Социальная политика государства. Проблемы реализации социальной политики в условиях перехода к рынку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – отразить суть политики доходов населения и ее последствия.
Задачами являются:
1. Раскрыть сущность социальной политики государства.
2. Охарактеризовать политику социальной защиты и социальных гарантий ты со стороны государства.
3. Описать социальную политику в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Социальная политика государства
1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства 6
1.2 Функции и направления социальной политики 8
1.3 Социальная устойчивость 14
1.4 Политика обеспечения занятости 16
1.5 Политика социальной защиты 17

2 Основные направления социальной политики Республики Беларусь в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике
2.1 Особенности социальной политики в условиях становления рыночной экономики 21
2.2 Результаты реализации социальной политики в Республике Беларусь на сегодняшний день 24
2.3 Региональная социальная политика: проблемы и направления их решений 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

Хотим мы этого или нет, но далеко не всегда каждый из нас оказывается в состоянии избежать социального риска. Более того, такие ситуации непрерывно сопровождают нас по жизни, носят массовый характер, касаются всех членов общества, а некоторые из них к тому же обязательно наступают (наступление старости и выход на пенсию).

Следовательно, социальное страхование  должно носить обязательный характер, что обусловлено неизбежностью  наступления основных видов социальных рисков на том или ином этапе жизнедеятельности  граждан.

Экономическим источником страховых  взносов выступают средства, необходимые для воспроизводства рабочей силы. Возникает задача определить общественно нормальную долю страховых взносов, степень участия работополучателя, работодателя и государства в формировании соответствующих страховых фондов.

Основные статьи расходов социального страхования:

а) выплата трудовых пенсий (по старости и инвалидности, по

случаю потери кормильца, за выслугу  лет), а также социальных

пенсий и пенсий для военнослужащих. Для этого используются

целевые отчисления в Пенсионный фонд и бюджетные средства;

б) выплаты по временной нетрудоспособности (основная

часть расходов), по беременности и  родам, а также на оздоровление, где  используются средства Фонда социального  страхования;

в) пособия по безработице.

Социальное страхование осуществляется в двух формах: обязательное и добровольное. Источниками средств фондов социального страхования служат:

а) страховые взносы застрахованных;

б) страховые взносы предпринимателей;

в) субсидии государства.

Социальная помощь – оказание адресной поддержки гражданам, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их материального положения, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья.

Социальная помощь предоставляется  в виде льгот и выплат. Осуществляется в виде денег, услуг и товаров. В отличие от социального страхования, которое сориентировано на всех граждан, социальная помощь имеет адресный и категориальный характер. Используются средства бюджета, централизованных бюджетных и внебюджетных фондов, а также кредитные ресурсы национальной банковской системы.

Минимальные социальные гарантии –  важный компонент современной социальной защиты. Предполагается обеспечение  равного доступа всех граждан  к базовым социальным благам на основе соответствующих государственных  гарантий.

Социальная поддержка включает наличие соответствующих гарантий, которые выступают как обязательства общества перед своими членами по удовлетворению ряда потребностей.

Здесь реализуются конституционные  права граждан на получение минимального объема социальных благ и услуг. Особо выделим гарантии суверенитета потребителя и экологической безопасности. Их наличие отражает современные права члена общества.

Выполняя данную социальную функцию, государство:

а) законодательно устанавливает минимальные нормативы

обеспечения граждан страны социальными  благами;

б) осуществляет финансирование развития и затрат социальных отраслей (здравоохранение, образование, ЖКХ и т. д.);

в) устанавливает минимальные размеры оплаты труда, пенсий, пособий по безработице, стипендий.

На практике мероприятия социальной защиты приводятся в определенную систему, разрабатываются программы социальной политики государства.

Таким образом, каждое государство независимо от степени социальных расходов проводит определенную политику в области социальной защиты и социальных гарантий. Для нормального функционирования общества и недопущения социальной напряженности определенные слои общества постоянно финансируются за счет бюджета государства, также в предусмотренных законодательством случаях в момент наступления форс-мажорных обстоятельств государством предусмотрен ряд социальных гарантий.

