Социальная политика государства. Проблемы реализации социальной политики в условиях перехода к рынку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – отразить суть политики доходов населения и ее последствия.
Задачами являются:
1. Раскрыть сущность социальной политики государства.
2. Охарактеризовать политику социальной защиты и социальных гарантий ты со стороны государства.
3. Описать социальную политику в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Социальная политика государства
1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства 6
1.2 Функции и направления социальной политики 8
1.3 Социальная устойчивость 14
1.4 Политика обеспечения занятости 16
1.5 Политика социальной защиты 17

2 Основные направления социальной политики Республики Беларусь в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике
2.1 Особенности социальной политики в условиях становления рыночной экономики 21
2.2 Результаты реализации социальной политики в Республике Беларусь на сегодняшний день 24
2.3 Региональная социальная политика: проблемы и направления их решений 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Функции и направления социальной  политики

 

Социальная политика обладает рядом  функций, которые в конечном счете  определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. Можно назвать множество функций, но в качестве основополагающих следует выделить такие, как:

  формирование рациональной структуры доходов и потребностей общества;

  стимулирование мотивационных принципов активизации трудовой деятельности работников;

  обеспечение социальной защищенности всех членов общества;

  согласование личных, коллективных и общественных интересов;

  учет доли каждого работника в создании и распределении общественных благ;

  развитие социальной инфраструктуры общества.

 

Формирование рациональной структуры  доходов и потребностей общества предполагает разработку цели развития общества на определенный период времени; создание целевых комплексных программ, направленных на ее реализацию; формирование объема и структуры потребностей общества на определенный период, с тем, чтобы заложить их в обозначаемую цель развития производства.

Стимулирование мотивационных  принципов активизации трудовой деятельности работников направлено на побуждение работников к росту производства, обеспечению ресурсного потенциала проведения активной социальной политики государства. Все источники доходов, размер и направления поступлений  расходования налогов, социальных отчислений должный быть прозрачными, понятными каждому работнику и потребителю общественных благ.

Обеспечение социальной защищенности всех членов общества предполагает повсеместную реализацию принципа всеобщности социальной политики, при этом размер социальных услуг должен решить главную задачу – обеспечение прожиточного минимума всему населению. Остающаяся часть дохода общества должна дифференцироваться в зависимости от трудового вклада и размера собственности. В развитых рыночных экономиках эти принципы гарантируются соответствующими правовыми нормами и государственными службами и учреждениями.

Согласование личных, коллективных и общественных интересов учитывает, прежде всего, не первоочередность решения  тех или иных интересов, как это  предполагалось социализмом, а участие всех субъектов хозяйствования в их реализации. Степень такого участия определяется каждой национальной экономикой отдельно.

Учет доли каждого работника  в создании и распределении общественных благ реализуется в разных системах по-разному. Социализм здесь провозгласил принцип распределенности по количеству и качеству труда. Он базируется на теории трудовой стоимости и провозглашает: создающий своим трудом большую стоимость должен получать больший доход, большую долю от общественного дохода. На практике этот принцип не реализовался, а насаждалось уравнительное распределение (для работников, но не управленческого персонала). В рыночных структурах учет доли каждого ведется от ресурсного обеспечения производства или общественно полезных действий. Учитывается роль фактора производства, и через механизм рынка определяется долевое участие в распределении благ.

Развитие социальной инфраструктуры общества обеспечивает создание и динамику движения социальной базы общества. Приоритетную позицию здесь занимают создание условий для воспроизводства рабочей силы, а значит, развитие системы здравоохранения, культуры, образования, спорта и туризма, строительство и эксплуатация жилого фонда, сферы услуг и т.д.

Все эти функции тем в большей  степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в тесной зависимости от политики государства вообще.

Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработана несколько  направлений в ее реализации. К ним относятся: социальное страхование; социальную защиту работников, политику в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищную политику.

Социальное страхование – наиболее важная часть политики государства  в социальной сфере. В процессе производства работники могут потерять (по ряду объективных причин, например, из-за травмы) возможность продолжать работу. При этом они лишаются источника дохода. Для решения возникшей в этом случае проблемы существует две возможности. Первая – оплата определенной суммы за причиненный ущерб. Однако единовременное пособие не дает ему возможности существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее второй путь: социальное страхование.

Необходимо правильно понимать смысл, значение социального страхования – как основного механизма социальной защиты работников в условиях рыночной экономики. Именно на этой основе социальное страхование может стать реальной базой достижения социальной стабильности и согласия. Все это свидетельствует о необходимости восстановления страхового характера данного вида социальной защиты. В зависимости от соблюдения принципов страхования и обеспечения им адекватных источников финансирования можно выделить 3 модели организации социального страхования:

1. В первой модели страховые начала не развиты. Размер выдаваемых социальных пособий и выплачиваемых пенсий зависит от ряда второстепенных внешних факторов, от служебного положения. Недостаток денежных средств покрывается учредителями. Подобная система способна обеспечить лишь невысокие уровни защиты и может существовать только в условиях бездефицитного государственного бюджета. Рыночным условиям хозяйствования, как правило, свойственен дефицит государственного бюджета, а значит, велика вероятность того, что государство не сможет выполнить своих обязательств.

2. Отличительная черта второй модели – страхуемые и страхователи делают взносы, однако расчеты с ними не учитывают степени вероятности наступления того или иного страхового события, т.е. социального риска. Страхование фактически осуществляется в пользу третьих лиц, и накопление финансовых средств никак не связано с ростом обязательств.

