Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 21:10, курсовая работа
Цель данной работы – отразить суть политики доходов населения и ее последствия.
Задачами являются:
1. Раскрыть сущность социальной политики государства.
2. Охарактеризовать политику социальной защиты и социальных гарантий ты со стороны государства.
3. Описать социальную политику в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Социальная политика государства
1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства 6
1.2 Функции и направления социальной политики 8
1.3 Социальная устойчивость 14
1.4 Политика обеспечения занятости 16
1.5 Политика социальной защиты 17
2 Основные направления социальной политики Республики Беларусь в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике
2.1 Особенности социальной политики в условиях становления рыночной экономики 21
2.2 Результаты реализации социальной политики в Республике Беларусь на сегодняшний день 24
2.3 Региональная социальная политика: проблемы и направления их решений 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
В связи с празднованием 65-годовщины Победы в Великой Отечественной войне в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17 февраля 2010 г. № 69 единовременная материальная помощь выплачена 81тыс. человек общую сумму 15,6 млрд. рублей.
В соответствии с Планом подготовки и проведения мероприятий по празднованию 65-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне, утверждённым Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. №110, проведены обследования ветеранов Великой Отечественной войны. По результатам обследования данной категории граждан оказана необходимая помощь.
В 2010 году делегации белорусских ветеранов приняли участие в торжественных мероприятиях, посвященных 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне, проводимых в городах – героях Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Киеве, Смоленске.
2. Социальная поддержка инвалидов
Социальная защита инвалидов - одно из приоритетных направлений государственной социальной политики. По состоянию на 1 ноября 2010 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состоит 502,9 тыс. инвалидов, в том числе: инвалидов I группы - 72,4 тыс. человек; II группы - 269 тыс. человек; III группы - 136 тыс. человек; детей-инвалидов в возрасте до 18 лет -25,5 тыс. человек. В течение десяти месяцев 2010 года численность инвалидов сократилась на 3856 человек или на 0,8 процента.
Определенный вклад в решение многих острых проблем инвалидов внесен государственными программами по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006 – 2010 годы, о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007 – 2010 годы [1].
Реализация мероприятий
За 2007 – 2009 годы мероприятия Государственной программы о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007 – 2010 годы выполнены на 7507 объектах социальной инфраструктуры республиканской и коммунальной форм собственности из 5815 запланированных. Это позволило увеличить удельный вес объектов, приспособленных к доступу инвалидов и других категорий физически ослабленных лиц, с 19,9 процента в 2006 году до 35 процентов в 2009 году в среднем по республике. К 2011 году планируется увеличить удельный вес указанных объектов до 50 процентов в среднем по республике.
В республике развивается и совершенствуется
сеть реабилитационных учреждений, внедряются
новые реабилитационные технологии,
разрабатываются современные
Особое место в области социальной реабилитации инвалидов занимает вопрос обеспечения инвалидов техническими средствами социальной реабилитации.
Единственным в республике предприятием по оказанию протезно-ортопедической помощи населению и изготовлению более 70 процентов наименований изделий, включенных в Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации, выделяемых инвалидам бесплатно или на льготных условиях, является Республиканское унитарное предприятие «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» (далее – РУП БПОВЦ).
В РУП БПОВЦ постоянно ведется
работа по улучшению качества и повышению
технического уровня выпускаемой продукции.
В настоящее время
На учете в РУП БПОВЦ по
состоянию на 1 октября 2010 г. состоит
более 98 тыс. человек, нуждающихся в
технических средствах
За 9 месяцев 2010 года изготовлены опытные образы 21 вида средств реабилитации (лечебно-бандажных изделий, протезно-ортопедической обуви, протезных изделий и др.)
За данный период РУП БПОВЦ выпущено товарной продукции в действующих ценах за вычетом налогов на сумму 24404 млн. рублей, что составляет 128,2 процентов к соответствующему периоду прошлого года.
Произведено [1]:
22013 пары протезно-ортопедической обуви для граждан, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата;
9333 изделий лечебного протезирования;
24002 различных индивидуальных средств реабилитации;
2611 экзопротезов молочной железы;
7356 протезных изделий, из них 1671 протезов верхних и нижних конечностей;
за счет средств республиканского бюджета поставлено комитетам по труду, занятости и социальной защите 2764 инвалидные кресла-коляски;
в целях импортозамещения изготовлено 85418 полуфабрикатов собственного производства.
На базе учебного центра профессиональной реабилитации РУП БПОВЦ за отчетный период прошли медико-профессиональную реабилитацию 61 человек: из числа безработных по специальностям «Обувщик по ремонту обуви» подготовлено 15 инвалидов, по специальности «Столяр» – 2 инвалида, прошли обучение 14 инвалидов по курсу «Современные компьютерные технологии», 30 инвалидов, находящихся на стационарном протезировании в РУП БПОВЦ, прошли курс обучения «Оператор ПЭВМ».