 

2 Основные направления социальной  политики Республики Беларусь в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике

2.1 Особенности социальной политики  в условиях становления рыночной  экономики

 

В Республике Беларусь целью социальной политики является обеспечение устойчивого  роста уровня и качества жизни населения и сокращение бедности. В процессе трансформационного перехода по сравнению с многими другими странами, вставшими на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось не допустить значительных негативных явлений в социальной сфере, связанных с безработицей, резким расслоением населения по уровню доходов, снижением доступности услуг здравоохранения и образования и др.

В рамках выбранной страной социально  ориентированной рыночной модели отношений  правительство стремится решить задачи, направленные на [2]:

  создание экономических и правовых условий для повышения трудовой активности, развития деловой инициативы трудоспособного населения;

  улучшение демографической ситуации с целью расширенного воспроизводства населения страны;

  достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения;

  обеспечение конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

  защиту прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи, инвалидам.

Активная социальная политика и  очевидные успехи в экономике  позволили Беларуси занять согласно данным, рассчитываемым ООН, самое высокое  место среди стран СНГ по индексу  человеческого развития, учитывающему уровень жизни населения, его образованность и продолжительность жизни. По данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) Беларусь принадлежит к числу стран с наименьшим уровнем социального имущественного расслоения. По этому показателю республика входит в группу стран, в которых имущественная дифференциация населения выражена в наименьшей степени. К этой группе стран относятся Германия, Дания, Нидерланды, Норвегия, Словакия, Словения, Украина, Финляндия, Чехия, Швеция, Япония. В других странах восточноевропейского региона и СНГ степень имущественного расслоения населения значительно выше (Грузия, Казахстан, Литва, Латвия, Россия, Польша, Эстония).

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко  поставил задачу снизить к 2010 году в 2 раза уровень малообеспеченности населения, и эта задача успешно претворяется в жизнь. Число малообеспеченных граждан в республике постоянно снижается: если в 2000 году их насчитывалось 42%, в 2005 году – 12,7%, в 2009 году – 4,7%. Важно отметить, что такое снижение произошло во всех регионах страны, а не только в крупных городах.

На протяжении последних лет  разрыв в соотношении доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного  населения в Беларуси увеличивается  незначительно. В мировой практике предельно критическим значением  этого показателя считается 10-12 раз. В 2009 году данный показатель по Беларуси составил 5,9 раз. В Российской Федерации соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения в 2009 году составило 16,9 раза [4].

Целью законодательной базы Республики Беларусь по социальной защите являются недопущение снижения жизненного уровня населения, и прежде всего наименее защищенных категорий (пенсионеров по возрасту, инвалидов, многодетных и неполных семей), повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на защиту населения.

К 2010 году было предусмотрено повысить критерий нуждаемости в республике до уровня прожиточного минимума. Однако по решению Главы государства  с 17 декабря 2007 года критерий нуждаемости повысился до 100% бюджета прожиточного минимума, а для семей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, размер единовременного пособия достиг 120% бюджета прожиточного минимума. Повысился также критерий нуждаемости для обеспечения бесплатным питанием детей первых двух лет жизни.

Целью законодательной базы Республики Беларусь по социальной защите являются недопущение снижения жизненного уровня населения, и прежде всего наименее защищенных категорий (пенсионеров  по возрасту, инвалидов, многодетных  и неполных семей), повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на защиту населения.

Основополагающую роль в социальной политике играет закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» (1995 г.), в котором закреплена система государственного социального страхования как основная форма социального обеспечения граждан. В ней определено место пенсий и пособий.

К базисным для социальной сферы  относится также закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» (1999 г.), который устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума, его использования при формировании и реализации государственной политики регулирования уровня жизни, а также при осуществлении мер социальной защиты населения.

Пенсии: в Республике Беларусь около 2,5 млн. пенсионеров (практически каждый четвертый житель страны). Из них  более 1,9 млн. являются получателями пенсии по возрасту. Законом «О пенсионном обеспечении» (1992 г.) установлены основные виды государственных пенсий: трудовые и социальные. На финансирование пенсионных выплат направляется до 10 % ВВП [4].

По уровню пенсионного обеспечения  Республика Беларусь занимает лидирующие позиции среди государств СНГ. В 2009 году средний размер пенсии составил 124,6% от величины среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи пенсионеров.  В декабре 2009 г. средний размер пенсии, назначенной органами по труду, занятости и социальной защите, составил 429,5 тыс. рублей или свыше 150 долл. США.