3. Третья модель строится, исходя из страхования социальных рисков. Величина накопленных средств в каждый конкретный момент времени соответствует взятым страхователями обязательствам. Выплаты не могут превышать установленного соотношения между выдаваемыми пособиями и поступлениями. Эта модель социального страхования обычно предусматривает способы покрытия дефицита средств путем образования запасных фондов, перестрахования рисков и т.д.. Такая форма организации социального страхования достаточно гибка: не возникает технических трудностей, как при объединении нескольких видов страхования, так и при их разделении, при выходе из фондов страхования группы участников или при привлечении новых.

Система социального страхования  строится на определенных принципах. Во-первых, оно имеет законодеятельную основу. Во-вторых, оно обязательно для  лиц, работающих в условиях риска (впрочем, страхование может осуществляться и на добровольной основе). В-третьих, система социального страхования предусматривает участие государства в финансировании соответствующих выплат. Делятся это либо в форме снижения выплачиваемых самими работниками сумм, либо за счет повышения предлагаемых государством пособий. В-четвертых, система социального страхования ориентируется на помощь, прежде всего слабым в экономическом отношении членам общества.

Практика определила несколько  форм социального страхования. Во многих цивилизованных странах применяются следующие: страхование от несчастного случая, болезни, в связи с родами и уходом за ребенком, по инвалидности, в случае потери работы, пенсионное страхование.

Важнейшим направлением политики пенсионного  страхования является осуществление  концепции «динамической пенсии»: приведение пенсий в соответствии с уровнем заработной платы работающего населения. Тем самым удастся воспрепятствовать обесценению (вследствие инфляции) средств, которые были накоплены работником, путем регулярных отчислений.

В обязанности государства входит обеспечение функционально  способной  системы институтов страхования  на случай болезни. Например, обеспечение  в случае заболевания почти для 90% граждан ФРГ гарантируется  путем установленной законом  системы страхования на случай болезни. Около 10% граждан застрахованы частным образом. Заболевший во время болезни дохода не теряет. Работодателей закон обязывает продолжать выплату заработной платы в течение шести последующих недель.

Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Здесь речь идет о различного рода переплетениях, распределении и правах застрахованных. Большие затраты на финансирование последствий несчастных случаев на производстве являются важной причиной интенсификации государственной политики защиты работающих. Необходимо, чтобы финансирование осуществлялось на 100% за счет взносов предприятий или работодателей, т.к. в соответствии с принципом причинности вопрос о начислении издержек (затрат), связанных с последствиями несчастных случаев, будет отнесен к предприятиям.

Социальная защита работников, как  важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах  составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы. Кроме того, в любом государстве имеется значительное количество нетрудоспособных лиц и лиц с пониженной трудоспособностью, требующих особого внимания государства. Ко всему этому можно добавить, что политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает определенные правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров, которые заключают между собой работники и предприниматели. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между работниками и работодателями речь должна идти не просто о купле-продаже товаров, а о социальном статусе личности.

Международная практика и отечественный  опыт свидетельствуют о том, что  к важнейшим принципам социальной защиты работников следует отнести:

  социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, к защите достоинства человека, его права на свободный труд, свободу выбора профессии, места работы и обучения, охрану труда, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности, что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, социальных пактов и других документов ООН, МОТ и других признанных международных норм;

  социальная справедливость в области трудовых отношений – равные права на условия и охрану труда, сохранения здоровья, работоспособности и трудоспособности граждан, высокий уровень компенсации утраты трудоспособности, обеспечение медицинского, социальной и профессиональной реабилитации;

  всеобщий и обязательный характер защитных работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально-экономического развития общества;

  минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации;

  государственные гарантии, связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты;

  заинтересованность всех основных субъектов защиты (государство, предприниматели, организации социального страхования и широкий круг профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании тех или иных систем и форм защиты;

  солидарность всех субъектов социальной защиты на основе «социальных договоров», касающихся распределения финансового бремени по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков;

  экономическую и социальную свободу работников в области труда – выбор профессии с приемлемыми уровнями социальных и профессиональных рисков, возможность получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциаций;

  личную ответственность работников за сохранение своего здоровья, работоспособности и трудоспособности, правильный выбор профессии, места работы;

  многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты – от государственных гарантий для всех трудящихся до узконаправленных мер для отдельных их категорий и профессиональных групп;

  многосубъектность социальной защиты – субъектами социальной защиты должны выступать: государство (в лице ведомств и министерств), работодатели, орагнизации по страхованию, региональные органы управления;

  многоаспектность и разнонаправленность мер социальной защиты – предметом внимания должны стать условия и оплата труда работников, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание, компенсация утраты работоспособности и реабилитационные услуги.

Социальная политика в области  заработной платы должна реализовываться  дифференцированно. Регулирующие вмешательство  осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее, не разрешается. С помощью законов государство определяет также периодичность оплаты труда (допустим, два или же один раз в месяц).

В некоторых случаях политика заработной платы предусматривает введение предельного уровня последней  и сохранение его в течение определенного отрезка времени. Возможно также использование ограничений на темпы роста оплаты труда. Данные меры применяются для предотвращения инфляции и устранения трудностей в области платежного баланса.

Информация о работе Социальная политика государства. Проблемы реализации социальной политики в условиях перехода к рынку