За 9 месяцев 2010 года прошли реабилитацию
в «Республиканском реабилитационном
центре для детей-инвалидов
Специалистами Центра внедрены новые
формы групповых занятий: мультимедийные
занятия с одновременным
Внедрены новые формы работы: живопись по мокрому, графика по стеклу. Возрос интерес детей к занятиям по кулинарии и компьютерной графике.
3. Социальное обслуживание
В каждом административном районе созданы
и динамично развиваются
На 1 октября 2010 г. на учете в центрах состоит более 1,6 млн. человек (в т.ч. одиноких граждан пожилого возраста – 155,4 тыс. человек, одиноко проживающих – около 560 тыс. человек, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – около 9,5 тыс. человек, многодетных и неполных семей – 188,1тыс., семей, воспитывающих детей-инвалидов – около 22,2 тыс., граждан, освободившихся из мест лишения свободы – более 6,8 тыс. человек) [1].
Из года в год растет число граждан, которым социально-бытовые услуги предоставляются на дому (приобретение и доставка продуктов питания, медикаментов и товаров первой необходимости; оформление документов для оказания материальной помощи; оплата коммунальных услуг и др.). На 1 октября 2010 г. на дому обслуживается 83,6 тыс. человек (по состоянию на 1 января 2010 г. – 82,3 тыс. человек). Нельзя не отметить, что организация социального обслуживания на дому позволила несколько снизить очередность на поселение в дома-интернаты общего типа.
Для обеспечения принципа доступности
социального обслуживания для нетрудоспособных
граждан, особенно жителей села, открываются
отделения круглосуточного
Организована работа 47 бригад социального обслуживания на мобильной основе, оказывающих платные разовые социально-бытовые услуги.
В целях приближения услуг к их потребителям открываются социальные пункты центров. В настоящее время работает 570 пунктов (по состоянию на 1 января 2010 г. – 543 пункта).
Начиная с 2007 года, проводится работа по обеспечению преемственности перехода выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации системы Министерства образования в территориальные центры социального обслуживания населения. Решение этой задачи возложено на отделения дневного пребывания для инвалидов центров (на 1 октября 2010 г. - 130 отделений) с трудовыми мастерскими, кружками и клубами по интересам. До конца 2010 года такие отделения должны быть организованы во всех административных районах.
4. Государственная адресная социальная помощь
Система государственной адресной социальной помощи, созданная в Республике Беларусь в 2001 году, направлена на оказание временной материальной поддержки малообеспеченным гражданам и семьям, содействие в преодолении трудной жизненной ситуации.
На сегодняшний день вопросы предоставления государственной адресной социальной помощи регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2009 г. № 458 «О государственной адресной социальной помощи», а также Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».
Принятие решения о
За период январь – сентябрь 2010 года государственная адресная социальная помощь предоставлена 142,7 тыс. человек на общую сумму около 42,5 млрд. рублей, средний размер ежемесячного социального пособия составил в среднем 50,4 тыс. рублей в месяц на одного человека, а единовременного – 164,4 тыс. рублей. Социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации назначено более 12,6 тыс. человек на общую сумму более 6,3 млрд. рублей. (Информация за 12 месяцев 2010 года будет обновлена в январе 2011 года согласно срокам предоставления ведомственной отчетности).
Основные задачи социальной поддержки на 2010 год включали [1]:
подготовка и участие в мероприятиях, посвященных 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне;
завершение реализации государственных социальных программ, предусмотренных на 2006-2010 годы;
разработка программы социальной поддержки ветеранов и пожилых людей на 2011-2015 годы, в которой особое внимание следует адресовать ветеранам войны, одиноким пожилым людям, а также учесть интересы нового, активного поколения пожилых.
5. Государственная социальная поддержка семьи.
Семья является одним из
социальных устоев общества и
одновременно одной из
Созданию условий для
В республике планомерно предпринимаются меры для улучшения положения белорусских семей, женщин-матерей, укрепления их социальной защиты. Система социальных пособий, гарантий и льгот семьям, воспитывающим детей, в Республики Беларусь является одной из самых эффективных среди стран СНГ.
На протяжении последних лет государство изыскивало ресурсы для поэтапного увеличения размеров пособий, обеспечения их своевременной выплаты. Пособиями по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет охвачено более 96 процентов детей данного возраста.
Значимой формой социальной поддержки семей с малолетними детьми является обеспечение бесплатным питанием детей первых двух лет жизни. В 2008 году помощь получили более 44,0 тыс. детей из малообеспеченных семей, в первом полугодии 2009 г. – 40,3 тыс. детей. При рождении тройни и более детей бесплатное питание предоставляется независимо от совокупного дохода семьи. Такие семьи также имеют право на бесплатную услугу няни до исполнения детям 3-летнего возраста.
Малообеспеченные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, получают адресную социальную помощь виде ежемесячного или единовременного пособия. В сентябре текущего года принят Указ Президента Республики Беларусь, предусматривающий меры по повышению эффективности механизма предоставления гражданам и семьям данного вида государственной поддержки.
В системе материальной помощи семьям с детьми государство также использует льготы по налогообложению, оплате за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия, удешевлению питания школьников, надбавки к пособиям по безработице.