Для повышения эффективности мер  по социальной защите инвалидов принят закон «О социальной защите инвалидов  в Республике Беларусь» (1991 г., новая  редакция – 2000 г.) Решению многих проблем  этой категории граждан способствует реализация Государственной программы по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006-2010 годы, а также Государственной программы о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007-2010 годы.

Пособия: по социально-правовым основаниям обеспечения в Беларуси выделяются следующие важнейшие виды пособий: по временной нетрудоспособности; семьям, воспитывающим детей; по безработице; на погребение.

Пособие по временной нетрудоспособности обеспечивает материальную поддержку  граждан, которые по различным причинам временно утратили возможность трудиться, получать заработную плату или иной трудовой доход. Пособиями по временной нетрудоспособности обеспечиваются лица, на которых в соответствии с законодательством распространяется государственное социальное страхование.

Пособия семьям, воспитывающим детей, выплачиваются в соответствии с  законом "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" имеют  целью социальную защиту семьи, укрепление ее положения в обществе, охрану материнства и детства. Для этих пособий характерен «коллективный» получатель, которым выступает семья. В соответствии с законом о государственных пособиях семьям, воспитывающим детей, назначаются следующие виды пособий: по беременности и родам; в связи с рождением ребенка; матери, ставшей на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности; пособие и отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, причем период ухода за ребенком зачисляется в непрерывный трудовой стаж; пособие на детей в возрасте от 3 до 16 (18) лет, размер его устанавливается в процентах к бюджету прожиточного минимума в среднем на душу населения и зависит от совокупного ежемесячного дохода семьи; пособия по уходу за больными детьми и детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, в т. ч. пособия на детей, ВИЧ-инфицированных или больных СПИДом; выплачиваются надбавки к государственным пособиям на детей, рожденных вне брака, воспитываемых одним родителем в случаях, установленных законодательством, а также на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

Пособие по безработице гарантируется и регулируется законом "О занятости населения Республики Беларусь". Правом на пособие пользуются безработные, к которым относятся трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории республики, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости. Пособие не облагается налогами и подлежит индексации в установленном порядке.

В республике один из самых низких уровней безработицы среди государств СНГ, он составляет в настоящее время  менее 1 процента.  Государство предоставляет  дополнительные гарантии в области  занятости особо нуждающимся и особо уязвимым категориям граждан, в том числе родителям многодетных и неполных семей; лицам до 21 года, которые впервые находятся в поисках работы; инвалидам; гражданам, освобожденным из мест лишения свободы и др. Дополнительные гарантии включают в себя такие меры, как бронирование рабочих мест для определенных категорий граждан, осуществление программ профессионального обучения [4].

В целях усиления государственной  поддержки населения  в 2009 Указом Президента "О государственной адресной социальной помощи" были принятыПоложение о порядке предоставления государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий и Положение о порядке предоставления государственной адресной социальной помощи в виде социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации.

Согласно специальному докладу  «Manning the Barricades: Who's at risk as deepening economic distress foments social unrest», опубликованному в  марте 2009 году аналитическим отделом английского еженедельника «Экономист», индекс политической и социальной стабильности в Беларуси выше, чем в соседних Латвии, Литве, России и Украине. Риск политической и социальной нестабильности в Беларуси, по оценкам авторов издания, является умеренным в отличие от Латвии, Литвы и России, в которых этот риск является высоким, и Украины, в которой этот риск очень высокий. Согласно докладу Беларусь входит в число 50 самых стабильных стран.

 

2.2 Результаты реализации социальной  политики в Республике Беларусь на сегодняшний день

 

Государственная социальная поддержка  населения в Республике Беларусь включает [1]:

1. Социальная поддержка ветеранов и пожилых людей

По состоянию на 1 октября 2010 г. В  Республике Беларусь проживало  39,1 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны (из них участников Великой Отечественной войны – 28,1 тыс. человек, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны 1 и 2 групп – 8,1 тыс. человек), членов семей погибших в годы войны – 3,3 тыс. человек, одиноких пожилых людей – 155,0 тыс. человек.

Информация о работе Социальная политика государства. Проблемы реализации социальной политики в условиях перехода к рынку