический характер;
  2. признается взаимосвязь и взаимозависимость элементов, подсистем и всей системы в целом от внешней среды, которая определяется как нестабильная экономическая среда;
  3. целью управления такой системой является обеспечение ее устойчивости, надежности и способности к адаптации в нестабильной экономической среде.

Исходя из внешней экономической  среды, выделяют три группы факторов нестабильности экономической среды предприятия, которые действуют на трех уровнях: на микроуровне (уровень предприятия), на мезоуровне (уровне внутреннего рынка), на макроуровне (уровне внешнего рынка и факторы НТП). Факторы, входящие в указанные группы, коррелируют между собой.

Для обеспечения устойчивости и адаптации СТО как объекта управления в нестабильной экономической среде требуется концепция развития методологии управления предприятием, которая показана в виде вероятностно-адаптивного подхода к управлению.

Данный подхода к управлению современным СТО позволит обеспечить возможность адаптации и устойчивого функционирования в нестабильной экономической среде.

 

 

Раздел 3.

модель формирования системы сетового автосервиса

 

3.1. Существующая система управления автосервисом и ее недостатки

 

Рассмотренная система автосервиса, которая представляет собой эффективно функционирующее предприятие в любых условиях экономике, не соответствует практической системе управления. Это выражается в том, что в настоящее время развитие сети предприятий по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств происходит без использования научно-обоснованных методов и моделей. Размещение автосервисных предприятий, их количество, а главное, их оснащенность и экологическая безопасность не отвечают ни потребностям в обслуживании, ни обеспечению безопасности жизненной среды городов.

Проблемы автосервиса  возникают  из-за неправильного представления  системы управления предприятием. Большинство  предприятий функционирует по принципу, представленному на рис. 3.1., при этом, не рассматривая систему, как множества  отдельных подсистем. Их функционирование направленно на получение прибыли  при минимальных затратах.

Рис. 3.1. – Принцип функционирования СТО

Строительство помещений  автосервиса, выбор оборудования – вещи, несомненно, очень важные. К сожалению, часто уже в процессе работы видно, что СТО функционирует неплохо, но могло бы работать намного лучше.

К общим функциям управления СТО относятся: планирование, организация, регулирование, контроль, учёт, то есть те функции, которые характеризуют процесс управления, только не всегда учитываются особенности всех функций.

К специфическим функциям (рис. 3.2.) автосервисов относится управление:

  1. основными производственными процессами;
  2. вспомогательными и обслуживающими процессами;
  3. сбытом продукции.

Рис. 3.2. – Функции автосервиса

 

Автосервис – это, прежде всего коммерческий проект, направленный на получение прибыли. А поскольку оборудование для автосервиса стоит не дешево, да и аренда помещения обходиться дорого, в такой проект требуются большие первоначальные вложения. Естественно, что в нестабильной экономической ситуации окупаемость такого проекта будет происходить медленней, чем при стабильной ситуации. Проанализировав рис. 3.1. и 3.2. можно прийти к выводу, что достигнуть желаемых результатов будет не так просто. Для их достижения необходимо будет более детально рассмотреть систему не только со стороны функций, но и со стороны механизма СТО с взаимодействием внешней среды, поскольку фактор нестабильности экономики очень важен в общем функционировании любого предприятия.

Некоторые СТО рассматривают систему более углубленно, однако даже при создании эффективной системы управления возникают сбои. Поскольку могут возникнуть проблемы с реализацией поставленных задач.

Например, создается система  управления, которая будет организовывать планирование работы на СТО через  предварительную запись по телефону. В таком случаи, менеджер по приему заявки не может установить  необходимых затрат времени на обслуживания автомобиля, поскольку не производится диагностика машины (рис. 3.3.). В такой системе может произойти сбой в успеваемости выполнения работы, и клиент может остаться не довольным. То есть с одной стороны, предварительная запись эффективна в планировании системы, а с другой стороны – это может нарушить режим выполнения и произойдет сбой в управлении.

В системе автосервиса  существует бесконтрольность размещения и необоснованность мощности таких предприятий. Это является негативным фактором при формировании городской инфраструктуры, транспортной сети и воздействии на окружающую среду.

Наиболее действенным  из существующих путей решения данной проблемы является проектирование сети предприятий автосервиса с помощью  использования научно-обоснованных методов и моделей.

 

Рис. 3.3. – Схема планирования работ по предварительной записи 

 

3.2. Пути решения проблемы

 

Сеть предприятий по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств представляет собой сложную организационно-техническую систему, при проектировании которой к наилучшему результату приводит использование методов имитационного моделирования, поскольку в этом случае входные потоки не ограничиваются требованиями стационарности, однородности, отсутствием последействия и так далее, что позволяет в процессе моделирования получить необходимый результат[6].

Для реализации эффективного и стабильного управления СТО  необходимо рассмотреть систему  управления таким предприятием начиная  с планирования при создании стабильно  функционирующего автосервиса.

В качестве объекта моделирования  выступает территория (например, город), где можно выделить места концентрации автомобилей и места дислокации предприятий автосервиса. Процесс  моделирования предлагается начать с задания исходных параметров (определение  мест концентрации автомобильного парка, прогнозирование спроса, определение  допустимых мест дислокации предприятий), а также первоначального состояния  сети автосервисных предприятий. В начале полагается, что система имеет одно сервисное предприятие, которое будет обслуживать весь парк автотранспортных средств рассматриваемой территории. С указанными предварительными параметрами и заданными условиями выполняется имитационная модель функционирования автосервисной сети, и рассчитываются её показатели эффективности. Далее в модель добавляется еще одно СТО, определяются зоны обслуживания каждого предприятия и вновь выполняется имитация процесса возникновения заявок и их обслуживания. При этом полагается, что все предприятия автосервиса являются однородными, качество, спектр услуг и ценовая политика предприятий не отличаются, а клиенты предпочитают обслуживать автомобили на ближайших СТО. Количество итераций соответствует числу предприятий автосервисной сети. Показатели эффективности модели (доходы предприятий автосервиса, затраты владельцев автотехники на её доставку, число неудовлетворенных заявок, сумма экологического ущерба) рассчитываются для каждой итерации. По результатам анализа показателей выбирается наилучший вариант (номер итерации). Блок-схема модели формирования сервисной сети представлена на рис. 3.4.

Информация о работе Системный анализ станции технического обслуживания